26 сентября акиматом города был опубликован проект постановления о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте до 120 тенге. Сегодня на брифинге заместитель акима г. Уральска Асхат Кульбаев рассказал журналистам, чем обоснована данная мера и почему недоплаченные акиматом субсидии необходимо компенсировать пассажироперевозчикам за счет увеличения стоимости проезда.
Роман ДРОЗДОВ
По словам спикера, расчет тарифа для всех 26 маршрутов города был произведен на основе специально разработанной методики, учитывающей количество пассажиров, автобусов на маршруте и стоимость каждого кругорейса. Исходя из этих данных, перевозчиками предоставляется акт выполненных работ, который подается уже с вычетом суммы дохода, полученной непосредственно от пассажиров.
— Вот общие данные по тому, как в 2022 году нами принимались акты выполненных работ от пассажироперевозчиков и выплачивались субсидии. Выполненных работ было на 5,9 млрд тенге, из них оплачено 3,8 млрд тенге. То есть долг по субсидиям за 2022 год у нас составил порядка 2 млрд тенге. На 2023 год нами была предусмотрена сумма 5,2 млрд тенге. За семь месяцев текущего года было представлено актов выполненных работ на 4,2 млрд тенге, оплачено субсидий 2,5 млрд тенге, то есть недоплаченный размер субсидий составляет 1,6 млрд тенге. В этом году по прогнозным данным перевозчиками будет освоен объем порядка 7,5 млрд тенге. Соответственно предусмотренная бюджетом сумма в 5,2 млрд тенге не покрывает этот дефицит, и в этом году он составит 2,6 млрд тенге. Таким образом общий дефицит недоплаченных субсидий за два года превышает 4,5 млрд тенге. Данные расчеты показывают, что доходная часть перевозчиков с учетом выплаты субсидий не покрывает в полном объеме их расходы, — пояснил Асхат Кульбаев.
Замакима напомнил, что основные позиции, из которых формируются расходы перевозчиков, это затраты на топливо, зарплату водителей, а также смазочные материалы, амортизацию, лизинговые и кредитные платежи. С 2017 года дизельное топливо выросло в цене с 132 до 290 тенге и в следующем году вновь ожидается повышение его стоимости. Общий рост цен на топливо за пять лет составил 218%. Что касается зарплат водителей автобусов, то за последние два года она увеличилась на 892%.
— Учитывая расчеты стоимости всех 26 маршрутов, ежегодное количество пассажиров, получаемые доходы и предусмотренные субсидии, для частичного возмещения суммы дефицита субсидий предлагается рассмотреть вопрос повышения тарифа на проезд в общественном транспорте. За основу расчета принимаются общие фактические доходы перевозчиков. Годовой доход от пассажиров составляет порядка 3,6 млрд тенге. Нами были подготовлены расчеты на 100, 120 и 150 тенге. При тарифе 100 тенге доходная часть перевозчиков повышается до 700 млн тенге, при тарифе 120 тенге – до 1,7 млрд, при тарифе 150 тенге она составит более 2 млрд тенге. Изначально рассматривался вопрос повышения тарифа до 150 тенге, но учитывая общую социально-экономическую обстановку, мы понимаем, что это очень затратно для жителей города. Поэтому мы предлагаем рассмотреть вопрос повышения тарифа до 120 тенге. При этом доход перевозчиков ориентировочно увеличится на 1,7 млрд тенге, соответственно оставшийся дефицит в 1,1 млрд акимат города будет предусматривать в своем бюджете, — сказал Кульбаев.
Однако суммы, озвученные выше, по словам заместителя акима города, не окончательные, так как льготные группы пассажиров тоже субсидируются за счет бюджета. На текущий момент в льготную группу пассажиров входят школьники с 7 до 18 лет, лица сопровождающие инвалидов, которые оплачивают половину стоимости проезда. К льготникам также были добавлены пенсионеры, которые, по словам Кульбаева, ложатся на бюджет бременем в 1,7 млрд тенге. Также социальный тариф или право на бесплатный проезд предусмотрен для многодетных матерей, детей до 7 лет, лиц с инвалидностью 1-й группы, ветеранов ВОВ, участников боевых действий и ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. На сегодня в акимате рассматривается вопрос расширения группы льготников – к ним, возможно, добавятся инвалиды по слуху.
— В конечном итоге мы ожидаем достигнуть следующих результатов: это повышение качества обслуживания пассажиров, перевод техники на альтернативный вид топлива, то есть на газ, полное обновление автобусных парков, увеличение количества автобусов на маршрутах, сокращение интервалов движения на городских маршрутах, внедрение новых маршрутов, создание новых рабочих мест. Экономия бюджета при введении нового тарифа позволит нам эти суммы потратить на расширение льготной группы пассажиров, улучшение инфраструктуры автотранспорта перевозок, ремонт дорог, — отметил Асхат Кульбаев.
Спикер также подчеркнул, что за период с 2021 по 2023 годы акиматом города была проведена большая работа в сфере пассажирских перевозок. Внедрена система электронной оплаты проезда, введен дифференцированный тариф, что позволило увеличить долю электронных платежей до 97%. Идет обновление автобусного парка. Так в прошлом году было закуплено 79 новых автобусов, в этом году уже пришли порядка 27 новых автобусов и порядка 60 автобусов, которые по сроку службы еще пригодны для дальнейшей эксплуатации. За этот же период времени значительно вырос размер субсидий с 34 млн в 2017 году до 5,2 млрд тенге в текущем году. Налоговые поступления в связи с введением электронной оплаты за проезд увеличились в пять раз – с 108 млн до 573 млн тенге. По результатам 2023 года общая сумма налогов по прогнозам превысит 700 млн тенге.
— В прошлом году нам удалось обновить автопарк благодаря кредитной линии БРК-лизинг, в этом году перевозчикам отказано в предоставлении кредитной линии, потому что они уже закредитованы в банках второго уровня, в которых условия намного хуже, процент намного выше, — отметил замакима.
Отвечая на вопросы журналистов, Асхат Кульбаев остановился на популярной сейчас теме сравнения стоимости проезда на общественном транспорте в Алматы, где он составляет 100 тенге, и у нас. При разнице уровня жизни в южной столице и в регионах, казалось бы, ситуация должна быть обратной.
— Размер субсидий в Алматы составляет ориентировочно 73 млрд тенге, в процентном соотношении на душу населения это значительно больше чем у нас в городе. Алматы является донором республиканского бюджета и она может себе позволить этот размер субсидий, у нас таких денег нет. И вообще ориентироваться на Алматы я считаю не корректно. Мы представляем объективные данные по нашему городу, с учетом произведенных расчетов, мы базируемся на рациональности, а не на примерах. Это болезненный вопрос, я понимаю, но последствия от отказа повышения тарифа могут оказаться намного тяжелее для жителей в первую очередь. Если мы сейчас этот вопрос решать не будем, и бюджет забуксует с оплатой субсидий, то резонанс будет намного больше, — считает Кульбаев.
Проект постановления о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте опубликован, но, по словам замакима, до окончательного решения данный проект должен пройти многоступенчатую систему фильтров.
— Мы сегодня сделали только первый шаг. Далее в течение двух недель мы будем собирать и анализировать все замечания от органов прокуратуры, от жителей города и т.д., обрабатывать их и учитывать. Следующим этапом станет обсуждение в Палате предпринимателей, на Общественном совете и в маслихате города, — заключил Кульбаев.
Фото автора