Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
15 C
Уральск
24 C
Аксай
Еще

    Искусство управлять искусством

    В драматургии есть такое понятие как «внесценический персонаж». Это те герои пьесы, которые не появляются на сцене – о них лишь говорят другие персонажи. Однако эти «невидимые герои» могут играть в пьесе очень важную и не последнюю роль. Именно с таким персонажем ассоциируется директор театра, без которого не состоится ни один спектакль. Если актеров, режиссеров, а порой и художников зрители привыкли видеть выходящими на поклон, то работа директора всегда «остается за кадром».
    Этот материал посвящен той невидимой руке, что управляет сложным механизмом, а лучше сказать, целым «театральным оркестром». Его герой – не так давно освободивший своё кресло директор уральского драматического театра им. А.Н. Островского, деятель культуры РК Юрий ЗЕЛЕНЦОВ.

    Ещё прошло не так много времени с того момента, как Юрий Александрович передал свои полномочия новому директору Ирине КАКОЙЛО, прежде занимавшей должность заведующей сектором культуры городского отдела культуры и развития языков. И пока ещё трудно привыкнуть к понятию бывший директор. Хотя, наверное, бывших директоров, как и бывших актёров и режиссёров, не бывает, ведь театру люди служат пожизненно, пока бьётся сердце.
    Путь, который проделал Юрий Зеленцов до того, как судьба его связала с нашим театром, был огромным и интересным, а главное — всегда был связан с культурой. Окончил музыкальную школу, в 1969-ом году в рядах Советской Армии проходил службу в качестве военного музыканта в должности старшины штатного военного оркестра, в 1971-ом поступил в Уральский педагогический института им. А. Пушкина на историко-филологический факультет, в 1976-ом был назначен деканом факультета общественных профессий УПИ, в течение 10 лет был художественным руководителем народного ансамбля «Бипыл», который гастролировал по области и бывал с концертами в Алма-Ате. В 1986-ом стал директором Дворца культуры железнодорожников (позже Дворец культуры молодёжи), где проработал вплоть до 1999-го года. Потом был переведен директором Уральского драматического театра им. А.Н. Островского. И, наверное, это не было случайностью.
    Конечно, сложные, постперестроечные годы, когда многие артисты покинули театр в поисках лучшей доли, а в труппе осталось около 16 человек и главный режиссёр, когда людям было просто не до театра. Спектакли в репертуаре шли по несколько раз, собрать полные залы было делом непростым, разве что только на премьерные постановки. Театр продолжал работать несмотря ни на что. И понятно, что Зеленцов пришёл отнюдь не во время его расцвета и творческого подъёма, не в самый лучший из его периодов жизни. Юрий Александрович и не мечтал когда-нибудь стать директором театра, этого даже не было и в мыслях, хотя с детства он знал, что такое театр и запах кулис, отец его был музыкантом и играл в театральном оркестре. Маленький Юра ходил на детские постановки тех лет, и первым спектаклем, который произвёл на него самое невероятное впечатление, стал «Аленький цветочек», впервые поставленный на нашей сцене в 1959 году. Тогда Зеленцову было около 10 лет. Он, конечно же, влюбился в театр. Посещал спектакли и уже, будучи студентом, и работая в институте. Но быть директором театра и брать на себя эту ответственность, идти в коллектив, а тем более творческий, сложившийся, устоявшийся, со своими законами и спецификой работы — дело не из лёгких. Ведь театр – непростой механизм, а актёры — гораздо более сложные и тонкие люди, нежели люди других профессий, можно сказать — это особая каста, они восприимчивы, ранимы, капризны… Но «тот, кто не рискует, не пьёт шампанского», возглавив коллектив, Юрий Александрович определил свою дальнейшую судьбу, став на долгие годы не просто руководителем, а лидером, при котором началась новая, интересная биография театра, новый виток, новая жизнь, его новая история взлётов и успехов.
    Чем же занимается директор театра и каковы его обязанности и полномочия? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сразу дать понять читателю, что существует две основные модели управления театром. Первая — это единоначалие, когда во главе один человек, либо художественный руководитель, либо директор. Он несёт всю полноту ответственности за театр: как за художественную составляющую, так и за организацию, экономику, ремонт и всё остальное. Вторая — где есть чёткое разделение полномочий между художественным руководителем/главным режиссёром и директором, первый занимается исключительно творчеством, второй отвечает за организационно-хозяйственные вопросы и экономику. Часто как классический пример такой модели вспоминают союз Константина СТАНИСЛАВСКОГО и Владимира НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО. В нашем театре тоже существует данная модель, и Юрий Александрович не стал её нарушать, чётко поняв, что ему в руководство вверен творческий коллектив, в работе с которым нужно быть очень грамотным, компетентным и деликатным. Считается, что разделение художественного и организационного начал повышает эффективность работы. И Зеленцов за годы своей работы в театре всегда был в связке с главным режиссёром, никогда не вмешиваясь в творческий процесс, но всячески поддерживая любые инициативы, идеи и помогая реализовывать все режиссёрские задумки, давая «зелёный свет» на постановки спектаклей, на самые смелые и неожиданные режиссёрские решения, не препятствуя, доверяя вкусу, чутью, режиссёрскому профессионализму. Конечно, во главе всего театрального процесса театра все годы своего правления стоял Юрий Александрович. У него по Уставу была вся полнота полномочий, и по факту главный режиссёр театра Оксана МАЛУША всегда делегировала директору все вопросы, связанные с организацией, не вмешиваясь в процесс руководства театром, но при этом решала вопросы, связанные с репертуаром, театральными артистами и так далее. При Зеленцове практически вся труппа получила специальное высшее образование, многие окончили Самарский государственный институт культуры. Не каждый директор, иногда жертвуя процессом и производством, будет отпускать на протяжении пяти лет своих сотрудников на учёбу и сдачу сессии. Но Юрий Александрович оказался дальновидным политиком, делая «задел» на будущее, понимая, что успех театра в его костяке и творческом потенциале труппы, а его развитие невозможно без профессионального роста, но и, прежде всего, без образования, и что немаловажно — профильного.
    Бесспорно, личность Зеленцова всегда пользовалась неукоснительным авторитетом, его уважает не только театральная общественность, но и все, кто так или иначе связаны с культурой родного края, но и, конечно же, первые лица и руководители области. Отношением к делу Юрий Александрович неоднократно доказывал свою компетентность и соответствие занимаемой должности. Как первый руководитель театра за годы работы Зеленцов был награждён Почётной грамотой РК и благодарственным письмом президента Н. Назарбаева, Почётной грамотой от Министерства культуры РФ за вклад в развитие культуры. В 2010 году Министерством культуры и информации РК удостоен звания «Деятель культуры». За период работы в театре зарекомендовал себя как знающий свое дело руководитель, были возобновлены традиционные гастроли в город Атырау, театр неоднократно выезжал на фестивали республиканского значения. За время его работы театр удостоен звания лауреата XI республиканского фестиваля театров, посвященного 200-летию Махамбета, XIII республиканского фестиваля театров, специальной премии имени Ж. Молдагалиева на XX республиканском фестивале театров памяти А. Мамбетова и других наград.
    И несмотря на то, что в театре недавно произошли перемены, назначен новый руководитель, человек не новый в культуре города, Юрий Александрович не покидает стен нашего храма искусств. Его опыт, знания, энергия и силы необходимы для театра, его профессиональные качества ценятся не только в коллективе, но и во всей области. Юрий Александрович занял почётную должность заведующего литературной частью театра, ведь именно завлит должен знать весь потенциал театра и каждого актёра, а еще очень хорошо знать драматургию, как классическую, так и современную. По сути, это помощник главного режиссёра по литературной части. Думаю, что Юрий Александрович еще долго послужит во благо родного театра, помогая советом, делясь своим большим опытом и знаниями, связанными с театральным процессом. Как говорится, и словом, и делом он будет осваивать уже новую театральную ипостась и грань во взаимоотношениях с коллегами.

    Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
    артист театра


     
    Предыдущая статьяВы нам оружие, мы вам деньги
    Следующая статьяКаждый человек уникален!
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Уральские студенты возвели в городе 15 км дамб

    Студенческий ректор Западно-Казахстанского университета имени М. Утемисова Дархан Куатов...

    Бадминтону все возрасты покорны

    Одним из самых зрелищных и интересных видов спорта в...

    Рекомендуем

    В ЗКО на борьбу с комарами могут понадобиться дополнительные средства

    Ежегодные работы по травле гнуса планируются заранее, но большой...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл