Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
21 C
Уральск
20.2 C
Аксай
Еще

    Капитан своей судьбы

    Василия Александровича Рука многие уральцы знали как председателя городского общества садоводов и огородников. Ответственные работники, услышав его фамилию, говорят: «Рук? Ну, как же, знаем: он был начальником пароходства!» Когда люди узнают о некоторых фактах биографии Рука, то удивляются: «Надо же, а мы и не знали, что у этого человека такая интересная судьба!» О ней есть два повода вспомнить: в феврале Василию Александровичу исполнилось бы 87 лет. А 30 марта исполнилось 40 лет, как он был назначен начальником Уральского речного пароходства.   

    «Каховка, Каховка, родная винтовка…» — люди старшего поколения, наверное, помнят эти слова популярной когда-то песни. Именно украинское село Каховка было  родиной  Василия Александровича.

    Времена наступили тяжелые. В начале 1930-х годов начало раскручиваться страшное колесо репрессий. В 1933 году отца, агронома по профессии, арестовали по доносу, а через три года после его освобождения семья Руков переехала в село Замьяны, что недалеко от Астрахани.  Началась война, отца снова арестовали и посадили на 10 лет. В 1942-м он скончался. Его жену и четверых детей, как семью врага народа, выслали в Восточный Казахстан. Василий учился в седьмом классе, а летом работал в колхозе.

    Несмотря на жизненные тяготы, душа его не огрубела. Он начал писать стихи, в том числе на злободневные темы. За одно такое стихотворение – о местном учителе – дерзкого ученика исключили из школы. Он пошел в Усть-Каменогорскую школу ФЗО «Трудовые резервы», но и тут не повезло: ее ликвидировали.

    Однако и здесь не пал духом. Он стал вольнослушателем, а затем курсантом Семипалатинского училища речного флота: сказались годы жизни на Волге, прикипел он к реке и зародилась у юноши мечта стать капитаном.

    Учеба на судоводительском отделении целиком захватила его. Василий знал, что капитан не только должен уметь управлять судном и его командой. Он должен знать реку, ее капризы,  только ей одной присущие особенности. Значит, нужно было расширять свой кругозор, пополнять его знаниями по гидрологии, специальной лоции и другим дисциплинам.

    Весть о Победе над фашизмом матрос Василий Рук встретил на пароходе «Советская Молдавия». На этом же судне он был рулевым, помощником капитана, а в 1949 году стал капитаном.

    Работа спорилась. Ничто вроде бы не предвещало неприятностей, но произошло неожиданное. В 1950 году «Советской Молдавии» вместе с пароходом «Гражданка» было доверено отбуксировать баржи с ценным грузом по Черному Иртышу в Китай. Груз доставили без проблем, а вот когда на обратном пути зашли в озеро Зайсан, из которого вытекает Иртыш, случилось ЧП.

    Пароход «Циолковский», на котором находился пьяный вахтенный, столкнулся с «Советской Молдавией». Во всех грехах обвинили Рука, может быть, как самого молодого капитана. Дали четыре года и с клеймом «опасен для общества» отправили в Комсомольск-на Амуре.

    Много лет спустя дома у Василия Александровича довелось увидеть дневник, который он начал вести еще в детские годы. В военную пору, когда ощущалась нехватка писчей бумаги, приходилось писать в основном на печатных изданиях с крупным шрифтом, обилием чертежей и рисунков: на этих листах больше свободной площади. Свой первый дневник Рук писал на одной из таких книжек.

    Тетрадь, которую Василий Александрович дал автору этих строк на несколько дней, рассказывала о его пребывании в Комсомольске-на Амуре, на водном отделении Амурлага. Там молодой капитан Василий Рук работал на погрузке барж. Можно было понять его чувства! Пройдет, бывало, по Амуру пароход, и тянет встать за штурвал. В дневнике он так и записал:

    «Если бы мне сегодня сказали: «Вы свободны, можете ехать к семье», я бы не нашел в себе сил сделать это до закрытия навигации. В первую очередь я сел бы на первый предложенный мне катер или пароход, жадно дыша родным речным ветром, не сообщая жене ничего, чтобы не вызвать лишних  мыслей и тревог… А потом  к семье».

    В конце дневника была приписка: «Конец. И больше не будет». Звоню Василию Александровичу и спрашиваю: неужели записи обрываются? Почему?

    Снова мы дома у Рука. Его взгляд становится задумчивым. Он берет старую тетрадь, перечитывает строчки из нее. Воспоминания не дают покоя…

    — Дело в том, что дневник попал в руки начальника лагеря Осиповича, – рассказывал Рук. – Он вызвал меня в кабинет и приказал сесть. Я опешил: никогда начальники не предлагали зэкам садиться. Осипович вынул мой дневник и сказал: «Я прочитал все. Мне следовало передать ваш дневник оперативникам, которые размотали бы вам дополнительный срок. Вы, я вижу, не дурак – потрудились на славу. Поэтому я возвращаю дневник. Сожгите его. О нашем разговоре не должен знать никто».

    — На этом ваша беседа закончилась?

    — Нет. Я пробормотал что-то насчет классиков марксизма-ленинизма, которые могли в ссылках писать свои произведения. Начальник повторил, что я не дурак и должен различать, что такое царская тюрьма, а что такое советская… Поблагодарил Осиповича от души, но сжигать дневник не стал, а переправил его частям через вольнонаемных домой. Потом переписал с отдельных листов в эту тетрадь.

    После смерти Сталина Василия  уговаривали остаться работать на Амуре, но он отказался. Вернулся на Иртыш, на пароход «Буденный». Члены команды бросали на Рука подозрительные взгляды: не испортился ли он за время пребывания в Амурлаге? Но потом вернули капитаном на «Советскую Молдавию». Позже ему доверили один из самых мощных на Иртыше пароходов – «Адмирал Макаров».

    С работой на Иртыше связано немало других фактов биографии Рука, о которых нельзя не писать без чувства содрогания. Однажды во время рейса он вышел на мостик полюбоваться восходом Солнца. Каково же было его удивление, когда вместо одного светила он увидел два! В первый момент мелькнула мысль: неужели галлюцинация? Может, переутомился после вахты? Протер глаза – огонь, облако в форме гриба, потом странный звук… Позже стало известно, что это был первый атомный взрыв в СССР.

    Речников обязывали после очередного ядерного испытания тщательно мыть палубу и надстройки судна. И они мыли. Без защитной одежды и респираторов! Об этом тогда никто и не думал. Зараженная  вода попадала в Иртыш…

    Однажды во время рейса параллельно курсу судна двигалось странное облако. Речники долго рассматривали его, спорили, почему оно оказалось на столь небольшой высоте. А в это время из облака выпадала смертоносная радиация. Сейчас, сказал Василий Александрович, об этом жутко вспоминать. Многие из работавших с ним на Иртыше умерли, а Рука Бог миловал.

    Он и сам удивлялся этому феномену. Может быть, организм у него какой-то особенный или случай помог — сказать трудно.

    Шли годы. В 1954-м он закончил стажистское отделение Омского речного училища, но чувствовал необходимость продолжать образование: на речном транспорте начали внедряться новые методы работы, да и управлять флотом по-старому уже было нельзя.

    Десять лет был капитаном-наставником. После окончания с отличием заочного отделения Новосибирского института инженеров водного транспорта Рук работал заместителем начальника самого крупного на Иртыше Павлодарского речного порта. Затем в его судьбе произошел крутой поворот: он был назначен начальником Уральского речного пароходства.

    Прилетел Рук на Урал и поразился: транспортный флот здесь был почти весь новый, в то время как по Иртышу еще ходили пароходы! Уральские речники с успехом освоили передовой метод толкания барж. По Уралу перевозились хлеб, лес, нефтепродукты, стройматериалы, химические грузы, кормовая ракушка, сельхозмашины – до 3 миллионов тонн за навигацию! Пассажиров Уральский и Гурьевский порты (тогда он входил в состав УРП) перевозили за этот же период  около миллиона человек! Нынешние «показатели» речников не идут ни в какое сравнение с объемами перевозок советской поры. Дальше бы развивать речной флот  Урала, но судьба снова преподнесла Руку неприятный сюрприз.

    Дело в том, что тогдашнее руководство СССР в конце 70-х годов заключило контракты на поставки красной рыбы за рубеж. Обеспечить поставки в полном объеме не удалось. С промышленными гигантами справиться было тяжело, а речники представляли собой удобнейшую мишень. Так возникла идея ликвидировать пароходство и отчитаться, что «меры приняты». Как воронье слетелись в Уральск представители других водных бассейнов и все выискивали, что еще можно «урвать» от Уральского пароходства.

    Сколько раз Руку приходилось доказывать в различных инстанциях необходимость сохранения пароходства, расчистки и углубления Урала! Над ним смеялись, в том числе в журнале «Крокодил». Рук изображался «технократом», который только и думает, как угробить Урал вместе с находящейся в нем живностью. Много воды с той поры утекло. Пароходство почти разгромили, Урал стал зарастать камышом, тальником, заилился и рыбы в нем стало гораздо меньше,  чем в годы расцвета судоходства. Критики Рука как воды в рот набрали. А из обкома партии ему названивали: «Василий Александрович, давай флот: хлеб, ПГС перевозить надо. Никаких машин на это не хватит…» А флота не хватало: ломать – не строить.

    Он мог бы тысячу раз обидеться на Советскую власть, как это сделали многие репрессированные, или устроить геростратовское шоу с сожжением партбилета, как это сделал режиссер «Ленкома» Марк Захаров. Ведь основания обидеться на Советскую власть у Рука, кстати, не поддержавшего М. Горбачева и «перестройку», вроде бы были. Но он не стал обижаться по той причине, что никогда не был перевертышем. Служение своему народу, четкая гражданская позиция, преданность избранной профессии — эти принципы Рук пронес через всю свою жизнь и не изменил им в угоду новой политической ситуации.

    В начале 2000-х он вместе с женой переехал в Краснодарский край, в Белореченск, где проживала их дочь. Получил от него письмо: мол, все нормально, езжу на машине в беретке с «речной кокардой» — гаишники везде пропускают… И вдруг через месяц узнаю, что Рук скончался. А ведь он был в приличной для его возраста физической форме: будучи на пенсии на лыжах ходил на свою дачу в Учужном затоне…  Не вынес он разлуки с Уралом, который полюбил,  которому отдал свое сердце. И еще он был хозяином, капитаном своей судьбы. Такое не забывается!

    2013

    В. Рук (справа) — с курсантами Омского речного училища. 1953 г. //

                                                                                                                 Александр СУЕТИН

     

     

     


     
    Предыдущая статьяТанцы до упаду
    Следующая статьяПервый круг комом
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В Уральске огонь от горящих мусорных баков повредил автомобиль

    По информации пресс-службы ДЧС ЗКО, пожар произошел 25 апреля,...

    Рекомендуем

    В ЗКО на борьбу с комарами могут понадобиться дополнительные средства

    Ежегодные работы по травле гнуса планируются заранее, но большой...

    Затягиваем пояса

    На прошлой неделе Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл