Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
13 C
Уральск
20.1 C
Аксай
Еще

    Неслучайный человек

    В театре нет более магического и притягивающего к себе места (после сцены, разумеется), чем реквизиторский цех. Попав туда, сердце замирает, что в этой маленькой, до потолков забитой тесной каморке, лежат кусочки целых миров, которые, складываясь, как пазлы в единое целое – спектакль – каждый раз потрясают твой собственный мир. Да, каморка эта тщательно оберегается. Пропади… да хотя бы обычное цинковое ведро, и целая сцена в спектакле накроется медным тазом. Стало быть, даже ведро – в кладовую и на ключ, потому что каждая вещь в этом цеху дорога и важна, будь то перо и чернила или же огромный свиток. Нашему театру всегда везло на людей, на тех, про кого принято говорить: «на таких всё держится». Очень много лет театру отдала реквизитор Надия Камильевна ЗАРИФОВА — настоящий профессионал, неслучайный человек в храме искусств.

    Надия Камильевна ЗАРИФОВА (1932-2004)
    Слова В. Белинского очень подходят к той жизни, которую Н.К. Зарифова с великим достоинством прожила в театре и отдала сполна себя служению ему. Вот лишь небольшой отрывок из его знаменитого монолога о театре: «Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений! …Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?.. О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете…». Возможно, эти слова в какой-то степени стали и символом, и девизом, и неким пророчеством, потому что Надия Камильевна фактически до последнего дня своей жизни была с театром и жила ради него и для него. И по воле судьбы покинула этот мир на традиционных гастролях театра, не дожив всего несколько дней до их окончания, не думая о себе и о своём здоровье, думая о других, отдавая себя всецело делу, которое стало смыслом её жизни.
    26 апреля этого года исполнилось ровно 15 лет как перестало биться сердце реквизитора театра Н.К. Зарифовой. И память о ней до сих пор в сердцах тех, с кем долгое время она проработала. Владела очень интересной, специфической, необычной для людей, не связанных с театром, профессией старшего реквизитора. Профессия, которой не обучают в институтах, она передаётся «из рук в руки», как говорится, на местах, таких специалистов воспитывают и взращивают на опыте, штучная и очень важная должность в театре, без которой, как ни странно, не состоится ни один спектакль. Это тот человек, который хранит и отвечает за реквизит. В театре под понятие «реквизита» попадают и бутафорские, и подлинные предметы, участвующие в спектакле. А реквизит (от латинского «requisitum», — прим. авт.) переводится всего лишь как требуемое, необходимое. Реквизит помогает артистам и режиссёру создать фон и атмосферу, а зрителю — почувствовать обстановку времени и места действия, а иногда играет и собственные роли, выступая в качестве персонажей и даже перевоплощаясь. Надия Зарифова более 40 лет отдала служению театру, работая с артистами и режиссёрами разной величины, а также в непосредственной связи с художниками-бутафорами и рабочими сцены. За профессионализм ее ценили и уважали. Всегда, когда артист выходит после застольного периода разбора пьесы на сценическую площадку, он первым делом идёт в реквизиторский цех, чтобы взять те предметы, с которыми ему предстоит работать на сцене. Так вот все артисты всегда тесно взаимодействовали с Надией Камильевной, которая была очень строга и требовательна, любила дисциплину и порядок. Она относилась ответственно к своей работе и требовала такого же ответственного отношения к тому реквизиту, с которым работали артисты. Будучи своего рода помощницей артиста и даже хозяйкой театрального закулисья, Надия Зарифова не просто дежурно подносила реквизиты, а делала это с большой любовью и очень творчески. И не дай Бог, если кто-то возьмёт в руки чужой реквизит, при ней это было просто невозможным и недопустимым.
    Родилась Н.К. Зарифова в 1932 году в Фёдоровке. В 1955 году перебралась в Уральск. Рано оставшись без матери, воспитывалась мачехой в строгости. Была человеком с непростым характером, как рассказывают многие, кто работал с ней бок о бок, но, наверное, вся сложность её характера заключалась в том, что она много перенесла трудностей в жизни. Непростые семейные отношения складывались с мачехой, которая была очень строга с ней, и, по рассказам Надии Камильевны, уже с раннего возраста ей пришлось взять на себя ответственность по всему дому: и за уборку, и за стирку, и даже хлеб в печи пекла.
    В единственном сохранённом интервью, опубликованном в газете «Пульс», Зарифова говорила, вспоминая о своём детстве: «Мама померла, мне три года было. В семье нас детей осталось семь человек. Отец женился. Росли с мачехой. Жизнь тяжёлая была: голодные, холодные годы. В десять лет корову сама уже доила, хлеб пекла, дрова рубила. Помню, случай был. Топор-то большой, размахнулась, да не удержала, росточком мала, вот и получила по спине, благо дело, не острием… Всяко бывало. В Долинном, помню, в избе на стене задачки решала. Такая промёрзлая была стена, инеем покрылась – что писать можно. Что вспоминать?! Жмых ели, но жили дружно, весело».
    Вот что вспоминает о ней заведующий труппой театра, деятель культуры Илья Таранов, начавший свой путь в театре с цеха Надии Камильевны, проработав в реквизиторском цехе пять лет: «Жизнь закалила её характер. Сложность характера дала отпечаток на работе. Она была очень строгим и дисциплинированным человеком, её все уважали за профессионализм. И администрация, и артисты, и все технические цеха. На сцене по технической части она была хозяйкой. Помогала всегда монтировщикам сцены. Знала хорошо свою профессию. Не позволяла себе никогда опаздывать, болеть. Своим примером и отношением к делу внесла вклад в становление моей личности. Она была очень требовательна и долго не принимала меня в свой цех, присматриваясь и испытывая. И после моего перехода из реквизиторского цеха работала одна, и, даже был случай, что она сломала одновременно руку и ногу и практически сразу вышла на работу, не посидев на больничном. Работала в гипсе, не прося ни у кого помощи, надеясь на саму себя, потому что привыкла к этому с детства. Случалось, что она даже оставалась ночевать в театре, настолько была ему предана и находилась на своём месте. Прожила в театре долгую жизнь, ушла скромно и достойно».
    Интересно, как она говорила о том случае, когда ненадолго выпала из процесса работы: «Скачу как сумасшедшая, через это ногу и руку поломала. Поболела, конечно. Мне говорят: не сможешь больше работать. Но я настырная – гимнастикой занялась, сама массаж себе делала. Сказала, что буду ходить, и хожу. Работала и буду работать. Мне без театра – хоть помирай. Это мой дом».
    Про таких людей как Надия Камильевна рассказывать нужно много, потому что их, казалось бы, невидимый вклад в жизнь театра очень весом. Их служение – пример для молодёжи. Не только для тех, кто связал или хочет связать свою жизнь с театром, но и для тех, кто долго ищет профессию, а выбрав её спонтанно, не по душе и не по зову сердца мучается, выполняя её «потому что надо», а не по любви, становясь её рабом и заложником. В случае Зарифовой — было по любви, раз и навсегда, на всю жизнь. Три раза пыталась уйти, но, снова возвращалась. Потому что не мыслила себя без театра. На вопрос «Что значит для неё работа», она отвечала: «Работа для меня всё». Когда ведёшь спектакль, надо всё успеть: вовремя принести, унести, заменить. Весь реквизит на мне. И всё бегом. Лени во мне никогда не было. Сама стираю, штопаю, вяжу, шью, даже ружья театральные смазываю и заряжаю. Я работу свою люблю и знаю. Я и ночевать-то порой домой не хожу. Так день за днём».
    Да, на таких людях и держится театр, на преданных, на верных служителях, на тех, кто жизнь свою посвящает ему, отдавая себя без остатка. Мечтала Надия Камильевна стать в детстве балериной, но не вышло, а детская мечта немного, но всё-таки исполнилась, потому что всю жизнь была при театре, при сцене. Театр — «вещь заразная», заболевшие им — становятся преданными ему до конца. Увлечённые и немножко с «отклонениями», как говорят, этакая нормальная «ненормальность». И Надия Камильевна была одной из таких, говоря о своей любви к театру: «Иначе невозможно. Он забирает твою душу. Только люди преданные приживаются здесь. Как, впрочем, и в любой другой профессии. Важно, что мы нужны друг другу».
    Как писал один из великих педагогов и режиссёров XX столетия Владимир Немирович-Данченко: «Одним из крупных элементов сценической новизны режиссёра Станиславского было… пользование вещами: они не только занимали внимание зрителя, помогая сцене дать настоящее настроение, они ещё в большей степени были полезны актёру, едва ли не главнейшим несчастьем которого в старом театре являлось то, что он был предоставлен самому себе, точно находился вне времени и пространства». Так вот, Надия Камильевна помогала артистам, была для них незаменимым человеком, оставаясь в тени, она всегда находилась рядом, в нужном месте и в нужное время, не отвлекая артиста, а умело помогая ему во время сценического действия. Театр стал для неё домом, а коллектив – семьей, в этом заключался весь смысл жизни Н. Зарифовой. Посчастливилось тем, кто побыл рядом, успел поработать с таким удивительным, профессиональным человеком, любящим своё дело, не отрабатывающим «трудодни», а превратив работу в хобби и удовольствие.

    Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
    артист театра


     
    Предыдущая статьяВ единстве – наша сила! (ФОТО)
    Следующая статьяСВЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    В следующем году уральским дачникам не будут компенсировать ущерб в случае наводнения

    Это разовая акция, заявил на брифинге заместитель акима города...

    Из 600 обследованных дачных домов в Уральске более половины признаны аварийными

    Собственникам, у кого данное жилье было единственным, будет предоставлена...

    Рекомендуем

    В следующем году уральским дачникам не будут компенсировать ущерб в случае наводнения

    Это разовая акция, заявил на брифинге заместитель акима города...

    Бюджет Уральска планируют увеличить на 1,2 млрд тенге

    Сегодня, 22 мая, на общественном совете города был уточнен...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл