Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
3 C
Уральск
5.1 C
Аксай
Еще

    Когда-то здесь было море, теперь высыхает река

    С каждым годом знаменитые на весь СНГ рыбные реки Казахстана теряют свою славу. Все чаще жалуются рыбаки на пустой улов, все чаще вспоминают, «как свиней икрой кормили» или «рыб в подоле ловили». Кажется, только и остается, что передавать своим детям истории некогда великой реки и ее обитателей. Период маловодья продолжается уже 12-й год, две трети рыбных запасов переловлены. Как мы допустили экологическую катастрофу? Под силу ли ее решить человеку? С этими вопросами мы обратились к специалистам и ученым, стоящим на страже рек.

    Мирослава ШОНАЛОВА

    Рыба отказалась метать икру

    Основная причина того, что рыбы в реках становится меньше, по мнению директора Западно-Казахстанского филиала ТОО «НПЦ РХ», Ph-доктора Артура Туменова, – маловодье. Это тот фактор, который влияет на всю систему Урала, а, соответственно, и на нерест рыб. Конечно, есть и другие факторы: браконьерство, увеличившееся количество любителей рыбной ловли. Писаный закон гласит, что рыбак имеет право ловить до пяти килограммов рыбы в незакрепленных водоемах. Но проблема в том, что количество этих рыбаков ежегодно растет, а их учет не ведется. По словам Артура Туменова, если учет систематизировать, можно было бы назвать цифру ущерба, наносимого рыбе от рыбаков-любителей. Вместе с тем он уверен, что, если природа восстановится – рыба вернется.

    На Урале который год фиксируется перелов промысловых видов рыб, их количество – в критическом состоянии. По остальным водоемам также наблюдается сокращение. Но это связано с маловодьем. Если вода будет – поголовье рыб быстро восстановится, — говорит ученый.

    В послевоенный период правительством было принято кардинальное решение – объявить мораторий на лов рыбы сроком на семь лет. Такая мера должна была способствовать восстановлению ее количества в Урале. Да и сегодня промысловый лов рыбы в области запрещен, и допускаются к нему только любители. Расставленные в реках сети – это уже браконьерство, которое должны контролировать государственные органы.

    Восстановление поголовья – очень трудоемкий процесс, учитывая сегодняшнее состояние водоемов, но он ежегодно ведется.

    У нас в области есть осетровый завод ТОО «УНКОПА», который выращивает и занимается воспроизводством осетровых рыб в искусственных условиях. Два года назад, по заказу частных инвесторов (недропользователей), в целях компенсации ущерба они выпустили до 450 тысяч осетровых. По нижнему течению также есть два государственных осетровых завода (Атырауская область), которые должны выпускать по три миллиона осетра каждый год. Они отлавливают самок и самцов осетровых из моря, и в нерестовый период воспроизводят, потом подращивают их до того момента, пока у молодняка не вырастут шипики и они не станут более неуязвимыми для хищников, потом выпускают, — рассказывает ученый.

    Также в области функционирует питомник, который уже несколько лет хорошо развивается, это ТОО «Ливкино» на базе бывшего Уральского прудхоза. В их прудах ежегодно воспроизводят карпов, толстолобиков. Арендаторам водоемов области рекомендуется зарыблять определенное количество рыб. С этой работой, по словам Туменова, они справляются. Наличие таких питомников, по мнению ученого, является определённым плюсом.

    В «Научно-производственном центре рыбного хозяйства» говорят еще об одной проблеме, которая коснулась западноказахстанцев, – обмеление озера Шалкар. В этом году Центр проводил исследования озера по заказу ТОО «Алтын Алма», которое взяло водоём в природопользование. По результатам проведенного исследования стало известно, что рыба там практически исчезла.

    — Первая причина – солоноватость, опять же из-за маловодья. Там осталась только вобла. Анката дает недостаточно пресной воды, и уровень Шалкара с каждым годом падает, соленость повышается, из-за этого рыба не воспроизводится – икра в солёной воде не оплодотворяется. Знаменитый по всему Казахстану шалкарский лещ для нас потерян (лещ из-за хорошей кормовой базы вырастал до больших размеров, становился очень жирным и пользовался большим спросом – прим. автора), — отмечает исследователь.

    Что касается мер, принимаемых для предотвращения замора рыбы в зимний период, то эта работа Центра ведется ежегодно совместно с рыбинспекцией. Если водоем обмелел, то принимается решение отлавливать рыбу, потому что там нецелесообразно ее оставлять. По замороопасным водоемам принимаются особые меры. Если до критического уровня отметка воды не дошла, планируется делать лунки, аэрацию, проводить специальные акции среди общественников и рыболовов-любителей, пробивать лунки, вставляя в них камыш, тем самым помогая рыбе зимовать. Весь этот процесс – на контроле рыбинспекции. Но зависит он не только от них, но и от общественности. По словам Туменова, за частными водоемами арендаторы должны следить сами, им только рекомендуется проводить эту работу своевременно.

    Тем не менее, Артур Туменов заключает, что пик уменьшения количества рыбного поголовья давно пройден. Сейчас их количество держится на отметке катастрофически низкого уровня, особенно по Уралу.

    Выпитая река

    Заведующий рыбохозяйственной лабораторией Аркадий Ким, много лет изучающий проблемы Урала, подтверждает, что причина сокращения рыбных ресурсов кроется в маловодье, и это повторяющийся факт.

    Урал очень нестабилен по водному стоку, который формируется в верховьях (Башкирия, Оренбург). В прошлом, когда не было водохранилищ в верховьях, на Урале были места, которые можно было перейти вброд. Сейчас мы тоже это наблюдаем. Разница только в одном – такие периоды не длились более 15 лет, — говорит Ким.

    Для того чтобы рыба могла нереститься, Уралу нужен хороший уровень воды, а с 2007 года уровень воды не поднимается до среднего. Экозащитники области часто обвиняют в проблемах Урала российские водохранилища, но, как утверждает работник науки, от уже случившегося факта – построенных водохранилищ – мы никуда не денемся. Сам же он уверен, что колоссальный ущерб реке наносят не столько крупные водохранилища, сколько множество неучтенных запруд и плотин, устраиваемых на водосборных притоках в бассейне Урала.

    В настоящее время все эти водохранилища особого влияния не оказывают. У этих водохранилищ есть определенный объем воды. Больше держать они не могут, и весь остаток сбрасывают. Летом от них польза в том, что они постоянно сбрасывают в реку накопленную воду, и за счет этого баланс воды в Урале поддерживается. Но это мое мнение. Экологи винят водохранилища, потому что знают, что они есть, но не знают, что загорожены мелкие водоносные речушки, жизненно необходимые Уралу, — говорит Аркадий Ким.

    У каждой реки есть площадь водосбора, откуда она собирает воду. В Урал стекают тысячи рек и ручейков. По отдельности они незначительны, но в совокупности наполняют Урал. Отсюда складывается интересная ситуация: вода – это ресурс, и на каждой реке стоит чье-то хозяйство, чья-то ферма, которая питается этим ресурсом. Владельцы хозяйств перегораживают, делают запруду, в результате чего система водосбора забивается этими мелкими неучтёнными плотинами (официально зарегистрировано, а значит, и учтено несколько тысяч плотин).

    Все эти подхозы и хозяйства контролировать сложно, и мы не знаем, делается ли это вообще. Вся водоносная система Урала на капиллярном уровне сильно засорена. В итоге – ухудшение притока. Здесь остановили, там остановили, и с каждым годом приток воды в реку ухудшается. А для нереста надо, чтобы вода поднялась, затопила нерестовые места и какое-то время держалась, — поясняет ученый.

    Тем не менее, Аркадий Ким уверен, что процесс маловодья нельзя считать приговором, но уповать приходится, по большому счету, на саму природу, которая время от времени восстанавливает баланс.

    Большое количество воды способно смыть запруды, но это бывает очень редко. Период маловодья в Казахстане вообще становится нормой. Нужно учитывать и климатические изменения на всей планете. Растет население, развивается промышленность, огромное количество крестьянских хозяйств. Россия бьет рекорды по количеству урожая, это ведь не просто так, — отмечает спикер.

    «Уйдет Урал – уйдут и подземные воды»

    Вода в ЗКО обретает свою ценность, потому что регион расположен в нижнем течении, и вода приходит к нам в последнюю очередь. Что будет с нашими реками, если в течение еще 10 лет продержится период маловодья, – это серьёзный вопрос, который, по словам работника науки, был не раз озвучен.

    От того, что мы будем просить Россию скинуть нам воду, ничего не изменится, они дадут ровно столько, сколько им будет не нужно(!). Остаток. Ради наших интересов они не станут опустошать свои водохранилища, и поэтому нам нужно самим думать, как восстановить нерест рыбы в условиях маловодья. Технически это возможно: проводить мелиорацию нерестилищ, чтобы при малой воде их часть сохранялась. Потом надо уже внедрять экономическую систему полива. К экономической системе водопользования пора бы перейти уже давно. К примеру, мы роем каналы – от этого надо отходить. Нам нужно ставить трубы из пластика и бетона, потому что потеря от этих каналов катастрофична – 70% воды уходит на фильтрацию и испарение, — говорит Ким.

    Наша область расположена в прикаспийской низменности, вода может уйти либо в хороший грунт, либо в засоленный. Со слов ученого, грунтовая вода у нас не везде хорошая, местами есть солёные площади. Это оттого, что Уральск расположен на территории пересохшего моря, если брать в расчет тот факт, что Каспий гораздо ниже находится от уровня мирового океана. Шалкар – тоже остаток моря. Вот и получается, что в некоторых местах подземная вода пресная, а в других – соленая. Например, часть Уральска обеспечивается водой из Дарьинского месторождения. В Уральске забивается много колодцев, но эту воду без очистки невозможно употреблять. Чистых колодцев немного. А с уходом Урала уйдут и подземные воды.

    Ловись, рыбка, большая и маленькая!

    По сведениям Управления рыбной инспекции по ЗКО, на территории области расположены более 150 рыбохозяйственных водоемов, 62 из них закреплены за 45-ю владельцами с целью ведения рыбного хозяйства. Из 45 частных владельцев рыбного хозяйства 27 занимаются разведением рыб. Но, несмотря на это, количество рыбных ресурсов в последние годы сильно сократилось. Специалисты управления также считают, что это происходит из-за нехватки водообеспечения.

    Никуда не девается и проблема браконьерства. Рыбинспекторами в октябре 2022 года на областных водоемах проведено 26 рыбоохранных рейдовых работ, а с начала года – 185. Территории частников также находятся под контролем уполномоченного органа, где помощь им оказывают наемные егеря. На сегодняшний день контроль за соблюдением рыбоохранного законодательства на водоемах области осуществляют восемь инспекторов. Это очень мало, по сравнению с прошлыми десятилетиями. Раньше штат инспекторов насчитывал до 70 человек и мог охватить больший объем территорий в поисках нарушителей. Специалистам в помощь утверждены высокие штрафы за незаконный лов рыбы с использованием невода.

    Всего за октябрь в ходе проведения рыбоохранных мероприятий выявлено 39 административных правонарушения, а всего с начала года – 320, из них 58 правонарушений – бесхозного характера, 21 нарушение было обнаружено егерями природопользователей. На нарушителей рыбоохранного законодательства наложен административный штраф в размере 4.591.437 тенге и взыскано 3.795.057 тенге, — сообщают представители Управления рыбной инспекции.

    Как сообщили в ведомстве, в судебные органы были направлены три административных дела по ст. 383 ч. 3 КоАП РК, пять материалов по ст. 389 ч.1. Данные материалы были рассмотрены в суде для вынесения решения суда. Согласно п.1 пп.49 статьи 9 Закона об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, уполномоченный орган разрабатывает и утверждает правила установления ограничений и запретов на пользование объектами животного мира, их частей и дериватов.

    Так, в период акции «Бекіре-2022» на реке Жайык вблизи Тайпакского сельского округа в ходе совместных рейдовых мероприятий с правоохранительными органами были вскрыты: три нарушения, предусмотренные Уголовным кодексом РК, за незаконный лов рыбы с использованием запрещенных орудий лова (невода) и плавательных средств. Были изъяты плавательные средства и орудия лова, также рыба частиковых пород общим весом – 1636 кг. Данные материалы были рассмотрены в Акжаикском районном суде с привлечением нарушителей к уголовной ответственности, согласно законодательству РК.


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Шесть медалей Кубка Восточной Европы – у казахстанцев

    21 ноября в Щучинске состоялся первый этап соревнований по...

    На Новый год казахстанцы будут отдыхать четыре дня подряд

    День отдыха перенесен с воскресенья, 5 января, на пятницу,...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл