Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
15 C
Уральск
24 C
Аксай
Еще

    «Неизвестный» Тукай

    В этом году 26 апреля исполняется 130 лет со дня рождения народного татарского поэта, общественного деятеля и публициста Габдуллы ТУКАЯ. Часть его недолгой, но очень яркой жизни прошла в Уральске, а период творческого становления неразрывно связан с нашим городом.

    Многие писатели, критики, краеведы настаивали на своем видении творчества Тукая. Например, уроженец Уральска академик Рафик НАФИГОВ в своей книге «Тукай и его окружение» уделяет большое внимание его дружбе с большевиками. Одна из глав книги так и называется «В дружбе с большевиками, с мечтою о будущем», где он говорит о негативном отношении поэта к религии, к Исламу: «Против рабской покорности, прислужничества, забитости, в целом против господства духовенства и религии направляет он свои стрелы… Он бил по духовенству, бил основательно, зная лучше их Коран и восточную культуру… Но он решительно против завоза в Россию, обратите внимание, мусульманского религиозного дурмана. Невозможно совместить религию и жизнь, четко и ясно заявил Тукай», – пишет автор, отмечая антирелигиозную направленность журнала «Ялт Йолта», фактическим редактором и автором которого был поэт.

    162

    161

    При этом академик, подробно описывая содержание «Ялт Йолта», ни разу не упомянул  близкого друга и соратника Г. Тукая, редактора и издателя журнала Ахмета УРМАНЧЕЕВА. Об «атеистических» взглядах поэта писали и уральские краеведы. К 100-летию со дня его рождения вышла брошюра под названием «Просветительское и атеистическое наследие Тукая», изданное уральским областным управлением культуры.

    Однако многие стихи поэта говорят об обратном. Например, в «Туган тел» («Родной язык»), последние строки которого упорно не печатались в книгах: «О, язык мой! Как сердечно я молился в первый раз. Помоги, шептал, помилуй мать с отцом, помилуй нас». О великом уважении к религии своего народа говорят и множество других произведений поэта: «Молитва матери», «Таян Аллага», «Ночной  Азан», «Колыбельная»… В стихах «Религия и толпа» поэт бичует тех, кто, не зная истинных ценностей Корана, ходит в мечеть для создания своего имиджа благонравности. Очень много для истинного понимания творчества Тукая  сделал наш земляк, профессор Разак АБУЗЯРОВ. В его книгах Тукай показан не только как татарский народный поэт, но как выразитель идей евразийства, исламского ренессанса, показывающего реальные пути мирного преодоления противостояния агрессивно настроенных кругов Запада и Ислама.

    Нельзя забывать и о корнях поэта. Его отец Мухамедгариф был муллой, и дед по отцовской линии был муллой, а по материнской – муэдзином. А первым учителем, оказавшем на Тукая серьезнейшее влияние как на будущего поэта, был хазрет Красной мечети и медресе «Мутыйгия» в Уральске Мутыгулла ТУХВАТУЛЛИН и его сын Камиль, оба окончившие высшее учебное заведение Аль-Азхар в столице Египта Каире. В качестве подтверждения, что Тукай не был атеистом, можно взять многие его произвдедения. В частности, стихотворение «Родная деревня» в переводе Вероники ТУШНОВОЙ:

    Стоит моя деревня на горке некрутой.

    Родник с водой студеной от нас подать рукой.

    Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,

    Люблю душой и телом я все в краю моем.

    Здесь Бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,

    Молитву из Корана впервые смог прочесть.

    Впервые здесь услышал слова Пророка я,

    Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.

    Поэт с интересом читал книги имамов-просветителей Утызимяни, Курсави, Марджани, Бигиева, Муртазина. Великий татарский поэт, прекрасно знавший Коран, о жизни Пророка Мухаммеда, о столпах исламской религии, о мусульманской морали, этике, культуре, литературе и искусстве, выше всего на свете ценил науки и знания, а «наука – основной  из восьми ликов образов Всевышнего». Да, Тукай был просветителем, но никогда не стал бы атеистом. Смертельно больной, лежа в Клячкинской больнице Казани, поэт написал свое завещание «Заветное предвидение будущего». Оно было напечатано в газете «Кояш» 14 марта 1913 года под заголовком «Первое мое дело после пробуждения». Оно до сих пор досконально не изучено, хотя на то были и объективные причины. На его похоронах было много служителей ислама, и похоронен он был по исламским обычаям.

    По сей день в биографии Габдуллы Тукая много белых пятен, которые можно заполнить, если  попытаться найти тех друзей поэта, о которых, к сожалению, многие биографы почему-то умалчивают. Среди его очень близких друзей-единомышленников была семья Ахмета Урманчеева (1880-1922), редактора журнала «Ялт Йолта», организатора книжного магазина, главы издательской компании «Юл».

    Именно Ахмет Урманчеев, его жена Махмуда МУЗАФФАРОВА, ее мать Махруй и сын Мансур, будущий известный композитор Татарстана, были самыми близкими друзьями Тукая в 1910-1913 годы. Биографы поэта подробно описывают его работу в газетах «Аль Ислах» (17.10.1907-22.07.1909), «Яшен» (03.08.1908-24.06.1909) и в журнале «Ялт Йолта» (15.03.1910-18.03.1913), при этом большое внимание уделяют дружеским отношениям с Фатихом АМИРХАНОМ и Галиаскаром КАМАЛОМ, а редактора и издателя журнала «Ялт Йолта» Урманчеева даже и не упоминают.

    Однако факты – вещь упрямая. О том, что близкими друзьями и единомышленниками были семья Музаффаровых-Урманчеевых, особенно в последние годы жизни Тукая, свидетельствуют письма поэта, в которых он рассказывает о своих чувствах, переживаниях, радости и сожалениях, о своей болезни и тревогах. Нравственная и материальная поддержка этой семьи была ему особенно необходима. Поэт всем сердцем, всем творчеством принадлежал издательству литературно-научного, общественно-политического сатирического журнала «Ялт Йолта», был его идейным редактором, вдохновителем и популяризатором. Если он выезжал из Казани или ложился в больницу, его вещи оставались в доме Урманчеевых.

    В 1911 году Тукай пишет: «Дорогой Ахмет! Я в Астрахани. На стороне чужой я нахожусь. Хорошо было бы, если ты выслал 5 рублей мне». В первых числах января 1912 года: «Ахмет! Я рад возвращению. Журнал «Ялт Йолта», как только выйдет для распродажи, вышли мне. Провожая меня, вроде ты положил мои калоши в корзину, но их почему-то не нашел. Может, я их оставил в восточном клубе?» В апреле 1912-го Тукай едет  на пароходе «Фултон», надеясь на выздоровление. Он тяжело болен: «Ты сам провожал меня… было невыносимо жарко… этому я был безмерно рад… ты сам это видел… Пароход тронулся… ты сошел на берег…я вошел в каюту и улегся на лавку». В мае того же года: «Ахмет, вот уже целый месяц, как я уехал из Казани. Я в Питере. Думал, уезжая из Казани, спасусь от холодов, но попал в еще более холодные… Вернусь в Уфу, надеюсь оттуда уехать на кумыс в Троицк. Белье и письма посылай туда. 38 журнал «Ялт Йолта» в общем хороший очень. До Троицка писем не смогу писать, здоровье не позволяет. Когда будешь посылать мои вещи, положи в мою дорожную корзину забытую мною тетрадь, пожалуйста, с черной обложкой».

    Эти письма опубликованы в полном собрании сочинений поэта, надо только внимательно изучать его наследие! Каждый раз, когда поэт отправлялся в путешествие, Ахмет помогал ему тщательно подготовиться к дороге, провожал его, вслед за ним посылал нужные ему вещи, а знаменитая корзина-чемодан всегда оставалась в доме Урманчеевых. Разве это не проявление тесной дружбы двух неординарных людей?

    Все вещи поэта и эта историческая корзина, где хранились памятные для сердца поэта подарки от его поклонников, были затем переданы родственниками Ахмета Урманчеева в  государственный музей Казани. В местной печати разными авторами ежегодно освещается Уральский период жизни поэта, в Татарстане – Казанский период его творчества, но о большой, очень значимой для поэта дружбе с семьей Музаффаровых-Урманчеевых, практически, умалчивается. Эта ошибка должна быть исправлена.

    Нажия УРМАНЧЕЕВА-ТУХВАТУЛЛИНА


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Уральские студенты возвели в городе 15 км дамб

    Студенческий ректор Западно-Казахстанского университета имени М. Утемисова Дархан Куатов...

    Бадминтону все возрасты покорны

    Одним из самых зрелищных и интересных видов спорта в...

    Рекомендуем

    В ЗКО на борьбу с комарами могут понадобиться дополнительные средства

    Ежегодные работы по травле гнуса планируются заранее, но большой...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл