Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
12 C
Уральск
22.7 C
Аксай
Еще

    «Джут». Одиночная премьера

    В четверг, 30 июня, в областном драматическом театре им. А.Н. Островского состоится премьера драмы «Джут» по мотивам одноименной пьесы московского журналиста и драматурга Олжаса ЖАНАЙДАРОВА в постановке главного режиссера театра Оксаны МАЛУША.

    Для начала несколько слов об авторе. Этнический казах Олжас Жанайдаров работает журналистом в окружной московской газете «Северо-Запад». Родился в Алма-Ате в 1980 году в семье военного, с семи лет живет в Москве. Образование получил российское. После успешного окончания экономической академии им. Г.В. Плеханова несколько лет работал менеджером в турфирме, администратором в гостинице. В журналистике с 2003 года. В качестве писателя дебютировал в 2005 году. В его творческой копилке четыре повести, роман «В середине дождя», ряд рассказов, некоторые из них легли в основу сценариев и экранизированы. Драматургический дебют состоялся в 2009 году, пятая пьеса «Джут» вышла в свет в 2013 году и сходу заняла первое место на Всероссийском драматургическом конкурсе «Действующие лица-2013», третье место на Международном конкурсе современной драматургии «Свободный театр-2013» в номинации «Пьеса». Первая постановка пьесы «Джут» на исторической родине автора состоялась в ноябре 2015 года на камерной сцене государственного академического русского театра драмы имени Лермонтова и была названа событием года. А на IV международном театральном фестивале спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА» в Челябинске спектакль «Джут» по пьесе Олжаса Жанайдарова от Башкирского театра драмы имени Мажита Гафури стала открытием.

    Теперь о самой пьесе «Джут». Она состоит из четырнадцати сцен, действие нечетных происходит в начале 1930-х годов в течение месяца где-то в Казахстане, действие четных сцен – в наши дни в Москве, в гостинице. Эти две параллельные линии повествования, идущие то в вымирающих казахских степях почти столетней давности, то в современном пресыщенном столичном мирке, не просто контрастируют – держат нерв. В общем, знакомый и понятный современному читателю и зрителю стиль.

    Удивительно, что тема Великого джута 30-х годов, уничтожившего, по оценкам ученых, до двух миллионов казахов, поднята именно московским автором. К слову, по данным академика Асфендиярова, джуты в казахской степи – явление периодическое, когда погибало до 60% скота, вымирали целые кочевья, в степи – массовый падеж сайги, архаров, куланов, дроф и других животных и птиц. Например, зимой 1879-1880 годов вся степь от Западного Китая до реки Урал, от Иртыша до Сыр-Дарьи покрылась гололедом. Из 12 миллионов голов скота погибло более шести. А вот Великий джут 30-х годов стал результатом «коллективизации» и принуждения кочевников к оседлости, когда население еще не успело оправиться от перенесенного джута 1927 года.

    В страшной истории одной молодой семьи, как в капле воды, отразилась трагедия целого народа. Нам, ныне живущим, трудно представить, что отец отрезает себе два пальца, чтобы накормить умирающего сына, хоронит свою грудную дочку в студеной реке, привязав к ней тяжелый камень, чтобы ее тело не съели голодные люди, как это случилось с сыном. И что пережил Ахмет, когда его жена, не выдержав гибели детей и беспредел бельсенды (активистов коллективизации), кончает собой, воткнув нож себе в предсердие, чтобы… накормить мужа!

    Присутствуют в пьесе некоторые фактические неувязки, к примеру, с историей казахской письменности автор явно не знаком. Есть и модная нынче «обнаженка»: Ербол уговаривает написать про джут московскую журналистку, приглашает ее  в номер «попробовать курт», насилует, а потом еще и порет камчой, «чтобы не изменяла мужу». Эти столичные «изыски» в  уральской постановке снивелировали, акцентировав внимание на исторической части. В любом случае, эта постановка-эмоция не оставит равнодушным никого.

    В спектакле заняты актеры Руслан ДЖУМАХМЕТОВ (Ахмет), Элеонора БАКТЫГЕРЕЕВА (Сауле), Светлана КАЛАНДАРОВА (корреспондентка), Светлана РОМАНОВА (официантка), бельсенды и народ – актеры театра. В роли Ербола выступили художники Сакен ЖАНГАЗИЕВ/Мурат МАМБЕТОВ. Художник-постановщик Максим БУДАЕВ, хормейстер – Любовь МУТАГАРОВА, хореограф – Лариса СТАНИЧНАЯ, музыкальное оформление – Татьяна КОВАЛЕВА.

    Анна ПАНИЩЕВА


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Уральские студенты возвели в городе 15 км дамб

    Студенческий ректор Западно-Казахстанского университета имени М. Утемисова Дархан Куатов...

    Бадминтону все возрасты покорны

    Одним из самых зрелищных и интересных видов спорта в...

    Рекомендуем

    В ЗКО на борьбу с комарами могут понадобиться дополнительные средства

    Ежегодные работы по травле гнуса планируются заранее, но большой...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл