Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
7 C
Уральск
14.1 C
Аксай
Еще

    Светлана Фортуна: «Раньше я думала, что играю для зрителя, но это иллюзия» (Интервью)

    На прошлой неделе Уральск с гастролями посетил столичный театр драмы им. Горького. Зрители могли увидеть постановку нестареющей классики Гоголя и Островского, а также представителей современной драматургии. Разнообразие жанров, стилей, образов… А как же актеры справляются со все этой гаммой чужих чувств, настроений, и при этом остаются собой. Каково это, когда сегодня ты Агафья Купердягина, а завтра Анна Каренина? О мастерстве перевоплощения и не только об этом в интервью газете «Надежда» рассказала ведущая актриса Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького Светлана Фортуна.

    Роман ДРОЗДОВ

    — Светлана, не могу не спросить, Фортуна – это псевдоним?

    — Нет, это моя фамилия, фамилия моей мамы. Она вышла за отца и не поменяла фамилию. Я и моя сестра тоже живем с маминой фамилией. Хотя я дважды была замужем, я тоже всегда оставалась Фортуной. И фортуна, я думаю, благоволит и мне, и театру, и всем тем, кто находится в моем поле, потому что моя фамилия всегда меня учит ей соответствовать.

    — Как родилось желание быть актрисой?

    — Я ею родилась. Не желание родилось, а то желание, которое было в пространстве, оно родило меня, потому что у меня отец актер, режиссер, художник-постановщик, бутафор, в общем, мастер сценических дел, мама – музыкант-педагог. Они встретились на сцене народного театра в г. Кара-Балта в Кыргызстане в 1978 году, в 1980-м родилась я. И будучи еще совсем крошкой, мне было две или три недели, меня папа вынес на сцену. Такое у меня было своего рода боевое сценическое крещение. В 4 года я уже с родителями играла в очень серьезном драматическом спектакле «Порог» Алексея Дударева. Я играла семилетнего мальчика Гришутку. Это история разворачивается в годы войны. Знаете, я так волновалась, что съела весь исходящий реквизит. Там была печка, на ней лежали хлеб, огурчики, картошка. Потом главный герой берет это с печки и ставит на стол, а там уже все подъедено, потому что, лежа на печке, я половину слопала. Такое было волнение. С тех пор начался мой сценический путь. Я окончила Кыргызский государственный институт искусств им. Б. Бейшеналиевой в Бишкеке, отучилась пять лет и была приглашена департаментом культуры в Астану. На столичной сцене я работаю уже 21-й год. За эти годы было много чего сыграно. Мне как актрисе очень везет, театральная звезда мне благоволит, я сыграла, мне кажется, все самое лучшее, что можно было сыграть. Это и булгаковская Маргарита и толстовская Анна Каренина и чеховская Шурочка из «Иванова», и Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желание» Теннесси Уильямса.

    — Вы на сцене с четырех лет, а когда вы начали уже осознанно играть серьезные роли?

    — Мне было 16 лет, я сыграла Ундину Жана Жироду. Это такая волшебная философская сказка в стиле фэнтези, очень мощный двухактный спектакль, я была главной героиней. Это было уже более сознательное театральное крещение. Если в четыре года я еще играла на сцене как ребенок, мне было это просто интересно, то с этого момента я уже поняла, что иду в свою профессию, и этим я буду заниматься всю жизнь.

    — Вы еще и актриса кино?

    — Честно, у меня небольшой киношный послужной список, но есть одна картина, которой я очень горжусь, это историческая драма «АЛЖИР», мы сняли ее где-то лет шесть назад. Режиссер Ануар Райбаев, мой товарищ, друг, мы с ним учились вместе в Алматы еще в 2000 году. И вот он меня пригласил на эту роль. Мы буквально за месяц сняли огромную драматическую историю, и за этот месяц, мне кажется, я постарела лет на пять. Потому что это была очень погруженческая, глубокая, страшная история жизни женщины, которая прошла через этот страшный лагерь «АЛЖИР» и выжила. Есть у меня еще одна хорошая картина – комедия на казахском языке, 12-серийный сериал «Аппақ келiн». Он с большим успехом прошелся, особенно в регионах? я в нем сыграла главную роль. Это YouTube проект, сериал набрал около 5-7 млн просмотров по Казахстану.

    — Что сложнее играть на сцене или в кино?

    — На сцене. Здесь нет второго дубля, нужно моментально собраться, чувствовать партнеров, с которыми играешь, энергию зала. Поэтому это такой мощный интуитивный, физический, психологический, эмоциональный труд. В кино, если что-то не так пошло – Стоп! Давайте еще разочек, ребята! Но я люблю все делать с первого дубля. Как правило, все мои фильмы сняты с первого дубля.

    — Вернемся к театру. Что вам ближе, классика или современная пьеса?

    — Классика. Я думаю, что только классика нас воспитывает, учит, создает масштаб личности. Потому что современная драматургия обмельчала. Хотя есть исключения, сейчас, например, я играю в совершенно гениальном спектакле «Жизнь без…», автор Дарио Фо, наш современник, лауреат Нобелевской премии. Это пьеса-монолог, и он идет с большим успехом у нас в Астане. Это спектакль на разрыв аорты, зрители на нем замирают, а в конце не могут остановиться от рыданий. Конечно, когда мы работаем с современной драматургией, мы тщательно подбираем материал, выискиваем что-то такое очень глубокое. Современный мир делает людей плоскими, а в классике всегда есть глубина.

    — Первый спектакль, открывший гастроли, это новое прочтение Гоголя?

    — Да, это новое прочтение старой идеи, так скажем. Действие перенесено в современную эпоху, но мы ни капельки не изменили текст, мы оставили все абсолютно, только убрали какие-то архаизмы – «ну-с», «нет-с», сделали язык более современным. Но гоголевский текст не изменился, он один в один. Я думаю, что Гоголь удивился бы, если бы узнал, что в 2023 году его «Женитьба» будет настолько актуальной, учитывая, что сейчас со всех сторон разрушается институт семьи и семейных ценностей. Это актуальная-преактуальная пьеса, мы ее играем с большим удовольствием.

    — Как вы лично относитесь к подобным проектам?

    — Всему должна быть своя мера. Здесь Гоголь не испорчен. Мы просто завернули это в коробочку наших дней. А бывает режиссер так уж навернет какую-то лабораторию в своей постановке, что ничего не остается от автора. Но если все в меру, то такой эксперимент, как правило, удается, но я, конечно, за классику.

    — Вам нравятся все спектакли, в которых вы играли, или есть какие-то нелюбимые?

    К сожалению, актер бывает заложником своей профессии и иногда нам приходится играть то, что нам не очень нравится. Это нормально, мы ищем какие-то подтексты для себя, что-то выуживаем важное, полезное, чтобы тоже находить какой-то импульс, какой-то смысл. Это, конечно, дополнительная психологическая нагрузка для нас. Но это и то, что развивает. Хотя играть с удовольствием любимый спектакль в сто раз полезнее для актера. Потому что все рождается в любви, не в противостоянии, не в противовес, а именно в принятии. Поэтому я всегда счастлива, когда я встречаю режиссера и материал, который мне по душе. Это для меня праздник.

    — Кого из драматургов вы не понимаете и, возможно, не перевариваете?

    — Может быть, тут дело не в драматурге и не в том, что я что-то не перевариваю, а скорее в том, что я не могу познать целиком и полностью всю глубину. Например, мне всегда тяжело давался Толстой. Великий Толстой – его объем тяжело помещался в мою черепную коробочку. Поэтому здесь я не буду таким категориями мыслить – нравится, не нравится, просто не помещается, мне не хватает каких-то ресурсов, чтобы прочитать его, понять его глубину. Но я расту, и с каждым годом это дается все проще.

    — Кого бы вы хотели сыграть, но пока не удалось?

    — (Долгое молчание…) Я бы хотела сыграть такую роль, где я бы могла развить свои ведьминские способности. Все. Точка. Я не знаю, что это за роль, просто я очень много лет работаю с этими способностями, и мне кажется, что должна уже прийти такая роль, где я могу проработать этот вопрос и сыграть какую-то очень яркую ведьму. Когда я говорю ведьма, я не имею в виду мифического персонажа, ведьма – это ведающая мать, женщина, которая знает чуть больше, чем другие, которая знает вселенские законы, законы причины и следствия и умеет ими управлять, умеет влиять на свою судьбу и, может быть, даже управлять какими-то космическими, природными процессами.

    — Любимая роль, которая вам больше подходит по характеру

    — Бланш Дюбуа – это моя роль, я много лет ее играла. К сожалению, сейчас уже этот спектакль списали. Но Бланш Дюбуа это прямо про меня, с ее экзальтированностью, актерской природой, с сумасшедшинкой и таким глубоким драматизмом. Я очень любила ее в свое время. Сейчас в числе любимых «Жизнь без…», это про женщину, которая наворотила себе страшную жизнь и самостоятельно пытается из нее выбраться и у нее это, в конце концов, получается. Это про силу воли, про невероятную женскую мощь.

    — В каких интересных постановках вы еще играли?

    — Совершенно волшебным был спектакль «Мастер и Маргарита». Он шел у нас 15 лет. Я его сыграла раз 170. С этим спектаклем связано много мистических интересных историй. И пожар у нас был, когда мы ставили этот спектакль, и потоп, водой заливало все три этажа театра, пока мы его играли, люди ломали ноги и руки, в общем мистики много и даже не скажешь, что это случайно было, все очень специально даже. Таким образом Булгаков говорил с нами на своем языке. Но эта роль меня взрастила как человека, как женщину, как актрису. Ну и моя любимая, конечно же, Анна Каренина, она самая сложная, до конца еще не понятная. Пять лет у нас этот спектакль находился в замороженном состоянии, в этом сезоне мы, наконец, начнем его восстанавливать, и я очень рада, что вновь встречусь со своей любимой Карениной.

    — Сложно ли переключаться между разными стилями и подходами в игре?

    — Нет, не сложно, когда ты понимаешь, какой жанр, что нужно добавить в стилистике игры… То есть когда ты постоянно перепрыгиваешь с точки на точку, ты учишься просто переключать те тумблеры, которые нужно. Кроме того мы же учимся целый месяц, пока ставим, режиссер нам все тонкости расскажет и покажет. Поэтому да, сегодня я играю бытовой трагифарс, завтра сюрреализм, а послезавтра комедию. Этим мы актеры отличаемся от людей, которые сидят в зрительном зале, тем, что мы знаем эти механизмы. Но, хочу добавить, что в зрителях тоже есть какая-то актерская часть, но которую они либо пока не признали, либо пока не развили.

    — Что для вас не приемлемо на сцене?

    — Патология, грубость, фальшь. Даже мат я понимаю, иногда он очень нужен. Под патологией я имею ввиду оголение на сцене, какие-то телесные извержения, рвота и тому подобное. Потому что это редко бывает по правде. Поэтому когда актер это делает, это всегда выглядит фальшиво. Зачем пользоваться таким приемом, если можно и без него обойтись? Я против фальшивых приемов на сцене, против патологии и открытых частей тела. Театр это всегда про чудо, про мистику, про волшебство, и одно с другим не должно соприкасаться.

    — В чем главная сложность профессии, во взаимодействии с другими актерами или с режиссером?

    — В дисциплине. Театр – это дисциплина в первую очередь. Нет дисциплины, нет театра. Когда в театре что-то не идет, спектакль с трудом ставится, мы все понимаем, что дело только в дисциплине. Значит, мы просто потеряли внутренний контроль. Это ведь огромный механизм, один винтик выбился – все полетело.

    — Вы играете для себя или для зрителя?

    — Для себя. Только для себя. Раньше я думала, что играю для зрителя, но это иллюзия. Однако знаю, что зрители, смотря на мой опыт, обязательно переживут что-то свое. И они приходят тоже для себя. Но за этим кроется глубокий смысл. И когда ты честно признаешься, что делаешь это для себя, то все остальные тоже что-то забирают твое для себя. Получается такой энергообмен. Меня лично театр лечит. И когда я вылечу все свои эмоциональные болезни, травмы, мне кажется, я театр оставлю. Тогда мне уже, наверное, будет не интересно, а пока я еще больной человек. И поэтому, играя какие-то роли, я нахожу отклик в своей героине, и вот эти ее мучения, если они во мне отзываются, я вместе с ней проживаю и вылечиваюсь. И я понимаю, что когда полностью вылечусь, мне уже, наверное, будет нечего играть, скорее всего тогда я поменяю профессию. Вы знаете, какое это страшное осознание для меня! Я не знаю, куда я пойду, не знаю, чем я заменю сцену, поэтому мне даже удобно оставаться в этих своих болезнях и травмах, копаться в них, играть эти роли, проживать их, не отпускать, не излечиваться.

    — Спасибо за интервью.

    Фото предоставлено героиней публикации


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Житель Уральска незаконно заблокировал подъезд к дому

    В социальных сетях появилась жалоба от соседей самоуправца. По...

    Уральские студенты возвели в городе 15 км дамб

    Студенческий ректор Западно-Казахстанского университета имени М. Утемисова Дархан Куатов...

    Рекомендуем

    В ЗКО на борьбу с комарами могут понадобиться дополнительные средства

    Ежегодные работы по травле гнуса планируются заранее, но большой...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл