В пятницу на пресс-конференции перед началом премьерного спектакля актеры и администрация театра им. М. Лермонтова рассказали, какие постановки увидят уральцы и что связывает алматинских артистов с Приуральем.
Каждый приезд Лермонтовского театра – это всегда событие, как для маленьких городов, так и для пресыщенных мегаполисов. Ведь не зря он входит в список лучших театров СНГ – уровень таланта и качества в «Лермонтовке» чувствуется во всем. Прежде всего, в составе актеров: многие из них известны по ролям в советском, российском и казахстанском кино. Например, Юрия ПОМЕРАНЦЕВА по всему постсоветскому пространству узнают как доктора Лаврова в фильме «Наш милый доктор», а Владимир ТОЛОКОННИКОВ переиграл самые разные роли во многих культовых лентах – начиная от «Собачьего сердца» и «Хоттабыча» и заканчивая сериалами типа «Убойная сила» или «Солдаты». В Уральск же приехал не менее звездный состав: 22 артиста, среди них заслуженные артисты РК Михаил ТОКАРЕВ, Татьяна БАНЧЕНКО, Наталья ДОЛМАТОВА и Ирина ЛЕБСАК.
– Для нас очень важны гастроли хотя бы потому, что это всегда проверка, – сказал директор театра Юрий ЯКУШЕВ. – Зритель незнакомый, если в Алматы нас любят безоговорочно, то здесь публику нужно завоевывать. Тем более, последний раз в Уральске мы были пять лет назад. В этот раз, сами того не ожидая, мы приехали к вам накануне Дня города – сентябрь для нас всегда гастрольный месяц. Значит, планка стала еще выше – нужно гармонично влиться в атмосферу праздника.
Обычно театр гастролирует больше за рубежом – не так давно актеры выступали в Омске, а до этого в Москве, где после спектакля «Вишневый сад» публика долго не расходилась и аплодировала стоя. В итоге российские газеты написали: «Алматинский театр поднял Москву» – и многие удивлялись. По статистике, в Москве в среднем в день проходит 300 мероприятий, и никто не ожидал, что театру Лермонтова удастся не только продать все билеты, но и устроить своим приездом целую сенсацию.
– В Уральск же мы привезли самый разный репертуар, – рассказал Алексей ГОСТЕВ, заведующий литературной частью. – Многое упирается в размеры площадки театра Островского, так что мы не смогли привезти спектакли, которые показывали в Москве. Они требуют масштабных декораций, здесь бы просто не уместились! Тем не менее, репертуар не пострадал – мы показываем и классику нашего театра, сказку «Василиса Прекрасная», которую играем с 1973 года, и новинки вроде комедии «Трансфер». В Алматы-то ее видели всего пару раз! Каждый найдет спектакль себе по душе.
– Вы найдете много комедий, – добавила Наталья Долматова. – Есть и классика, но нам кажется, она – приоритет людей отдохнувших. А тем, кому хотелось бы отвлечься от будничных проблем, прекрасно подойдет легкий жанр.
Говоря о проблемах, разумеется, актеры вспомнили о недавней девальвации.
– Многие ждали, что мы повысим цены на билеты, – сказал Юрий Якушев. – Но мы уважаем и любим наших зрителей, поэтому не стали менять расценки. Все вокруг и так дорожает с каждым днем. Не хочется, чтобы деньги влияли на искусство.
В Уральске театр пробудет до 13 сентября, после чего их ждет открытие нового сезона в родном Алматы.
– Нас многое связывает с Уральском, – поделилась Ирина Лебсак. – Михаил Токарев однажды был в этом городе в молодости. А я вот во время последних гастролей сломала у вас ногу. Это был кошмар: незнакомый город, ночь. Но мы поехали в травмпункт, и меня вылечили совершенно бесплатно, со словами: «С каждым такое могло произойти». И я смогла работать дальше. Поэтому восприятие Уральска с тех пор у нас самое теплое.
Сцены из спектакля «Что хочет женщина».
Все четыре вечерних спектакля, несмотря на свое различие в сюжетах и жанрах, хотя и позиционируются как комедии, имеют общие черты. Первое – по-настоящему профессиональный актерский состав. И дело даже не в званиях и прочих регалиях. Все актеры очень пластичны, отлично поют и танцуют, филигранно раскрывают образы. Их искренность и сценическое обаяние с первых же минут вызывают симпатию зрителей, даже если действие спектакля кажется затянутым и нединамичным. Второе – основательные декорации и общее тяготение к классическому театру, что в последнее время стало редкостью и почти недоступной роскошью. Третье – изящное и очень точное использование цветовой гаммы в костюмах персонажей, что помогает раскрыть образ и доставляет эстетическое наслаждение зрителю. В общем, уральцы получили возможность увидеть настоящий академический театр.
И начнем обзор со сказки «Василиса Прекрасная». Именно в Уральске прошел ее 800 показ! Спектакль живет уже 42 года и дважды пережил восстановление – в 1984 и 2015 годах. За эти годы сменился не один состав, при восстановлении изготавливались новые декорации, шились новые костюмы, модернизировались музыкальное сопровождение и свет, но основа – режиссерское решение Ирины ДАЛИНЕНКО оказалась настолько гениальна, что сказка жива и любима зрителями. Да и актерами тоже. Например, в нескольких спектаклях после 13-летнего перерыва на сцену выходит Заслуженный артист РК Михаил ТОКАРЕВ, по праву носящий звание «народной Бабы Яги».
Конечно, не все постановки равнозначны, но каждая из них найдет своего зрителя. На мой взгляд, лучшим спектаклем гастрольного репертуара является «Что хочет женщина» по пьесе Людмилы Разумовской в постановке Сергея ПОПОВА. Здесь сошлось все – отличный драматургический материал, великолепные актерские работы и удивительно тонкое понимание женской природы режиссером-мужчиной. Я бы сказала, сделан спектакль с любовью. С любовью к Женщине – порой такой слабой и истеричной, тоскующей и нежной, возвышенной и вынужденно сильной. Один день из жизни обычной семьи – бабушка (заслуженная артистка РК Татьяна БАНЧЕНКО), мама (заслуженный деятель РК, лауреат Государственной премии РК Ирина ЛЕБСАК) и внучка (Ирина КЕЛЬБЛЕР), – а какой накал страстей! Разбег от драмы до комедии – полторы секунды. Два часа, как на одном дыхании: то комок в горле, то смех до слез…
Сюжет «Пижама на шестерых» М.Камолетти известен уральцам хорошо. У нас эта пьеса идет под названием «Играем в дружную семью». Но посмотреть рекомендую: крепкий спектакль, актеры невозможно хороши. Столько приятных мелочей, придающих спектаклю неуловимый шарм легкой французской комедии. Получите два часа сплошного удовольствия с полной компенсацией накопленных за день неприятностей.
Премьерные спектакли «Ужин с дураком» и «Трансфер» тоже заслуживают внимания. Не буду пересказывать сюжеты – об этом «Н» уже писала в № 34. А тем, кто хочет узнать поподробнее, советую зайти на сайт tl.kz, а еще лучше – сходить на оба этих спектакля.
Пьеса «Ужин с дураком» французского комедиографа Франсиса Вебера с большим успехом идет во многих театрах мира, в 1998 году по пьесе был снят художественный фильм, получивший премию «Сезар» сразу в трех номинациях. Уверяю вас, версия актера и режиссера «лермонтовки» Дмитрия СКИРТЫ ничуть не хуже. А Виталий БАГРЯНЦЕВ (Издатель Пьер), Антон МИТНЁВ (Лёблан) и Филипп ВОЛОШИН (Дурак) – бесподобная троица.
Пьеса Жана-Пьера Абу «Трансфер» сама по себе довольно монотонна и статична, однако опытный режиссер Владимир МОЛЧАНОВ нашел, за что зацепиться, немало додумав за автора и сделав ставку на актерское мастерство корифеев сцены Михаила ТОКАРЕВА и Натальи ДОЛМАТОВОЙ. Под стать им и молодежь – Дмитрий БАГРЯНЦЕВ, Александр ФЕДОСЕЕВ, Ирина КЕЛЬБЛЕР и Анна ФОМИНЫХ. Спектакль как раз для вечера пятницы.
Сцены из спектакля «Трансфер». //
Сцены из спектакля «Пижама на шестерых».
Сцены из спектакля «Ужин с дураком». //
Сцены из спектакля «Василиса прекрасная». //
Данара КУРМАНОВА, Анна ПАНИЩЕВА.
Фото предоставлены ГАРТД им. М. Лермонтова.
«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.