Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
25 C
Уральск
25.6 C
Аксай
Еще

    Творческий портрет артиста

    Особое место в истории нашего театра им. А.Н. Островского занимает его часть, которая является переломной. Когда началась перестройка, страна обрела независимость, а храм искусств переживал не самые лучшие времена, началась волна эмиграции артистов. В те самые годы был сделан правильный, хотя и не вполне осознанный «задел на будущее», нужно было сохранить театр, а сделать это можно было путём взращивания молодых кадров. На базе учебно-производственного комбината-1 впервые появилась специальность «Актёрское искусство». Руководителем этого двухгодичного курса стал ведущий артист театра, ныне работающий в Уфимском Национальном Молодежном театре имени М. Карима, народный артист Башкортостана Марат КУРБАНГАЛЕЕВ, который 26 мая отметил своё 70-летие.

    Неслучайная случайность
    Родился М. Курбангалеев в селе Хатырчи Узбекской ССР. Позже с семьёй переехали в столицу Башкортостана, рос в Уфе. Его мама в юности начинала учительствовать, но в связи со сложившимся тяжёлым положением в семье вынуждена была уйти работать на завод. У будущего артиста был хороший музыкальный слух и голос, который проявился в ранние годы. Он знал много песен на узбекском языке и исполнял их. В памяти его запечатлелись годы детства в Уфе. В те годы были приняты большие народные гуляния, где люди семьями с туесочками и самоварами выходили на реку и веселились. И мальчик с огромным удовольствием пел для людей, собравшихся в их кругу. К тому времени мама отдала Марата в музыкальную школу, которую он закончил по классу баяна. Театральным искусством Марат Шамильевич увлекся ещё в детстве – посещал театральный кружок при Дворце культуры имени С.Орджоникидзе, куда попал по приглашению друга детства. Нужен был мальчишка на главную роль Шурика, в популярной в те годы пьесе «Петька в космосе». Так он сыграл первую в своей жизни роль. После окончания школы профессиональное образование поехал получать в Казанском театральном училище. Учился у известного мастера – Лауреата государственной премии, заслуженного артиста Евгения ПРОСТОВА. Конкурс был очень сложный — 28 человек на место, из 50 поступивших — 18 закончили училище. В их числе был Марат Курбангалеев.
    После окончания молодой актер устраивается на работу в Уральский областной драматический театр имени А.Островского, куда он был принят в основной состав вместе со своей супругой Райлей КУРБАНГАЛЕЕВОЙ, которую приняли актрисой вспомогательного состава. Принял его на службу главный режиссёр театра Ян Георгиевич ПАНДЖАРИДИ. В Уральск он попал случайно и не случайно. Если считать, что жена родом из Уральска, то не случайно. А если говорить о работе, то из-за Панджариди, который пригласил молодого артиста в Уральск после окончания училища. М. Курбангалеев сразу же был введён в один из премьерных спектаклей сезона – «Бедность не порок» по пьесе А.Н.Островского на роль Гриши Разлюляева, которая стала для него дебютной. В это же время получил небольшую роль Лирано в готовящемся спектакле «Собака на сене» Лопе де Вега, сыграл Кодара в «Поэме о любви (Козы Корпеш и Баян Слу)» Г. Мусрепова.
    С именем Яна Панджариди связан важнейший этап его творческой судьбы – становление его, как актёра. У него он сыграл Бусыгина в «Свидании в предместье» по пьесе «Старший сын» А. Вампилова, Павла Корчагина в «Драматической песне» Б. Равенских, М. Анчарова, Крынкина в «Выборе» А. Дударева, Риккардо в «Филумено Мартурано» Э. де Филиппо, Платона в «Невесте из Имеретии» Б. Рацера, В. Константинова, Аршика в «Летним вечером» М. Шагинян и многие другие роли. После нескольких лет служения уральскому театру был призван в армию, в 25-ю Чапаевскую дивизию, где организовал драмкружок и поставил спектакль «Трибунал» А. Макаёнка.
    Вернулся после армии в Уральск. Следующим этапом творческой жизни была работа с режиссёром А. ИНОЗЕМЦЕВЫМ, во второй половине 70-ых годов. У него он научился осмыслению того, чем занимается. Сыграл одни из любимых ролей в его спектаклях: Николая в «Поздней любви» А.Н. Островского, Хайдарбека в «Так мне и надо» К. Мухамеджанова, Сергея Ильина в «Наталье (Пора тополиного пуха)» А. Сергеева, Лукина в «Притворщиках» Э. Брагинского, Э.Рязанова и другие.
    В уральском театре артист мужал, проходил школу театральных подмостков, приобретая мастерство и тот богатый арсенал актёрских навыков, которые помогли ему по праву занять ведущее положение в труппе. Работал и учился не только у местных режиссёров, но и которые приезжали в театр на постановки, и всегда занимали на главные и центральные роли в своих спектаклях Курбангалеева. Так в его копилке появились не только интересные и яркие роли, но и опыт работы с великолепными режиссёрами. У московского режиссёра, выпускницы М.О. Кнебель Т.ГЛАГОЛЕВОЙ сыграл шута Решето в «Любовь- книга золотая» А. Толстого, Шмагу в «Без вины виноватые» А.Н. Островского, мужчину в «Кошке, которая гуляла сама по себе» Р. Киплинга, у московского режиссёра Ю. ИЛЬЯШЕВСКОГО Романа Руруа в «Равняется четырем Франциям» А. Мишарина, у режиссёра-новатора А. УРБАНОВИЧА сыграл Зазу в «Обвинительном заключении» Н. Думбадзе, Кина в «Кине» А. Дюма, у ленинградского режиссёра Г. РУДЕНКО Бруно в пьесе А. Николаи «Любовь до гроба», у режиссёра Московского театра на Таганке Б. ГЛАГОЛИНА Хлопушу и Пугачёва в спектакле «Пугачёв» по С. Есенину, у выпускника Щукинского театрального училища, интересного и талантливого режиссёра Ю. КОНЕНКИНА И. Сталина в спектакле «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича.
    Марат Курбангалеев однажды попробовал себя и в режиссуре, выпустив на сцене театра спектакль по пьесе С. Лобозёрова «Семейный портрет с посторонним», который шёл с успехом и даже был снят телевидением города Оренбурга.
    Сценические образы, созданные М. Курбангалеевым, всегда отличались законченностью внешнего и внутреннего рисунка, объёмностью, достоверностью, глубиной прочтения, психологической многоплановостью и высокой эмоциональностью. Оба сына Марата Шамильевича и Райли Равильевны пошли по стопам своих родителей, можно сказать, что в уральском театре зародилась одна из ярких театральных династий, коих было немало в его стенах. Старший сын Данияр, как и отец, окончил Казанское театральное училище, работал в театрах Оренбурга, Архангельска, Пензы, Уфы, Кургана, один сезон служил в уральском театре. Сейчас он — артист Астраханского драматического театра. Младший сын Тимур — воспитанник уральского театра, много лет работал на его сцене, сейчас служит в труппе Тульского Академического театра драмы. Сам Марат Шамильевич после уральского театра стал артистом Новосибирского государственного драматического театра «Старый дом», а с 1999 года по сей день — в труппе Национального Молодёжного театра Башкортостана, в 2006 году был отмечён высоким званием заслуженного артиста Республики, а в 2015 году получил звание народного артиста.

    Задел на будущее
    В 90-е годы многие артисты в поисках лучшей доли покидали стены театра, так многие ведущие артисты среднего поколения уезжали в другие города: Алла Демахина, Марат Сайфуллин, Юрий Андрухович и Нина Барковская, Вячеслав и Анна Рушковские, Валерий Саулов и Татьяна Мельник…В их числе был и Марат Курбангалеев. Многие уехали, наверное, от страха перемен и неуверенности в завтрашнем дне, да и осуждать их не стоит, потому что, как говорится, у каждого был свой выбор, как в строках известного стихотворения Ю. Левитанского: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку — каждый выбирает для себя». Но прежде чем уехать, он оставил не только добрую память о себе, но и в лице своих учеников дал продолжение будущему театра. Ведь в годы становления нового государства, было сложно мечтать о приезжих артистах, о пополнении молодой актёрской смены. Раньше это было естественным: в труппе театра было пополнение, постоянная регенерация, существовала так называемая «Театральная биржа» и много выпускников театральных учебных заведений, в том числе и столичных, прошли своё становление в труппе уральского драматического. Театру как воздух была нужна молодёжь, которая потом встанет крепко на ноги, воспитание новых кадров для сценической деятельности, необходима была преемственность поколений, иначе без молодого поколения была неизбежна его скорая смерть.
    В 1991 году М. Курбангалеев взял на себя эту ответственность, по собственной инициативе и на общественных началах стал вести первую двухгодичную студию по актёрскому мастерству (позже существовала вторая студия под руководством Сергея ПОПОВА,- прим. авт.) с учащимися общеобразовательных школ города, которая была создана на базе УПК-1. Занятия проходили на 2-м этаже в репетиционном зале. Среди учеников Марата Шамильевича есть выпускники, которые составили основной костяк труппы театра, являясь сейчас артистами среднего поколения: Насими МАМЕДОВ, Виталий КОТЕЛЬНИКОВ, Инна ВИНОГРАДОВА, Андрей ТЯПКИН. На сцене театра, тогда ещё молодые будущие артисты, выпустили в виде экзаменационного спектакля сцены из пьесы «Мадридская сталь» Лопе де Вега. В рамках обучения в студии они прошли многие дисциплины, которым учат в театральных институтах.
    Вот что рассказывает о своём первом учителе по актёрскому мастерству артист Насими МАМЕДОВ:
    «Марат Шамильевич был и есть добрым и интеллигентным человеком. За все два года обучения в студии ни разу он не повысил голоса на своих учеников. Это мой первый педагог, который привил любовь к театру. Я думаю, его главной задачей было то, чтобы мы полюбили театр. А через это он вытягивал наш внутренний потенциал. Он выстраивал отношения таким образом, что мы одновременно были с ним и на равных, и в то же время мы понимали, что это наш учитель. Он умел к себе расположить. Мы были одной дружной командой. Его обаяние зашкаливало. Студийцы были влюблены в него как в человека, как в педагога. Он довёл нас до конца, после чего выпускники получили свидетельство об окончании студии. На то время он был очень современным человеком, казалось, он опережал своё время. Благодаря ему, любовь к театру осталась в нас на всю жизнь».

    Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
    артист театра


     
    Предыдущая статьяМногострадальный пост
    Следующая статьяО стандартах и не только
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    В Уральске огонь от горящих мусорных баков повредил автомобиль

    По информации пресс-службы ДЧС ЗКО, пожар произошел 25 апреля,...

    Рекомендуем

    В ЗКО на борьбу с комарами могут понадобиться дополнительные средства

    Ежегодные работы по травле гнуса планируются заранее, но большой...

    Затягиваем пояса

    На прошлой неделе Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл