Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
15 C
Уральск
24 C
Аксай
Еще

    Рожденный летать

    Памяти Николая Майданова посвящается

    29 января исполнилось 20 лет со дня гибели легендарного земляка Николая Майданова – дважды Героя Советского Союза и Российской Федерации. Он был смертельно ранен во время эвакуации попавших в засаду бойцов в Аргунском ущелье на Северном Кавказе. Майданов — единственный, кому высокое звание Героя было присвоено за подвиги на поле боя.

    Земляк
    Боевое мастерство летчика-вертолётчика Майданова уходит в далёкое прошлое. Николай (Қайыргелді) Майданов родился 7 февраля 1956 года в селе Таскудук Джамбетинского района ЗКО в многодетной семье. Его отец Сайн Сайнгалиевич был шофёром, мать Галина Людвиковна — домохозяйкой. Семья большая: две дочери и пять сыновей. Еще в детстве Николай впервые увидел самолёт АН-2 санитарной авиации для обработки посевов, который прилетел в посёлок Шагатай, где проживала многодетная семья. С той поры у него зародилась любовь к небу и авиации. После окончания средней школы они с другом детства А. Шурихиным поступали в Актюбинское училище гражданской авиации. Алексей не прошёл медкомиссию, Николай проявив солидарность, тоже не стал поступать, хотя медкомиссию прошёл. Выучился на водителя и два года служил срочную службу в ГСВГ, возил начальство на машине ГАЗ-469.
    Но мечта летать все равно привела его в 1976 году в Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое он успешно окончил. Первый полет состоялся 12 мая 1977 года на учебном МИ-8.

    Смертельно опасное небо
    Военная служба кидала его с запада на восток, а то и на крайний юг. Военная судьба словно готовила Майданова для жестких испытаний в опасной обстановке… Шел 4-й год боевых действий в Афганистане. Сплошные горы, узкие ущелья и труднодоступные места горной местности. Вертолет в таких условиях был незаменим, хотя любая вражеская пуля могла привести к поражению 11-тонной боевой машины с 1,5 тоннами керосина на борту. Во время первой командировки в Афганистан Майданов прочувствовал на себе смертельно опасное небо. Настоящее боевое крещение получил 26 сентября 1984 года. Тогда он впервые столкнулся с суровыми реалиями боевых операций, узнав, что такое дыхание войны. Боевое мастерство пришло, когда Майданов участвовал более чем в 50-ти боевых операциях, налетал не менее 200 часов.
    К концу первой командировки за проявленное мужество и героизм 16 августа 1985 года Николаю Майданову был вручен первый боевой орден Красной Звезды.

    Вертолет — на трассы огня
    С апреля 1987 года Майданов был опять на войне — теперь уже в районе Газни, у самой границы с Пакистаном. Все боевые вылеты были связаны с разведкой, обнаружением, перехватом и уничтожением караванов с оружием. Со временем на боевом счету Николая Майданова было 10 душманских караванов с оружием, которые не дошли до места назначения. За свою героическую работу 12 ноября 1987 года он был награждён орденом Боевого Красного Знамени, а 5 мая 1988-го ему вручили орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.
    Но военная судьба нашего земляка готовила ему самое серьезное испытание. Намечался вывод войск из Афганистана. Седьмой командующий 40-й Армией Б. Громов подготовил боевую операцию «Магистраль». Душманские полевые командиры блокировали дорогу в Хост, пытаясь удушить голодом население и стоящих там войск, обеспечить провоз оружия и боеприпасов из Пакистана, внутрь Афганистана. Разумеется, такое положение требовало срочного вмешательства. 10 ноября 1987 года началась крупнейшая армейская боевая операция. Была впервые проведена ложная высадка «соломенных» десантников – манекенов. Мощнейшая оборона душманов была вскрыта, тщательно замаскированные огневые позиции и орудия поражены артиллерией, штурмовой авиацией и массированными налетами. Это был первый этап, а дальше во второй части войска с боями пробивались через многочисленные очаги сопротивления на перевалах в горах.
    …Майданов повел свой вертолет прямо на разрывы и трассы огня. Противник был ошарашен, они не ожидали такого дерзкого поступка. Прекратили стрелять. Все смотрели, как этот «Шурави» свернет себе шею, вертолет взорвется клубами огня и черного дыма. Напрасно ждали! Сильно перегруженный борт, задрав хвост и почти бороздя носом землю, готовился взлететь. Из-за огромного перегруза, он мог взлететь только «по-самолетному», с разбега. «Взлетная полоса» была такая узкая и короткая, что сползи вертолет на метр вправо или влево, его несущий винт обломался бы от удара о скалу или лопасти несущего винта разлетелись от сверх перегруза. Боевая машина, вибрируя, медленно и тяжело разгонялась. И в тот момент, когда шасси вертолета оторвались от земли буквально на мгновение, «взлетная полоса» оборвалась. Вертолет, падая в пропасть, успел за несколько десятков метров набрать недостающее обороты винта, прекратил сваливание и медленно, набирая высоту, стал уходить в сторону базы. Душманы открыли бешеную стрельбу вдогонку. Но все это было бесполезно. После приземления на вертолете Майданова насчитали 36 пробоин, каждая из которых, могла быть роковой для машины и экипажа. Враги не верили собственным глазам, неслыханная дерзость! Вертолет «Шурави» лишил их кровавых афгани, которые должны заплатить им за их кровавую работу. Вскоре на их позиции пошел авиационный, пушечно-ракетный накат, дождавшись своей очереди «вертушек», а довершили разгром бомбардировщики.

    Последняя война
    После окончания в 1992 году военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина по 1997-й Н.Майданов служит в Казахстане в городе Тараз командиром отдельного вертолетного полка. После развала Союза настают трудные времена, внезапно навалившегося хаоса: полетов не было, техника старая, топлива не хватало. Без неба, без боевой учебы и ежедневных полетов Н. Майданову жилось непросто. И он пишет рапорт о переводе на службу в Россию: из Тараза уходит в очередную войну, на последнюю.
    В июне 1998 года Николай Майданов становится командиром вертолетного полка в поселке Агалатово под Санкт-Петербургом. В 1999-2000-х участвует в контртеррористической операции на Северном Кавказе. 29 января 2000-го звено вертолета МИ-8 вылетело на очередное боевое задание, Майданов — ведущий. В результате высадки десанта все попали под мощный перекрестный огонь противника. Самое верное – забрать десант себе на борт. В момент посадки десантников пуля снайпера пробила остекленение кабины МИ-8, срекошетила от приборной доски, попав в область сердца командира. В момент набора высоты еще одна снайперская пуля поразила Майданову шею. Несмотря на тяжелые ранения, командир вертолета все-таки ввел свою машину на базу. Правый летчик капитан Деревянко видел, как медленно стало сползать его тело. От большой потери крови, смерть настигла мужественного летчика прямо в полете за несколько минут до приземления. Посадку завершил Деревянко. До госпиталя не довезли. Не успели…

    Навсегда в памяти
    До своего 44-летия Н. Майданов не дожил всего неделю с небольшим. 31 января 2000 года полк прощался со своим командиром, чей авторитет профессионала в части был непререкаемым. По просьбе семьи спецрейсом тело Николая Майданова было доставлено в Санкт-Петербург и 2-го февраля 2000 года при огромном стечении народа он был похоронен на Аллее Героев Серафимовского кладбища. Вскоре на могиле был поставлен гранитный памятник. 10-го марта 2000 марта Указом Президента РФ ему было присвоено высокое звание Героя России (посмертно). Увековечили память о своем героическом земляке и в его родном Приуралье. 28 октября 2015 года при большом стечении народа у стен ВТШ МО РК (бывший ДОСААФ) на проспекте Абулхаир хана был открыт бюст, в честь героя-земляка назвали одну из улиц Уральска.

    За мужество и героизм при спасении 46 бойцов Н. Майданову 29 июля 1988 года было присвоено высокое звание Герой Советского Союза. За время второй командировки с апреля 1987 года по мая 1988 года старший летчик капитан Майданов на вертолете МИ–8 выполнил 1250 боевых вылетов, налетал 1100 часов, лично спас 85 ранненых, перевез более 1000 десантников и доставил 100 тонн груза. 5 сентября 1988 года в Кремле ему вручили ордена Ленина и медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза. При вручении высокой награды на мундире сверкали боевые ордена – Красной Знамени, Красной звезды, За службу Родине в Вооруженных Силах СССР третьей степени. А.Громыко вручая награду сказал: «Рискуя жизнью и мастерскии владея боевой машиной в условиях постоянных обстрелов, его экипаж умело высаживал десанты и спасал раненых. Мы все хорошо знаем, чего это летчику-вертолечику стоит. Казах по национальности, он являет собой пример советского военно-интернационалиста, патриота, защитника интересов своей Родины».

    Анатолий БОРОВСКИЙ,
    ветеран Афганской войны,
    заместитель председателя областного общества ветеранов и инвалидов войны в Афганистане


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Уральские студенты возвели в городе 15 км дамб

    Студенческий ректор Западно-Казахстанского университета имени М. Утемисова Дархан Куатов...

    Бадминтону все возрасты покорны

    Одним из самых зрелищных и интересных видов спорта в...

    Рекомендуем

    В ЗКО на борьбу с комарами могут понадобиться дополнительные средства

    Ежегодные работы по травле гнуса планируются заранее, но большой...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл