Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
12 C
Уральск
21.1 C
Аксай
Еще

    Деньги, закатанные в асфальт: Почему на районном уровне ЗКО в качественном ремонте дорог никто не заинтересован?

    Ни для кого не секрет, что по республике наша область лидирует в антирейтинге качества автодорог. Многие отремонтированные и сданные в эксплуатацию объекты уже на следующий год приходят в негодность. Как иронично замечают наши жители, вместе со снегом весной тает и асфальт, а вместе с асфальтом – вложенные в ремонт деньги. В текущем сезоне не было ни одного проекта местной сети автодорог, который прошел бы без нареканий, отмечает директор Западно-Казахстанского областного филиала «Национальный центр качества дорожных активов» Абылайхан Алшинбаев. И дело, по его словам, не только в подрядчиках, которые, конечно же, в первую очередь озабочены получением прибыли, но и в заказчиках работ в лице местных акиматов и отделов ЖКХ, у которых другая задача – успеть освоить выделенные средства согласно плану. В итоге мы видим, что работы идут, каждый год чиновники рапортуют об освоенных миллионах, а дыр на дорогах меньше не становится.

    Роман ДРОЗДОВ

    Ничего не вижу

    Третьим важным фактором является лояльное отношение служб технического надзора, призванных следить за качеством работ непосредственно на объектах, но по факту закрывающих глаза на очевидные недочеты.

    – Технадзор имеет все полномочия остановить строительно-монтажные работы, не принимать объемы у подрядчика, заставить его переделывать, то есть все для того, чтобы настроить данную работу в нужном русле, но при этом они эту работу не выполняют, на очевидные огрехи смотрят сквозь пальцы, – говорит Алшинбаев.

    В этом году за систематические нарушения филиал «НЦКДА» направил четыре уведомления в органы ГАСК для принятия соответствующих мер по недобросовестной работе служб технического надзора. По двум обращениям в ГАСК оформили протоколы, были наложены штрафные санкции на две компании по 500 МРП (1 млн 725 тыс. тенге) на каждую. Еще два обращения находятся в стадии рассмотрения.

    Элементарно, Ватсон

    По информации руководителя управления транспорта и автомобильных дорог ЗКО Айдара Менеева, в прошлом году отремонтировано 246 км дорог областного и районного значения на сумму 21 млрд тенге. В текущем году реализуется 109 проектов ремонта дорог протяженностью 440 км на общую сумму 35,6 млрд тенге, из них 33 проекта стали переходящими с 2022 года. И главные проблемы связаны именно с местными дорогами. По словам директора областного филиала «НЦКДА», на многих участках 100% взятых на испытания проб не отвечают требованиям.

    – Наши сотрудники с начала сезона провели порядка 350 инспекций по автомобильным дорогам общего пользования Западно-Казахстанской области, было выявлено порядка 150 замечаний, 90% из которых не устранены. Было отобрано порядка 1000 проб дорожно-строительных материалов, в том числе инертные материалы, асфальтобетонные смеси, из них 370 проб не отвечают действующим нормативным требованиям, что составляет почти 40%. Но при этом работа оплачивается акиматами, и подрядчик получает деньги за некачественно выполненный объем работ, – отметил Абылайхан Алшинбаев.

    Основные нарекания в адрес подрядчиков связаны с использованием некачественных материалов, нарушением технологии производства работ и недостатком необходимой техники на объекте. Это в первую очередь обусловлено банальной экономией строительных компаний, которые набирают объемы, чтобы заработать больше денег, при этом забота о качестве отходит на второй план. На одном отрезке дороги, по словам директора филиала, часто работает один или два катка. Однако данным количеством техники добиться требуемых показателей по коэффициенту уплотнения и водонасыщения практически невозможно.

    – Если одна организация может сделать качественно до 30 км дороги за сезон, они берут 100 км, соответственно, просто физически не успевают уложиться в сроки. Сейчас строительный сезон почти заканчивается, а на некоторых объектах только начинаются движения. То есть, подрядчики собираются работать в ноябре, когда температура воздуха опускается ниже нуля. О каком качестве уже может идти речь? В осенний период при +5 градусах работы необходимо прекратить. Конечно, на данный момент есть всевозможные присадки, которые добавляются в асфальтобетонную смесь и позволяют укладывать асфальт при температуре до 0 градусов. Но, опять же, там должен выполняться ряд условий, которые, наблюдая текущую ситуацию в регионе, боюсь, что ни одна из компаний соблюдать не будет, – уверен Алшинбаев.

    И так сойдет!

    Также в качестве грубейшего нарушения технологии производства работ сотрудники филиала «НЦКДА» называют работы по доставке горячей асфальтобетонной смеси. Из-за той же банальной экономии ее на объекты доставляют самосвалами с прицепами, что в конечном итоге влияет на качество укладки.

    – Здесь, в Западном регионе, эта тенденция у подрядных компаний считается в порядке вещей. Хотя всеми нормативными документами хранение горячей асфальтобетонной смеси не предусмотрено. То есть с завода смесь погружается в автосамосвал, который едет на участок, и из кузова выгружается в бункер асфальтоукладчика, затем идет непосредственно процесс укладки. Тогда как наши подрядчики грузят и в кузов, и в прицеп, а прицепы, как известно, боковалы, вследствие чего асфальтобетон никак не может быть уложен правильно. Буквально вчера в Чингирлауском районе мы сами лично были свидетелями данного маневра. В результате смесь теряет температуру при транспортировке, так еще при этом, когда ее заново грузят погрузчиками, в нее попадают примеси пыли, грязи, а также мусор, и температура смеси падает еще больше. А если при укладке температура не соответствует действующим нормативам, то хоть 15 катков поставь, она уже не уплотнится, – рассказывает Абылайхан Алшинбаев.

    Работы по среднему ремонту 19 улиц в селе Шынгырлау Чингирлауского района проводит компания «Ануш Құрылыс». Подрядчик только начал работы, но уже были выявлены нарушения – как по подготовке основания, так и по устройству покрытия. Работы ведутся без подгрунтовки, не производятся уходные работы за основанием, доставка смеси производится прицепами с последующей перегрузкой, работает всего два катка. Соответствующее заключение было направлено в адрес заказчика, технадзора и подрядчика.

    Те же самые дефекты сотрудники проверяющего органа выявили в Жангалинском районе. Так, в ходе проведения очередной проверки на участке среднего ремонта подъездной автодороги к селу Копжасар был обнаружен ряд грубых нарушений технологии дорожного строительства со стороны подрядчика, а также факты бездействия службы технического надзора. Протяженность участка ремонта составляет 14 км. Работы проводит та же подрядная компания «Ануш Құрылыс».

    – Основание абсолютно не подготовленное, кладут асфальтобетонную смесь без подгрунтовки. За осенний период дождей это не качественно уложенное покрытие впитает в себя влагу больше, чем нужно, зима сделает свое дело, и весной асфальт растает вместе со снегом, как многие наши дороги. В августе мы проводили проверку, направили свое заключение, но ни от заказчика, ни от подрядной компании до сих пор нет обратной связи. Единственное, по дефектам основания от подрядчика поступило письмо в адрес заказчика, службы технического надзора и в наш адрес, что якобы дефекты устранили, приложили две фотографии. Но далее была проведена проверка участка, который еще не заасфальтирован, дефекты – те же. Из этого можно сделать вывод, что нарушения не были устранены, а письмо было направлено формально. Технадзор никаких санкций в отношении подрядной компании не принимает. Хочу отметить, что многие жители района выражают недовольство качеством работ, то есть даже простые обыватели, не специалисты видят это. Почему этого не замечает технадзор, не известно. Возможно, человеческий фактор, а возможно, идет давление со стороны заказчика, потому что конец сезона, горят планы и т.д., – считает Абылайхан Алшинбаев.

    Гости незваные и нежеланные

    По словам нашего спикера, сами заказчики в лице районных акиматов заинтересованы не столько в качестве, сколько в освоении бюджета. У всех графики, возвращать деньги в республиканский бюджет чревато последствиями.

    Директор филиала признает, что в прошлом году фиксировалось гораздо меньше нарушений, так как оценка качества дорожного строительства была попросту необъективной, в том числе со стороны «НЦКДА». В текущем году штат филиала обновился на 85%, проверка качества работ усилилась, что оказалось не угодно ни подрядчику, ни заказчику.

    – Мы сталкиваемся с всевозможными препятствиями, на объектах мы нежеланные гости, поскольку мы даем независимую оценку. Это никому не нравится. Если мы на участке, мы создаем проблемы и подрядчику, и заказчику. Все они не заинтересованы, чтобы работы приостанавливались. Технадзор выдает заключение – работы сделаны качественно, и тут мы заходим: ребята, да у вас половина кернов не отвечает требованиям, такую работу нельзя принимать, нужно устранять несоответствия. Поэтому, можно сказать, в отношении нашей организации сейчас идет саботаж. Некоторые подрядные компании написали коллективные письма и всячески пытаются ограничить нашу работу на территории как минимум Западно-Казахстанской области. У нас были инциденты, когда нашим сотрудникам физически препятствовали в доступе на объекты, ситуация бывает очень напряженная, происходили даже стычки с работниками компаний, – рассказывает Абылайхан Алшинбаев.

    Стоит отметить, что «НЦКДА» работает в соответствии с действующим законодательством РК об автомобильных дорогах и утвержденными правилами проведения экспертизы качества работ. Деятельность организации зафиксирована в правовом поле, однако сложности возникают даже с заключением договоров на местном уровне. Сейчас прорабатывается механизм заключения единого договора на уровне Комитета автомобильных дорог, однако на данный момент приходится заключать отдельный договор с каждым районом области, сельским округом и с каждым управлением. И многие районные ЖКХ, ссылаясь на отсутствие финансирования, не привлекают филиал для проведения услуг по оценке качества автодорог.

    По договору подряда есть ряд критериев и требований к поставщику услуг, и заказчик должен принимать меры в случае их невыполнения, вплоть до расторжения договора и внесения подобных организаций в реестр недобросовестных поставщиков государственных закупок. Такая практика имеет место быть, этот механизм широко применяется в других регионах, но, по словам директора филиала «НЦДКА», за почти год его работы в ЗКО ни одна компания-бракодел в «черный список» не попала.

    – В 2021 году проводилась большая проверка со стороны Генеральной транспортной прокуратуры, был выявлен ряд нарушений, в том числе на уровне госзакупок. Заказчиком производится лоббирование интересов тех или иных подрядных компаний. Надеюсь, что компетентные органы возьмут этот вопрос на особый контроль и будут мониторить данный процесс. Не секрет, что наш регион по качеству дорог занимает последнее место по республике. И я лично сам убедился, в чем причина. А причина в том, что подрядные компании работают вразрез со всеми действующими нормативно-техническими документам, технадзор смотрит на это сквозь пальцы, а заказчики осваивают бюджет, но эффекта от их деятельности практически нет, год-два – и те же самые дороги приходится ремонтировать заново, – заключил Алшинбаев.

    Фото ЗКОФ «НЦКДА»


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Почти 2,4 тыс. сельскохозяйственных животных погибло во время паводка в ЗКО

    Цифры еще не окончательные, подсчет убытков фермеров продолжается. Об...

    От паводка в ЗКО пострадали посевы озимых

    Также паводком нанесен ущерб сельхоз объектам, небольшим хозяйственным складам...

    Рекомендуем

    Паводки были всегда. Часть 2

    Какие наводнения оказались самыми сильными для Уральска В 20-м веке...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл