Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
12 C
Уральск
20.1 C
Аксай
Еще

    Хайдар КАПАНОВ: «Госпрограммы, как фантики конфет — красивые, но по большей части, пустые»

    25 января 2022 года Правительство Казахстана рассмотрело планы развития четырех областей Западного Казахстана до 2025 года. Они опубликованы на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения, которое продлиться до 14 февраля. С просьбой прокомментировать план развития ЗКО, «Надежда» обратилась к политологу, директору Центра «Батыс-Analytics», кандидату политических наук, профессору Хайдару Капанову. Уральский ученый известен и как специалист в сфере стратегического планирования регионов, является разработчиком «Программы развития территории Уральска» в начале 2010-х годов.
    Акмарал ШАЯХМЕТОВА
    — Хайдар Кисметович, сразу отметим: документ большой — состоит из 116 мероприятий по всем отраслям экономики области. Общая сумма инвестиций аж 2, 6 трлн. тенге. Огромная сумма! Но нас и наших читателей интересует в первую очередь вопрос: а изменится ли наша жизнь к лучшему после реализации этих мероприятий?
     — Можно было бы ответить «сомневаюсь», но я проанализировал старые и новый «Комплексный план социально-экономического развития ЗКО до 2025 г.». Отвечу прямо: заявленные цели не отвечают реальным нуждам жителей и малодостижимы. По большому счету цель любой государственной программы — это ответ на потребности населения. Такие благие цели заявлялись во всех программах, начиная с «доживем» до 2020, затем 2030 и 2050 годов, ПФИИР 1 и 2, в десятках менее глобальных планах государства. То, что они не выполнены, люди сами знают, без какой-либо аналитики. Хотя государственные средства «освоены». Но, по сути, большей частью просто расхищены!
    Я и в прошлом интервью «Надежде» прямо сказал: коль после народных бунтов на западе страны заявлено о «новом курсе и новом Казахстане», то по логике начинать следует с работы над ошибками. Прежние планы-программы как фантики конфет красивые, но большей части пустые. Поскольку людям от них «ни горячо, ни холодно», их жизнь не улучшилась. Как прозябали от зарплаты до зарплаты, от одного кредита до другого, так и живем!  Вдумайтесь, 50% кредитов банков – это потребительские кредиты населения. Причем это растущая тенденция и свидетельствует только об одном: простые граждане страны нищают.
    Правительство просто скинуло тему улучшения жизни населения акимам регионов. Выделив на развитие чуть более 2 трлн тенге на четыре года для всех областей Западного Казахстана, остальные более 80% инвестиций центр поручил найти региональным властям. Значит мы получим вновь недофинансирование, а это, как мы знаем, и сгубило прежние программы.
    — Получается, государство перейдя в системе планирования от госпрограмм к национальным проектам по сути ничего не поменяло? В чем тогда смысл?
     — «Система» должна быть эшелонирована — из «А» должно вытекать «Б» и т.д. Есть общая «Стратегия 2050» с вхождением в 30-ку развитых стран, далее первый уровень среднесрочного стратегического планирования — это План территориального развития Казахстана (ПТР) и Комплексные планы развития регионов (КП) на пять лет. Выпали «ПТР». Задача поставленная в прошлом году перед новым Агентством по стратегическому развитию и реформам (АСПиР) и его руководителем К. Келимбетовым не исполнена. Президент Косым- Жомарт Токаев на заседании Высшего совета по реформам в конце сентября прошлого года не одобрил проект Постановления Правительства по ПТР, прямо указав: этот важный документ государственного планирования и он должен стать не документом, написанным госорганами для госорганов. Он предназначен людям, поэтому должен быть понятным для них, правильно воспринимаемым ими и стать ориентиром для бизнеса и инвесторов. Принцип «человекоцентричности» должен быть положен в основу региональной политики в интересах людей! Этого не сделано, и Келимбетов снят с должности.
    Не люблю сослагать но, если бы был разработан грамотный План развития территорий Западного Казахстана, который бы отвечал потребностям людей, возможно не произошли бы протесты.
    При наличии общего плана территориального развития страны с «нишами» для каждого региона и финансовым обеспечением, задачей акимов было бы системно, планомерно и правильно организовать работу по вытекающим из ПТР местным комплексным планам. В этом случае, по моему пониманию, такой документ стал бы основой позитивного отношения и доверия общества к власти.
    Поэтому произошел разрыв в госпланировании —  ни «А», ни «Б» не сели на «трубу». В остатке имеем прежние методы работы с новыми этикетками. Словом, вновь лошадь запрягли сзади телеги.
    — А если говорить об «ожидаемых результатах» этого Плана, то насколько реальны увеличение ВРП (внутренний региональный продукт – ред.) на 25%, ввод 3 млн. кв. м жилья, рост поголовья КРС на 34 % за три года?  
    —  На то и показатели, чтоб быть конкретными. Акимат и областные управления свои ожидания, как положено, «забили» в этот План. Насколько адекватны их планы, отвечать им. По моему мнению, все происходит по старому сценарию: сверху затребовали цифирь, наши цифирь выдали. Решение же будет правительственное, в ответственных исполнителях указаны «министерства и акимат, квазиструктуры». Но мы имеем только план мероприятий из 116 пунктов, а сам механизм разделения ответственности там не расписан. Кто за что отвечает? А размытость всегда порождает безответственность. Эти комплексные планы не имеют обоснований, ресурсного обеспечения, механизма реализации. Хотя был заявлен именно проектный метод управления. Но я его не вижу и поэтому мне непонятно. Кто стоит конкретно за тем или иным инвестпроектом, чем МИО поможет по инфраструктуре, как упредит риски и т.д.? Таких и других вопросов много и когда не видишь ответов, то естественно возникают сомнения. Ни один МИО за эти дни не разъяснил, что имеется в виду под тем или иным проектом. Вновь отсылаю к Президенту Токаеву. Специально и буквально дословно привел его требования к таким планам и что должны делать на местах.
    — При подготовке плана развития ЗКО, советовались ли с экспертами, как думаете?
    — Не могу ответить за всех. По близкой мне сфере – образование, отвечу: нет. 74 СОШ за четыре года! Где, на сколько мест каждая, кто будет инвестором? Главное, появятся ли они? По своему почти четырехлетнему опыту общения с акиматом, ОблУО, СПК «Акжаик» также могу подтвердить: проблему дефицита мест по детсадам и школам они не решат и 2022 год мы уже теряем. Основные вопросы-проблемы это предоставление земельных участков, возвратного финансирования из средств МБ, доступности кредитования местными банками второго уровня, координация проектировщиков и застройщиков не решены.
    — Почему?
     — Назову причины: пофигизм исполнителей из МИО, когда прямые поручения акима области просто не исполняются и забалтываются, плюс слабая требовательность со стороны руководства. Аким Гали Искалиев как-то в разговоре заметил: с исполнительской дисциплиной «тяжело». На примере нашей попытки помочь с разработкой среднесрочного плана развития области, когда мы подтянули специалистов из Алматы, Самары и Москвы —  замы акима по экономике все это просто спустили на тормозах и мы имеем такой «Комплексный план…» какой имеем. На днях заместитель по идеологии Нарымбетов запросил наши старые наработки по «политической конфликтологии в регионах Западного Казахстана», которые если бы тогда были оценены и востребованы, то им работать на митингующем поле было бы куда проще.
    — Ну, а что касается инвестиций, смогут ли власти привлечь более 80% инвестиций?
    —  Деньги идут туда, где есть необходимый рынок сырья и сбыта, соответствующая покупательская способность населения, стабильные «правила игры» и сложившийся бизнес-климат, ресурсный и в том числе человеческий потенциал, минимум бюрократизации и преемственность при ведении инвестпроекта, механизм деления рисков.  Каждый инвестор — будь то местный или пришлый, все эти моменты и многое другое всегда оценивает. Причем не раз. Понятно, он приходит на конкретную территорию и максимально оценивает действия местных властей в прошлом и настоящем. Ему работать с ними, потому политическая оценка делается всегда каждым серьезным инвестором.  Инвест-климат это, по большому счету, вера инвестора в конкретную власть, его носителей в ЗКО или ином другом месте. Поэтому борьба за инвесторов  — это реальность нашей жизни. Когда наша область с 69% при общереспубликанских 94%, оказалась на 2-м месте снизу по привлечению инвестиций, то это нехороший звонок и следует оперативно проработать причины этого, чтобы улучшить ситуацию. И важно не допускать попыток коррупции.
    — Как Вы оцениваете эту программу с точки зрения урбанизации? Помогут ли планируемые меры остановить миграцию из сел в город?
    — Да, в КП поставлены нужные акценты на развитие сельского хозяйства и АПК. Это орошение, восстановление всей прежней системы, создание новых каналов. Солидарен полностью, как и с электрофикацией, газоснабжением и дорожным обеспечением. Это жизнеобеспечивающая село инфраструктура. Был и остаюсь сторонником грамотного территориального планирования и развития, а не сугубо отраслевого. Я за развитие сельских территорий, их освоение. В 50-е годы прошлого века «поднимали целину», сейчас же наша общая задача выстроить хорошие условия жизни и работы для сельских жителей. Село и кормит, и есть душа нации. «Ауыл -Ел бесігі.»»  — это основа программы развития сельских территорий региона. Мы готовы принять участие в разработке такой программы. Процентное расселение в городе и на селе сложится естественно и цивилизовано, когда возникнут нужные рабочие места. Процесс как урбанизации, так и агломераций с развитыми дальними аулами следует ставить на управляемые рельсы.
    — Что еще необходимо для жизнеспособности программ и планов развития нашей области?
    — Я постарался ответить на этот вопрос. Любую тему можно разнести в пух и прах — диванных критиков, как сейчас модно говорить, у нас хватает. В отношении же того, как будем жить дальше и в чем перспективы, то как ученый я сторонник планового подхода. Выстраивать приоритеты развития необходимо только на основе глубокого анализа — что имеем, почему плохо или не получилось. А приоритетов много быть не может. Правильно определить, что и кто потянет экономику области и социума можно только, когда люди объединяются на такие темы. Задача властей создать условия для этого. Уметь обсуждать проблемы — это особая культура. Те же китайцы, с которыми мне пришлось в свой партийный и ректорский период жизни много общаться, всегда следовали правилу — «давайте сначала обсудим».
    Впереди много, что придется решать, жизнь не стоит на месте и будет ставить новые вызовы. А в среде болеющих и радеющих за свою малую Родину, все-таки легче и лучше решать общие проблемы.

     

     

     


     

    1 КОММЕНТАРИЙ

    1. Очень понравилось интервью
      Видно, что человек болеет душой за свой регион, знает ее проблемы и нужды населения, а главное видит пути решения для реального улучшения благосостояния людей.
      Почему таким людям не дать власть и поручить реализовать своё видение решения проблемы. Ведь те люди которые « завалили, распилили деньги» предыдущих госпрограмм вновь берутся за то с чем не справились.
      Это какая то тупость или же преднамеренный саботаж, провокация чтобы вновь обозлить народ.
      Дальше некуда
      Необходимо народу самому выбирать власть на местах. Только тогда улучшится жизнь и народ сам будет отвественен за свою судьбу а не какие то пришельцы которым плевать на регион и людей.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Аким Уральска взял текущий ремонт дорог под свой личный контроль (ВИДЕО, ФОТО)

    В минувшую пятницу аким города Абат Шыныбеков проинспектировал начало...

    В Уральске презентовали книгу о рок-музыке

    7 апреля в народном музее “Старый Уральскъ” прошла презентация...

    Рекомендуем

    Субподрядчики пришли к акимату с требованием содействия в возврате 236 млн

    Сегодня, 7 апреля, представители 15-и компаний, обслуживающих субподрядную организацию...

    Жителям ЗКО дали возможность выбрать куда потратить 100 млн

    В начале февраля аким ЗКО Гали Искалиев попросил жителей...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем