Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
9 C
Уральск
16 C
Аксай
Еще

    Трудности перехода на дистанционное образование: кейс Казахстана

    В долгосрочной перспективе мы рискуем столкнуться с кризисом знаний, необходимым уровнем которого будет обладать лишь небольшой процент дисциплинированных и высокомотивированных учеников, считает эксперт Айым Саурамбаева.
    Айым САУРАМБАЕВА,
    юрист международного права, магистр
    по правам человека
    и демократизации,
    Алматы
    Т ем не менее, эксперт считает: воспринимать данный формат как временный на период пандемии ошибочно. Работать над совершенствованием дистанционного формата и развитием онлайн образовательных платформ необходимо в долгосрочной перспективе. Вследствие пандемии коронавируса система образования претерпевает кардинальные изменения, а проводимая за последние годы реформа по цифровизации в стране испытывает проверку на качество.
    По итогам проведения пробных онлайн занятий по всей стране в апреле 2020 года, МОН РК приняло решение об отказе от обучения в режиме онлайн стримингов по причине чрезвычайной перегруженности беспроводной сети и невозможности обеспечения бесперебойной работы интернета для выхода в прямой эфир двух с половиной миллионов детей по всей стране.
    Вместо этого, как подчеркнул министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов, необходимо педагогам дать больше возможности использовать мессенджеры, электронную почту и специальные электронные программы. Для учащихся отдаленных казахстанских поселков планировалось сохранение посещения занятий в штатном режиме с двумя сменами обучения, сопровождаемой обязательной дезинфекцией и проветриванием помещений.
    В целом, дистанционный формат обучения было запланировано проводить в соответствии с несколькими направлениями: телевизионные уроки, интернет-платформы, а также в формате передачи заданий через Казпочту или нарочно на бумажных носителях.
    Ура, цифровизация!
    Цифровая трансформация началась с 2013 года после утверждения Нурсултаном Назарбаевым государственной программы «Информационный Казахстан-2020.
    Одним из главных достижений данной программы можно отметить развитие электронного правительства в стране. Согласно рейтингу стран мира по уровню развития электронного правительства за 2014 год (The United Nations e-Government Survey), Казахстан расположился на 28-ой позиции, поднявшись на 10 пунктов, по сравнению с показателями 2012 года (38 место). При этом в нынешнем году Казахстан находится на 29-ой позиции в данном рейтинге. Посредством платформы «электронного правительства» удалось наладить оказание услуг и информации гражданам, государственным органам и бизнесу.
    Однако, при наличии результатов, все еще имеются немаловажные проблемные зоны: недостаточная оснащенность населения компьютерной техникой; неполная или низкая обеспеченность населения широкополосным интернетом, а также услугами телефонной связи; несоответствующий уровень оказания государственных услуг в электронном формате. На смену предыдущей пришла новая программа — «Цифровой Казахстан», запланированная на период 2018–2022 гг.

    В чем провал
    В контексте цифровизации важно отметить систему «e-Learning», разработанную в рамках государственной программы развития образования в Казахстане на 2011–2020 гг., нацеленную на внедрение концепции электронного обучения в школах страны, разработку качественных образовательных услуг и технологий, а также равный доступ к ним всех учеников страны посредством использования ИКТ.
    В период реализации проекта в 2011–2013 гг. система «e-Learning» была внедрена в 1159 организациях среднего, технического и профессионального образования во всех областях Казахстана, столице и городе Алматы. В рамках этого проекта все школы страны должны были быть подключены к широкополосной сети интернет, а также получить необходимую платформу для автоматизации учебного процесса.
    Однако, по мнению депутата Мажилиса Мухтара Ермана, система электронного образования так и не была введена в эксплуатацию, а выделенные на ее реализацию средства в размере 35 млрд тенге (что приблизительно составляет 84 млн. долл. США) были выброшены на ветер. Вся реформа цифровизации была раскритикована ввиду ее неполного осуществления в образовательной сфере. В рамках системы «e-Learning» каждая школа страны должна быть обеспечена выходом в интернет, в то время как 93 учебных заведения так и оставались не подключенными к ней. По сути, пандемия коронавируса выявила не только неподготовленность страны в контексте диджитализации образовательной среды, но и пробелы системы «e-Learning», провал которой отметил даже глава государства.
    Трудности перехода
    Если в рамках высшего образования дистанционный формат не является новизной, то школьное образование попросту не было подготовлено технически переходу к такому новому режиму в сжатые сроки, когда преподавателям также пришлось «приловчиться» к роли телеведущих, а школьникам вместе с родителями — осваивать удобства новых образовательных интернет-платформ и ресурсов.
    В данном ключе можно выделить основные сложности, с которыми столкнулись все участники образовательного процесса: педагоги, школьники, их родители, а также властные структуры.
    Первостепенной проблемой, представшей перед представителями государственных органов, стало отсутствие законотворческой базы, т.е. нормативного регулирования в данной области, которое бы предусматривало все необходимые условия и последовательный порядок действий при возможном переходе к дистанционному режиму обучения.
    Ввиду того, что такая дефиниция, как «дистанционное обучение» не предусмотрена в действующем национальном законодательстве, то отсутствует и надлежащий опыт ведения такого образовательного формата. Это продиктовало необходимость разработки соответствующих методических пособий, инструкций и регламентов для преподавателей и учеников. Так, например, в настоящее время дистанционное образование предусмотрено законодательными актами России, а именно, федеральным законом от 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
    Данный нормативный документ закрепляет и предусматривает возможности ведения образовательного процесса с помощью технологий дистанционного обучения; закон также содержит понятия «электронного обучения», а также «дистанционные образовательные технологии».
    Также трудности связаны с отсутствием в Казахстане национальных IT платформ (для обеспечения одновременного подключения к учебному процессу миллионного количества школьников) и крайне слабое содержание цифровой образовательной базы и программного обеспечения.
    Кандидат наук и тот над задачей плачет…
    Проблема грамотности педагогов в области информационных технологий определяется скорее отсутствием выработанных привычек по использованию гаджетов и современных технологий, нежели возрастными показателями преподавателей. В первый же день дистанционного обучения в системе образовательного портала Kundelik.kz произошел технический сбой ввиду высокой перегруженности системы, о чем незамедлительно поделились недовольные родители в одной из групп социальной сети Facebook.
    Также можно выделить и психологическую проблему, вытекающую из нового образовательного формата: школьники начальных классов, которым в период дистанционного обучения невозможно справиться без помощи взрослого наставника, не воспринимают своих родителей в качестве учителей.
    Отсюда возникают проблемы с усидчивостью и сосредоточенностью на учебном процессе. Низкий уровень самодисциплины и домашняя обстановка не позволяют обучающемуся полноценно погрузиться в учебный процесс, а родителям, воспитывающим более одного ребенка, бывает непросто создать необходимую атмосферу для обучения.
    Далее следует отметить проблему нехватки оборудования. У школьников отдаленных сельских регионов, а также у малоимущих семей, в первую очередь, скорее стоит задача необходимости обеспечения ребенка компьютерами, вследствие чего речь пока даже не идет о компьютерной грамотности сельских школьников.
    Ограниченный доступ или же полное отсутствие широкополосного интернет-соединения не позволяет многим школьникам пользоваться цифровыми образовательными платформами и качественно просматривать видеоматериалы.
    Цифровое неравенство
    Как видно, пандемия обнажила проблему цифрового неравенства в стране. Представитель детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане Артур ван Дизен выразил обеспокоенность по данному вопросу, отмечая проблему образовательного неравенства. Проблема доступа учеников к цифровым технологиям может коснуться детей с особыми потребностями, воспитанников детских домов, которые и до пандемии имели сложности с доступом к среднему образованию.
    Ввиду того, что не только домашние, но и классные задания придется выполнять дистанционно, а контроль со стороны преподавателя стал практически неосуществимым из-за отсутствия реального контакта с обучающимися — это может серьезно сказаться на качественном показателе уровня знаний современных школьников, когда полученные оценки могут не стать достоверным отражением усвоения учебного материала.
    Что сделано за несколько месяцев?
    В ходе онлайн-брифинга с Асхатом Аймагамбетовым был затронут вопрос о технической оснащенности, а также проблеме отсутствия достаточного количества компьютеров для их передачи во временное пользование. Как утверждает министр, на данный момент приобретено более 36 тысяч компьютеров, а к 1 сентябрю акиматы регионов (местные исполнительные органы) произведут дополнительный закуп недостающего оборудования. В общей сложности, около 500 тыс. компьютеров будет передано правительством в пользование детям из нуждающихся семей к началу учебного года.
    Касательно обучения в отдаленных сельских регионах, то там, где позволяет эпидемиологическая ситуация, обучение будет проходить в традиционном формате; количество учеников в таких школах составляет около 4% от общего количества обучающихся по стране.
    Также IT компании проводят работу по усовершенствованию существующих интернет-платформ (Kundelik и др.). Материалы, которые уже доступны на таких платформах, адаптируются для обучения детьми с особыми образовательными потребностями.
    С целью технической подготовки преподавателей в новом формате и повышения их уровня компетенции с 20 июля 2020 года для были организованы онлайн-курсы, включающие в себя также вопросы по методологии преподавания и киберпедагогики.
    Необходимо отметить и международную кооперацию в данной связи: ЮНИСЕФ совместно с правительством Казахстана и международным союзом электросвязи (МСЭ), занимается разработкой продукта GIGA, глобальной инициативы, целью которой является сокращение цифрового разрыва между городом и селом в сфере образования. В рамках данной программы был обеспечен доступ к интернету 446 сельских школ страны, а к концу года количество таких школ должно возрасти до 1342.

