Кто бы мог подумать еще несколько лет назад, что совершать покупки можно будет при помощи мобильного телефона, а наличные деньги станут почти анахронизмом. QR-платежи и мобильные переводы прочно вошли в нашу жизнь, причем последние до недавнего времени пользовались особой популярностью. Сегодня ситуация несколько изменилась. Денежные купюры снова стали иметь большее хождение и стали больше цениться самими продавцами. Все дело в опасении предпринимателей попасть в поле зрение налоговых служб, поскольку с прошлого года было введено ограничение на количество мобильных переводов. Однако контроль в этой сфере осуществляется пока не в полной мере. Но это пока.
Роман ДРОЗДОВ
Казахстан постепенно переходит на безналичный расчет. И уже сегодня, по данным органов госдоходов, порядка 90% оплаты товаров и услуг производится посредством банковских карт или QR-платежей. Цель государства – вывести из тени доходы граждан и привить налоговую культуру. Эта работа началась в 2021 году, тогда же стартовало поэтапное внедрение всеобщего декларирования, направленного на повышение прозрачности доходов граждан, а также на минимизацию коррупционных рисков. Данная работа продлится до 2026 года, именно с этого времени, по словам налоговиков, уже будет видна полная картина доходов и расходов всего населения республики. Что касается мобильных переводов, то запрета на них нет и не будет, однако использование их в качестве платежа уже считается незаконным. Под контроль органов госдоходов попадут граждане, получившие мобильные переводы от 100 и более лиц в течение месяца. Данную информацию по переводам индивидуальных предпринимателей с этого года должны предоставлять банковские организации.
Заместитель руководителя департамента государственных доходов по ЗКО Бауыржан Кайдаров сообщил, что информация по мобильным переводам от банков второго уровня будет предоставляться поэтапно, в соответствии с данными по всеобщему декларированию. С 2023 года эта информация доступна по государственным служащим, приравненным к ним лицам и их супругам, по итогам 2022 года данные уже получены. В этом году проводится обработка и анализ мобильных переводов работников госучреждений, квазигосударственного сектора и их супругов. И только в 2025 году банки будут предоставлять информацию по индивидуальным предпринимателям, руководителям и учредителям ТОО и их супругам, а в 2026 году информация будет доступна по всем гражданам республики.
– Существует несколько критериев для проверок мобильных переводов. Во-первых, под подозрение попадут ИП, которым в течение месяца приходит более 100 платежей от разных лиц, во-вторых, если такие платежи носят системный характер, то есть в течение трех месяцев подряд предприниматель получает 300 и более переводов от разных лиц, и третий признак, если сумма этих платежей в совокупности за три месяца будет составлять 255 тыс. тенге, или три минимальные заработные платы. При этом хочу отметить, что при получении менее 100 переводов в месяц, или если общая сумма переводов не превысит 255 тыс. тенге, предприниматель уже не попадает под эти критерии, – подчеркнул Бауыржан Кайдаров.
Такая информация будет предоставляться банками ежемесячно и ежеквартально. Данный вид контроля, по словам спикера, необходим в том числе для того, чтобы вывести предпринимателей из тени и обеспечить прозрачность их доходов, и не направлен на добросовестных налогоплательщиков. Согласно Предпринимательскому кодексу, обязательной регистрации в качестве ИП подлежат физические лица, имеющие годовой доход, превышающий 12 минимальных заработных плат или 1 млн 20 тыс. тенге. Стоит отметить, что первоначально было решено контролировать только число мобильных переводов, однако налоговые органы быстро сообразили, что предприниматели могут использовать банковские карты других лиц, чтобы не выйти за лимит в 100 переводов. Поэтому была определена максимальная сумма переводов в 3 МЗП.
– Если физлицо работает без регистрации, совершает различные сделки, то в случае получения доказательств по данному факту, составляется протокол и направляется для рассмотрения в судебные органы. Ранее, еще до того, как был введен мораторий на проверки субъектов малого бизнеса, мы неоднократно фиксировали такие нарушения, например, среди таксистов, занимающихся нелегальным извозом, – отметил замруководителя ДГД области.
В прошлом году, когда информация о введении лимитов на мобильные переводы только появилась, она вызвала много толков и противоречивых мнений. На этот счет налоговики успокоили граждан – мобильные переводы никто отменять не будет, и переводить деньги в личных целях коллегам, друзьям или родственникам можно, не опасаясь последствий. Это же касается индивидуальных предпринимателей, запрещается только принимать мобильные переводы для оплаты товаров или услуг. Представители департамента госдоходов напоминают, что, согласно закону о платежах и платежных системах, в настоящее время у субъектов бизнеса существует только три способа приема платежей – наличные деньги, банковские карты и QR-код. Отказ приема оплаты по одному из них является нарушением. С запретом на мобильные переводы в моду вернулись наличные, так как за обслуживание QR или POS-терминалов банк берет комиссию за услуги в размере от 0,8% от суммы операции. Однако стоимость товара должна быть фиксированной независимо от способа оплаты.
– В случае отказа приема по одному из этих видов платежей предпринимателю грозит в первый раз предупреждение, при повторном нарушении, согласно ст. 194 КоАП РК, налагается штраф в размере 40 МРП (147 680 тенге). Если продавец отказывается принимать оплату по QR-коду или карточкой либо не выдает чек при оплате наличными деньгами, то потребитель может известить об этом органы государственных доходов по месту регистрации данного ИП для принятия соответствующих мер, – сообщил Бауыржан Кайдаров.
Как это обычно бывает, если есть запрет, то его попытаются обойти. Некоторые предприниматели пользуются счетами своих родственников для оплаты мобильными переводами или просят пополнить баланс мобильного телефона. Эти и, вероятно, другие новые схемы будут в ходу некоторое время, но об их выявлении говорить еще рано, утверждают в департаменте госдоходов.
– Сегодня мы только на начальном этапе контроля мобильных переводов, и мы не рассматриваем переводы внутри семьи, контролировать это на данный момент очень сложно. Но именно для этого и вводится всеобщее декларирование. Когда это произойдет, когда мы будем видеть доходы каждого казахстанца, то есть с 2026 года, тогда можно будет работать в том числе против подобных схем. Например, у нас около 85 тыс. человек по области – это госслужащие, служащие квазигосударственного сектора и их супруги. По данной категории лиц уже можно проводить какой-то анализ. А те, кто еще не сдает декларацию, находятся вне поля нашего зрения, их доходы и средства на банковских счетах мы контролировать не можем. В данный момент идет только сбор информации и разъяснительная работа. В этом году декларацию сдадут ИП и руководители и учредители ТОО, тогда уже около 160 тыс. человек населения будет охвачено. Поэтому сегодня работа по контролю за мобильными переводами пока не ведется. Мы можем реагировать только после обращения граждан или по представлению правоохранительных органов или прокуратуры, – пояснил Кайдаров.
По словам спикера, в целом вся работа в рамках всеобщего декларирования изначально будет иметь уведомительный характер. Преследовать предпринимателей, устраивать тотальные проверки никто не собирается. Задача государства – чтобы граждане честно и открыто работали, не скрывая свои доходы.