Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
8 C
Уральск
14.1 C
Аксай
Еще

    Выход есть всегда

    Проблема самоубийств в обществе стоит очень остро. И хотя в нашей стране в последние годы суицидальная картина практически не меняется, специалисты отмечают тревожные симптомы роста депрессивных расстройств и снижения возраста суицидентов. В этих целях проводится планомерная работа по предупреждению подобных явлений. Сегодня в любой поликлинике можно получить помощь психиатров и психологов. Бояться и стыдиться этого не нужно, потому что в жизни каждого человека могут возникнуть, казалось бы, неразрешимые жизненные трудности. И важно, чтобы человек не замалчивал свои проблемы, ведь высказать – это уже наполовину решить их. О мерах профилактики суицидов рассказали психологи областного Центра психического здоровья.

    Роман ДРОЗДОВ

    Что имеем, не храним

    Отмечается, что основная доля самоубийц – это вполне благополучные в психическом плане люди, которых спровоцировали на роковой шаг различные жизненные обстоятельства. Смерть близкого человека, тяжелый диагноз, неразделенная любовь,  потеря работы, физическое или психическое насилие – может быть множество факторов, поставивших человека на грань эмоциональной нестабильности.

    По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, лишь 99 человек из 3,7 тысяч самоубийц имели психические расстройства. Психологи говорят, что проблема суицидов при своей многоплановости в общем масштабе носит больше социальный характер и является своего рода индикатором общественного здоровья. Люди не умеют ценить то, что имеют.

    – Показатель суицидов является отражением неблагополучия в окружающем мире. Влиять на это может и политическая, и экономическая ситуация, социальная неустроенность, поэтому увеличение количества суицидов является тревожным симптомом в обществе. Погибают, в основном, люди молодые и трудоспособные, редко пожилые люди совершают суицид. И в этом тоже есть социальная проблема. Есть много исследований, в которых проводят корреляцию между различными событиями. Когда нет стабильности общества, происходит увеличение числа суицидов. Суицид оголяет проблемы, которые есть вокруг. Причин множество, но главная – это неправильное формирование ценностей жизни в семье. Нет понимания жизни, как чего-то сакрального. Сегодня дети играют в видеоигры, в которых можно прожить множество жизней. Поэтому это искажение мира идет с самого детства: жизнь сама по себе не имеет ценности, потеряешь – ничего страшного, начнешь заново. И в нашей практике были такие дети с искаженным миропониманием, которые выжили после суицида. Они говорили: «Я думал, что я встану и пойду дальше». У них отсутствовало понимание того, что смерть – это конец. Для чего ты пытался совершить суицид? Один мальчик ответил: «Я хотел посмотреть, как мама будет страдать и сожалеть, что она меня поругала». А понимания того, что он погибнет и этого уже не увидит, у него не было, – рассказывает старший психолог областного Центра психического здоровья Оксана Чижова.

    Современные недоросли

    Формирование базовых ценностей у ребенка начинается в семье с самого раннего возраста, модель поведения и отношение родителей значительно повлияют на его характер в будущем. Очень важен для формирования личности также подростковый возраст, когда на ребенка уже возлагается некоторая ответственность, которую он чаще не понимает и боится. Поэтому на данном этапе жизни подростку необходимо общение с родителями.

    – В сознании ребенка возникает такой диссонанс. Он уже вроде не маленький, от него требуют исполнения каких-то обязанностей: хорошо учиться, правильно себя вести, но вместе с тем ему говорят, что он еще не взрослый. А подростку тоже нужно занять определенную нишу в обществе, чтобы его уважали и ценили, чтобы не было того же буллинга в школе. И поэтому подростки в этом возрасте на первое место ставят каких-то кумиров, более крутых сверстников, но не родителей. Те в большинстве создают для своих детей материальную базу, но не дают общения, в семьях отсутствует  эмоциональный фон. Одет, обут, накормлен – этого достаточно, считают многие, однако они не понимают, что эмоциональное состояние ребенка потом выливается в такие кризисы, с которыми они не могут справиться. Подростки становятся бунтарями, потому что хотят, чтобы их услышали, чтобы их заметили. И имея какое-то мнение, они тоже пытаются показать, что их нужно уважать, прислушиваться к ним. Поэтому общение с родителями очень важно, от его недостатка дети сильно страдают, – говорит психолог областного Центра психического здоровья Оксана Кин.

    По этой причине подростки погружаются в различные субкультуры, которые чаще всего носят бунтарский и разрушительный характер. Дети меняются внешне и внутренне в соответствии с тем, какую модель предлагает та или иная субкультура. Этот образ  становится частью их жизни и их самих, хотя на самом деле является лишь способом закрытия психологических травм и эмоциональных дыр. Это – поиск любви там, где ее нет, говорят психологи.

    – Нет фильтровки информации, которая должна идти от взрослых – от родителей и от педагогов в школе. У нас привыкли общаться с детьми в деспотичном тоне – нет, это нельзя и точка, а почему нельзя, никто не объясняет. Но ведь запретный плод всегда сладок. Подростку нужно давать направление к развитию, подталкивать его к самореализации. Если взрослый человек  в силу своего опыта может правильно расценить ту или иную ситуацию, то у детей нет социального опыта. Для них все либо черное, либо белое. Этим опытом должен делиться взрослый, но делать это ненавязчиво, не проявляя свою авторитарность, а советовать и всегда оставлять право выбора за самим подростком. Понятно, что родители хотят огородить детей от всего плохого, но если с ребенком не разговаривать, не говорить о последствиях, не объяснять им, то от запретов не будет никакого толка, – продолжает Оксана Кин.

    Группы риска

    Считается, что все лица, которые подвергают себя опасности, в том числе занимающиеся экстремальными видами спорта, увлекающиеся наркотиками и т.д., являются латентными суицидентами. Они, может быть, неосознанно, но вполне намеренно себя убивают. Наркоманы в большинстве понимают, что наркотики не приведут ни к чему хорошему, но продолжают это намеренное движение к смерти. И попытки суицида, утверждают психологи, часто совершают в искаженном психическом состоянии под влиянием веществ.

    Выявить такого человека возможно до того, как он совершит попытку. В каждой поликлинике на сегодняшний день на базе первичной медико-социальной помощи составляется список пациентов, входящих в группу риска по суицидам. В него входят лица, имеющие наркотическую и алкогольную зависимость, безработные, имеющие тяжелые соматические заболевания, онкобольные, дети из неблагополучных семей, дети, которые ранее уже совершали суицидальную попытку, а также дети с суицидальной историей в семье.

    – Психологи ПМСП формируют эту группу и посещают таких людей на дому, либо приглашают на прием к врачу, выявляют наличие суицидальных мыслей. Если это подтверждается, то с таким пациентом начинают работать. Однако отмечу, что у сотрудников психиатрического диспансера нет возможности заставить человека лечиться, и если на приеме врач видит, что пациент находится в депрессии, либо имеет пограничное расстройство и склонен к суицидальным мыслям, то даются только рекомендации на госпитализацию. Вообще наличие суицидальных мыслей – это не то состояние, при котором пациента госпитализируют без его согласия. Принудительная госпитализация возможна  в том случае, когда пациент представляет реальную опасность для себя и окружающих, – подчеркнула Оксана Чижова.

    Кроме того, психологи говорят о таком понятии, как острый постсуицидальный кризис. Он длится от 1 до 3 недель. В этот промежуток времени человек может совершить повторную попытку свести счеты с жизнью.

    По словам психолога, ведется анализ передачи каждого случая суицида от сотрудников «Скорой помощи», ДЧС или полиции. Если человек совершил попытку самоубийства и попал в поле зрения этих служб, то такой суицидент передается в поликлинику, где с ним работает психолог. Проводится дифференциальный анализ, анализ поступка, диагностика психического состояния на наличие депрессии, расстройств личности, проводится психокоррекционная работа. При этом оказывается помощь не только пострадавшему, но и его окружению, родственникам. Такой анализ ведется с 2013 года, и согласно этим данным, можно сказать, что уровень суицидов не менялся на протяжении последних нескольких лет.

    Чума XXI века

    Проблема диагностики такого распространенного сегодня заболевания, как депрессия, заключается в том, что в нашей стране не принято обращаться к психологам, а тем более к психиатрам, если человек обнаружил у себя подавленное состояние или беспричинное уныние. Получить ярлык психически больного никому не хочется. И, тем не менее, по тем данным, что имеются на сегодняшний день, Казахстан занимает 93-е место из 180 стран по уровню распространенности депрессии. Согласно независимому международному анализу, 4,4% казахстанцев страдают депрессивным расстройством. Мировой показатель – 3,9%. По оценке специалистов, 732,7 тыс. граждан нашей страны подвержены депрессии.  Стоит отметить, что в экономически благополучных США и Австралии доля населения, страдающего от депрессии, составляет 5,9%.

    – Если пациент находится в депрессии, то он может получить консультацию врача даже на уровне терапевта. Кроме того, при каждой поликлинике сегодня есть психиатр, потому что у человека имеется определенный барьер: переступить порог психбольницы не каждый может, а специалист при поликлинике все-таки снижает это сопротивление. При депрессии проводится совместная работа психиатра и психолога. Психиатр лечит медикаментозно, психолог ведет писхокоррекционную работу. Каждый случай индивидуален, но самая главная задача психолога – научить человека адаптироваться и приспосабливаться к различным измененным ситуациям, чтобы он умел найти из них выход, – пояснила Оксана Чижова.

    С родственниками потенциального самоубийцы также приходится работать психологам. Близкие в первую очередь должны быть внимательны к состоянию человека и уметь распознать признаки нездорового состояния, которые раньше не проявлялись.

    Есть несколько признаков того, что человек близок к совершению суицида – это эмоциональные, поведенческие, когнитивные и коммуникативные изменения. Эмоциональные признаки – кардинально меняется настроение. Человек был весел, активен, а потом вдруг стал угрюмым, замкнутым, малоразговорчивым, старается быть в уединении. Может быть и наоборот. Скромный и тихий человек вдруг становится говорливым, хохотливым и даже агрессивным. Какие поведенческие признаки можно заметить? Это нетипичное поведение, которое сразу должно насторожить: человек начинает раздаривать свои вещи, завершает, приводит в порядок какие-то дела, прощается с друзьями и близкими. Когнитивные признаки – мышление становится тоннельным – вот есть только моя проблема, и есть только один выход – уйти из жизни. Появляется амбивалентность мышления: «я хочу жить, хочу решить свою проблему, но не могу, поэтому я умираю» или «я хочу рассказать всем о своей проблеме, но вместе с тем я хочу это скрыть». При этом сам человек чувствует, что с ним что-то не так. К коммуникативным признакам относятся разговоры или шутки на тему смерти, человек может завуалированно проговаривать, что он хочет умереть, что устал, что ему все надоело, что он никому не нужен, и его никто не любит, – отмечает Оксана Чижова.

    Все эти изменения так или иначе бросаются в глаза, не заметить их сложно. Человек добровольно идет к смерти, но он не хочет умирать, он кричит о помощи. Поэтому родственникам очень важно вовремя обнаружить в поведении близкого эти признаки, поддержать его, выслушать и уговорить обратиться к специалисту. На приеме у психиатра определяется степень суицидального риска, и от ее выраженности назначается лечение.

    – У нас был случай, который ярко показывает, насколько важно иметь поддержку  в семье. Девочка двенадцати лет попадает в поле зрения психиатров ввиду измененного состояния и наличия суицидальных тенденций. Дважды она была спасена сотрудниками ЧС. С девочкой начинаем работать, выясняется ситуация: она воспитывалась в семье родителей папы, вторая родная сестра – в семье родителей мамы, но практически в одно и то же время пожилые люди умирают, и мама, которая вообще много лет не занималась детьми, вынуждена была их взять. То есть в одной семье собрались вместе совершенно три чужих человека. Произошел конфликт, в результате которого у девочки не только появились суицидальные мысли, но и изменилось ее состояние, появилось беспокойство, тревожность, бессонница. С ней проводят психотерапию, оказывают медикаментозную помощь, и выписывают в прекрасном состоянии, настроении, с планами на жизнь. Но она снова вынуждена идти в ту же самую среду, где у нее эти проблемы возникли. А попав в эту среду, девочка снова возвращается в то состояние и к этим настроениям. И в итоге она погибает. То есть можно пройти много специалистов, получить очень хорошее лечение, но если не поменялась среда, куда человек возвращается, то вся работа уходит в пустоту, – поделилась Оксана Чижова.

    Со смертью шутки плохи

    Психологи разделяют попытки суицида на истинные и так называемое «демонстративно-шантажное» поведение. Последнее особенно отмечается у детей, и, хотя такое поведение зачастую – лишь способ привлечения внимания, однако и оно таит в себе опасность и является лакмусовой бумажкой семейных отношений.

    – Когда я только пришла сюда работать, ко мне на прием попала мама с девочкой, которая четыре раза совершала попытку суицида. Это было типичное демонстративно-шантажное поведение. Мама не уделяла внимания девочке, которая таким образом старалась привлечь его к себе. Есть моменты, когда подростки из-за ситуации в семье или школе, недопонимания, наносят себе порезы, которые родители не видят. Они считают, что таким образом душевную боль перекрывают физической, – сказала Оксана Кин.

    Такое поведение бывает свойственно и взрослым людям – истеричным и эмоционально незрелым натурам. К чему оно может привести, психолог рассказала на  другом примере:

    – Взрослая женщина при каждой ссоре с мужем выходила в сарай якобы с намерением повеситься. Муж останавливал ее, они мирились – снова все прекрасно. Потом опять возникал конфликт, она снова демонстрировала свое намерение. То есть это была такая форма манипуляции. И вот она в очередной раз уходит в сарай, мужу это надоедает, он понимает, что им манипулируют, и решает ее игнорировать. Женщина решает изобразить суицид, ставит ведро, вяжет петлю – он не идет, она встает на ведро, надевает петлю на шею, чтобы вот он сейчас зашел и точно испугался, но заходит не он, а ее маленькая дочка. От неожиданности женщина пугается, ноги срываются, и она повисает в петле. Человек погиб. Мораль здесь простая – со смертью шутить нельзя, можно заиграться и реально умереть.

    Профилактика – лучшее лечение

    Сегодня проводится большая работа по предотвращению суицидальных проявлений. Психопрофилактика проводится по трем направлениям. Первичная профилактика направлена на снижение развития суицидальных тенденций в обществе. Помимо формирования группы риска, как отмечалось выше, также ведется работа со школьными учреждениями – освещаются вопросы суицида с несовершеннолетними, с родителями и с педагогическим составом. Психологи ПМСП рассказывают, какие признаки можно заметить у одноклассников или у себя, на чем заострить особое внимание и куда обратиться с этими проблемами. Информация подается таким образом, что говорить об этом не зазорно. Родителям рассказывают о признаках, по которым они могут отметить поведенческие, эмоциональные или коммуникативные изменения у своих детей. Также проводятся выступления в других учреждениях и в СМИ. Вторичная психопрофилактика включает снятие острого кризиса у суицидента. Здесь идет работа как с совершившим попытку самоубийства, так и с лицом, обратившимся за помощью самостоятельно. Проводится анализ каждого суицида, исследуются причины, чтобы понять, в каком направлении строить первичную профилактику. Третичная психопрофилактика – это работа с окружением суицидента для снижения процента суицидальной активности в семьях, в которых совершен суицид. Психологи отмечают, что у человека с суицидальной историей в семье на 60% увеличивается шанс совершить попытку самоубийства.

    Жизнь – это ценный дар. Необходимо помнить, что все пройдет, проблемы разрешатся, эмоции угаснут, и только из могилы выхода нет.

     Человек с суицидальными тенденциями может обратиться к психиатру или психологу по месту прикрепления в поликлинику. Важно знать, что в случае подобного обращения на учет психиатр не поставит, но при этом сможет оказать медикаментозную помощь. Есть возможность получить анонимную квалифицированную помощь специалистов касательно любых вопросов в области психического здоровья посредством телеграм-бота @Mental_SupportBot или звонка в Call-центр по номеру 3580 с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00, звонок бесплатный. Также можно записаться на бесплатную консультацию психолога на сайте mentalcenter.kz.


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Уральские студенты возвели в городе 15 км дамб

    Студенческий ректор Западно-Казахстанского университета имени М. Утемисова Дархан Куатов...

    Бадминтону все возрасты покорны

    Одним из самых зрелищных и интересных видов спорта в...

    Рекомендуем

    В ЗКО на борьбу с комарами могут понадобиться дополнительные средства

    Ежегодные работы по травле гнуса планируются заранее, но большой...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл