Сегодня, 24 мая, прибывший в ЗКО с рабочим визитом вице-министр энергетики РК Асхат Хасенов рассказал о том, что повышение цен на бензин и дизель было необходимой мерой, передает корреспондент «Надежды».
Мирослава ШОНАЛОВА
Асхат Хасенов объяснил, почему было принято решение о повышении стоимости бензина, и были ли другие варианты решения проблемы вывоза топлива за рубеж.
Вице-министр уверен, что, даже несмотря на повышение цены на бензин, Казахстан входит в список стран с самой низкой стоимостью ГСМ. К примеру, до повышения цен на дизель цена в стране варьировалась в пределах 230-260 тенге. При этом в России стоимость дизтоплива в среднем составляла 345 тенге за литр, что дороже на 45%. В Кыргызстане цена выше на 64% и составляла 390 т/л, в Узбекистане дизтопливо дороже в два раза – 480 т/л (101%).
Вследствие низких цен по сравнению с соседними странами наблюдался неконтролируемый вывоз нефтепродуктов.
В такой ситуации казахстанский дизель однозначно «утекал» в другие страны в еще больших объёмах. Уже в этом году мы могли столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тыс. тонн.
Аналогичная ситуация складывается на бензин марки Аи-92, Аи-93.
Если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас отечественные НПЗ работают на пределе своих возможностей. Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидировал экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам.
Вице-министр отметил, что какие бы ограничительные меры не были приняты, ГСМ, в частности дизельное топливо, продолжают вывозить за рубеж. В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ было необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. В этой связи Министерством принят приказ по увеличению цен на бензин марки Аи-92 и Аи-93 до 205 тенге и дизельное топливо до 295 тенге за литр.
— Если ранее цена на бензин в ЗКО была 260 тенге, сейчас она поднялась до 295. Эти 35 тенге на самом деле дали хороший результат. Если в ЗКО около 20 заправок оставалось без дизельного топлива постоянно, то сегодня перебои с поставками испытывают только две. Это официальная статистика — перебоев стало меньше. А ограничительные меры обходятся, находятся другие пути, — говорит Хасенов.
Тем не менее, как отметил спикер, затрагивая экономический вопрос, цены на топливо остаются низкими и не доходят до уровня соседних стран.
— Рост цен нам помогает остановить вывоз топлива. Всего 3191 АЗС, из них 18% испытывало постоянные проблемы с перетоком топлива – это четыре тысячи больших фур. Сегодня в стране этот процент снизился до 8,3. Мы 12 апреля внесли приказ, не сразу цены подняли, потихоньку экономические меры дают свой результат, — говорит Хасенов. — Плюс еще производителей ограничили в цене. Диапазон цен на топливо примерно 19-21%. Задача по исключению посредников была решена.
Вице-министр также обнадежил, что дефицита бензина в области не ожидается. Более того, по бензину существует хороший запас, правда, не уточнил какой именно.