    Заключение
    Вынужденный переход на дистанционное онлайн-обучение обнажил всю техническую неподготовленность страны в образовательном секторе, а цифровая реформа, обеспеченная внушительными финансовыми вложениями, не прошла проверку на качество в новых условиях.
    Тем не менее, настоящую ситуацию можно рассматривать и в положительном ключе, как некий «триггер» для дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий в образовательной среде с обязательным внедрением обучающих курсов по IT грамотности как для педагогов, так и для самих учеников. Так, по примеру цифрового опыта Эстонии было бы целесообразным рассмотреть и перенять зарубежную практику, предусматривающую присутствие в школах специальных технических специалистов, опытных преподавателей, задача которых заключалась бы в оказании помощи учителям в интеграции и дальнейшем использовании цифровых ресурсов для улучшения учебной программы.
    Необходимо работать над совершенствованием дистанционного формата и дальнейшим развитием онлайн образовательных платформ именно в долгосрочной перспективе, а восприятие данного формата как временного на период пандемии является ошибочным. К примеру, в Эстонии еще в 1996 году была запущена «The Tiger Leap Program», которая основывалась на трех основных направлениях: обеспечение всех школ компьютерами и интернетом; базовая подготовка учителей, а также проведение электронных курсов на эстонском языке для общеобразовательных учреждений. В результате в 2000 году все школы в Эстонии были оснащены компьютерной техникой, а уже к следующему 2001 году — доступом к интернету. Фактически, повсеместное использование онлайн-платформы в эстонских школах явилось ключевым фактором, позволившим стране обеспечить себе плавный «безболезненный» переход к дистанционному обучению в период мирового локдауна. Стоить брать в расчет, что не только коронавирус может трансформировать нашу привычную реальность. К примеру, в Казахстане бывают суровые зимы, присущие северным регионам страны, что не позволяет школьникам посещать занятия в определенный период времени ежедневно, а это также негативно сказывается на качестве образования в целом.
    Отсутствие законодательной базы в данной области также послужило препятствием к качественному переходу на дистанционный формат; правительству пришлось в спешном режиме разрабатывать соответствующие методические рекомендации, инструкции и регламенты.
    Сложившаяся за десятилетия традиционная система среднего образования в Казахстане крайне тяжело перестраивается на дистанционный формат, когда реальный контакт преподавателя и обучающегося просто критически необходим в контексте социализации, развития командной работы и коммуникативных навыков детей, а «живое общение» со сверстниками является существенной составляющей нормального эмоционального состояния учеников.
    Несмотря на то, что последняя четверть обучения прошла в онлайн-формате с наличием ряда проблем, в долгосрочной перспективе мы рискуем столкнуться с кризисом знаний, необходимым уровнем которого будет обладать лишь небольшой процент дисциплинированных и высокомотивированных учеников.
    С уверенностью можно сказать, что в случае проведения среза знаний учащихся за четвертую четверть, несомненно, будут обнаружены большие пробелы по многим дисциплинам, по сравнению с показателями прошлого года, когда традиционный образовательный процесс еще не был омрачен пандемией.
    Центральноазиатское бюро аналитической журналистики
    CABAR.asia.


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Уральские студенты возвели в городе 15 км дамб

    Студенческий ректор Западно-Казахстанского университета имени М. Утемисова Дархан Куатов...

    Бадминтону все возрасты покорны

    Одним из самых зрелищных и интересных видов спорта в...

    Рекомендуем

    В ЗКО на борьбу с комарами могут понадобиться дополнительные средства

    Ежегодные работы по травле гнуса планируются заранее, но большой...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл