Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
15 C
Уральск
24 C
Аксай
Еще

    Как поделили бюджетный пирог 2020

    Свежий бюджет города и области вновь можно смело назвать «социальным». Деньги налогоплательщиков в первую очередь направят на развитие социальной сферы. Эта статья составляет почти треть всего бюджетного пирога ЗКО — более 51 млрд тенге.

    Депутаты маслихатов ЗКО и Уральска уже разверстали и утвердили бюджеты области и города на 2020-2022 годы. В этом году они составят 192,7 и 55,4 млрд тенге соответственно. Для сравнения в 2019 году -142,5 и 39,1 млрд тенге.
    Только на сферы здравоохранения и образования требуется порядка 45 млрд тенге. На социальную помощь и соцобеспечение жителей депутаты облмаслихата заложили более 8 млрд тенге. Почти на 300 млн тенге просубсидируют автоперевозчиков.
    Акцент при кройке бюджета 2020, например, город сделал на развитие системы водоснабжения и водоотведения и освещение улиц – на эти цели выделено почти по миллиарду тенге на каждую статью. Хотя и этих денег для решения такого рода городских проблем, понятно, недостаточно. В коридорах власти нередко можно услышать: в региональных бюджетах не первый год дефицит бюджетных средств.
    Как депутаты распределили деньги налогоплательщиков, покажем в инфографиках.

    Прогноз эксперта:

    «Поплавок тот же, а якоря потяжелели»

    Председатель казахстанской Ассоциации «Прозрачный тариф» Петр Своик, которого «Н» попросила прокомментировать региональные бюджеты 2020 года, предлагает задуматься: почему при многомиллиардных проектах в регионах и центре в бюджетах не хватает денег, и эта проблема вовсе не становится меньше?

    «Любой бюджет имеет основу — все остальное наращивается, как мышцы на скелет. Этот стержень — внешнеэкономические параметры: экспорт, импорт и ВВП. От этого и пляшем, считая, сколько валюты получит страна через экспорт и, соответственно, сколько накапает в бюджет и Национальный фонд, и наоборот: сколько валюты придется отдать через импорт и соответственно – кто будет расставаться с этими деньгами.
    На мой взгляд, самое важное в этом вопросе, что в бюджет 2020 года заложены параметры 2010-го — и по экспорту, и по импорту. Если мы, к примеру, посмотрим основы бюджета и тот объем ВВП в тенге, который закладывается в бюджет, переведем с учетом нынешнего курса в доллары, то получим данные 2010 года.


    Это говорит о том, что по главным внешнеэкономическим показателям наша экономика топчется на месте, хотя в тенге-то она растет и достаточно бойко. В 2010-м среднегодовой курс тенге к доллару был примерно на уровне 147, а в минувшем — в районе 382. В бюджет этого года заложен курс — 380. То есть если сравнивать 2010 и 2020 годы, то экспорт, импорт, ВВП, примерно, одинаковые.
    Но рассчитывать, что в 2020 году средний курс доллара будет на уровне 380, не приходится. Дай Бог, чтоб он не перевалил за 400. А что тенге не будет укрепляться – совершенно очевидно.
    Так что правы те депутаты, которые сейчас рассказывают жалобные истории о том, что денег в казне не хватает. Да и с чего бы их хватало, если там заложены внешнеэкономические параметры 2010-го?
    Еще один важный момент. Поскольку у нас нет национального кредита, практически нет национальных инвестиций — вся ставка сделана на внешние займы и на инвестиции. Причем, это не секрет: каждый год наше правительство бьется именно за иностранные инвестиции. Соответственно, каждый год растут два параметра: объем внешнего долга и стоимость обслуживания этого долга, а также накопленные иностранные инвестиции и вывоз инвесторами доходов на них. И если сравнить 2010-й с 2020-м, то он будет явно не в пользу нынешнего. Объем накопленного внешнего долга существенно вырос, стоимость обслуживания и объем доходов от него – тоже.


    К примеру, в 2010 году сальдо платежного баланса, который как раз и подводит итог всего (и экспорта, и импорта, и приход новых денег через займы инвестиции, и отток через их обслуживание), в целом по году был сведен в районе 1,7 млрд долларов с плюсом. То есть у нас все-таки был плюсовой баланс. А вот в 2019 году (3-й квартал) он уже составил 4,7 млрд долларов , но со знаком «минус». По году, видимо, и того больше.
    То есть мы не просто топчемся на месте, а погружаемся ниже ватерлинии (линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна, — авт.).
    Наш поплавок – это экспорт, а чем он больше, тем лучше плавучесть корабля под названием «Экономика Казахстана». А якорями на этом поплавке висят импорт, обслуживание внешнего долга и вывоз доходов иностранными инвесторами. По сравнению в 2010 годом, все три якоря сейчас увеличиваются в размерах, и соответственно, экономика наша притапливается — денег становится все меньше.
    Бюджет — прямое следствие всего того, что сказано выше. Его поддержка осуществляется все больше за счет трансфертов из Национального фонда. И первый, и второй Президенты страны ежегодно и строго говорят Правительству — уменьшайте расходы Нацфонда. Но эти расходы все равно растут: с 2014 года Нацфонд с накопительного режима переведен в расходный — ежегодно он уменьшается. Туда вкладывают меньше, чем берут.
    Подведем итог. Такая внешнеориентированная экспортная модель еще не утонула, но мы погружаемся все глубже, наша плавучесть все хуже и ресурсов на поддержание внутренней экономики и «социалки» объективно становится все меньше.
    Поэтому бюджет 2020 года в зеркале 2010-го выглядит гораздо менее оптимистично. Это означает, нужно пересматривать модель — в рамках существующей уже ничего не поправить. Иностранным инвесторам не скажешь: «Ребята, за все, что вы вложили, большое спасибо, но теперь мы все это национализируем и ничего вам платить не будем». Или нельзя сказать иностранным кредиторам: «Большое спасибо, что вы нам дали в общей сложности больше 160 млрд долларов, но мы вам эти долги прощаем и платить по ним больше не будем».


    То есть поплавок у нас все тот же, как и 10 лет назад, а якоря стали существенно тяжелее. И правительству, конечно, нужно задуматься над вопросом: «В какую сторону менять модель?». Есть подсказка: в евразийскую. Но прежде чем рассуждать об евразийстве, нужно объективно посмотреть на параметры нынешней модели и признать: если мы так и дальше будем держаться на этом поплавке, то якоря потихоньку нас утащат на дно.
    К сожалению, пока попыток все это осмыслить и признать, что бюджет 2020 года получается хуже, чем бюджет 2010, нет. Мы только поем жалобную песню, что нам не хватает денег, а почему их не хватает – никто почему-то не задумывается».

    Подготовила
    Галина КАРЕНСКИХ

    Инфографика
    Георгия СЕМЕНОВА


     
    Предыдущая статьяСобачий лот
    Следующая статья«Черные» менялы возвращаются?
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Уральские студенты возвели в городе 15 км дамб

    Студенческий ректор Западно-Казахстанского университета имени М. Утемисова Дархан Куатов...

    Бадминтону все возрасты покорны

    Одним из самых зрелищных и интересных видов спорта в...

    Рекомендуем

    В ЗКО на борьбу с комарами могут понадобиться дополнительные средства

    Ежегодные работы по травле гнуса планируются заранее, но большой...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл