Как пробуждать в молодом поколении дремлющий патриотизм? Именно пробуждать, а не навязывать. Ветеран афганской войны Олег Пимонов и чернобылец Рахимберли Абдыкаримов предлагают свои идеи в решении этого вопроса. Полюбить или разлюбить Родину по приказу невозможно, говорят они, передает корреспондент «Надежды».
Мирослава ШОНАЛОВА
В редакцию «Надежды» обратились председатель ОО «Западно-Казахстанский областной Союза ветеранов Афганистана» Олег Пимонов и участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, почетный президент Союза ветеранов Чернобыля и локальных войн Рахимберли Абдыкаримов. Воспитание подрастающего поколения — и глубоко личное, и ответственное государственное дело, говорят они. Ветераны верят: патриотизм — это то важное чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, которое нужно раскрыть в каждом ребенке. Для этого они предлагают открыть в Уральске военно-патриотические клубы.
— Рахимберли Зайтбекович, Олег Викторович, в чем еще заключается идея создания военно-патриотических клубов?
Р.А. — В поднятии престижа казахстанской армии. Чтобы молодое поколение к армии было подготовлено. Чтобы когда молодые пацаны окажутся призывниками, их время не растрачивалось, чтобы они приходили в армию физически и морально готовыми. Умели бегать, прыгать, стрелять, обращаться с оружием. Ветераны Уральска хотели быть услышаны акимами города и области, партией «Аманат». Нужна реальная поддержка нашей инициативы. В наше время военно — патриотическое воспитание очень важная, актуальная тема. У нас есть опыт работы и желание. Мы знаем, как работать с молодежью, как проводить учения. В это непростое время это необходимо.
— Но ведь есть госпрограмма военно-патриотического воспитания молодежи до 2025 года. Ожидалось, что она будет реализована в два этапа: с 2020 по 2022 годы и с 2023 по 2025 годы.
Р.А. — Да, несколько лет назад была принята госпрограмма по работе военно-патриотических клубов. К сожалению, работает она только на бумаге, а реальной работы нет. То есть, программу государственную приняли и благополучно о ней забыли. Это неправильно. Мы считаем, если такая программа, она должна работать и не только в центрах, но и в областях, поэтому в Уральске создание таких клубов необходимо.
— Вы говорите о приобщении подрастающего поколения к гражданским и патриотическим ценностям, а есть хоть какой-то опыт в этой работе?
Р.А. — В городе Алматы я 10 лет руководил подростковым клубом «Атлет». Мы были подшефной организацией от партии «Нур Отан». Я ребят готовил к армии, у меня было помещение, спортзал и там они тренировались, обучались и уходили в армию уже подготовленными. В клубе тренировалось порядка 300 ребятишек-школьников, будущих призывников. Теперь хотим здесь, в Уральске совместно с афганцами создать такой клуб.
О.П. — Те мероприятия, которые мы проводим, находятся во всеобщем доступе. Мы проводили в универмаге. флэш-моб совместно с десантниками чернобыльцами, ветеранами таджикско-афганской войны. В Алматы я проводил четыре мероприятия, два из них в Комитете национальной безопасности и два в Национальной гвардии. Это было в прошлом году, во время пандемии. Я встречался с уральскими призывниками, проводил торжественное мероприятие – присягу солдат-новобранцев, мероприятия по воспитанию казахстанского патриотизма. «Союз ветеранов Афганистана» так же проводит мероприятия в Уральске: лекции в СОШ № 27, встреча «100 лет Маншук Маметовой», в феврале проводили ежегодный турнир в лицее № 5. Планируем еще ряд мероприятий.
— Почему ребята косят от армии ? Можно ли назвать этопроцессом обесценивания духовно-патриотических ценностей?
О.П. — На сегодняшний день по республике насчитывается около 40 тысяч уклонистов. Молодежь не хочет служить в армии. Запад сильно влияет на менталитет наших детей, и очень печально влияет. Нужно принимать решения на законодательном уровне, менять законы, в самой армии менять негативные порядки, которые есть сегодня — поборы, взятки и так далее. Как говорится, «не хочешь свою армию кормить, будешь кормить чужую!». Мы встречались в партии «Аманат» с исполнительный секретарь филиала партии Муратом Мукаевым. Он нашу идею поддержал. С новой партией и под ее руководством мы работу клубов наладим. Мы хотим также встретиться с акимом города.
Р.А. — Считаем, если ребята носят штаны и считают себя пацанами, то армию они должны обязательно пройти. А мы в свою очередь подготовим их морально, физически и психологически. Сейчас срочники служат один год. Мое мнение — это неправильно. За год он только успевает ознакомиться со военной специальностью. А второй год идет закрепление полученных знаний.
— В какой именно поддержке вы нуждаетесь?
О.П. — Охват одного клуба — от 30 до 300 детей. Думаем, нам будет необходима помощь и городского управления внутренней политики, и областного, городского акиматов для поддержки и создания сети таких клубов. Мы, ветераны будем эту идею реализовывать. Для создания военно-патриотических клубов нужны помещения, где бы проводились занятия. А мы начнем работу по воспитанию казахстанского патриотизма.
.Р.А.- Нас все поддерживают, но пока только на словах — мол, идея хорошая и все это понимают. Но хотелось бы, чтобы нас поддержали и на деле. Если мы найдем помещение, а акимат разрешит нам организовать эти клубы, то помимо этого будет необходимо финансирование: для оплаты коммунальных услуг и зарплаты. Преподавать будут ветераны. Нам не надо много денег, только самое необходимое: оплатить труд руководителя и двух-трех инструкторов ветеранов.
О.П. — — Сейчас мы записались на личный прием к акиму города. Нас не совсем устраивает, что мы должны решать эти вопросы на республиканском уровне, как нам советуют. В порядке эксперимента можно было открыть один военно-патриотический клуб в области, а потом уже с каким-то результатом обращаться в центр. Результаты у нас есть — Рахимберли 10 лет занимался клубом, мы 12 лет занимались военно- патриотическими клубами «Кайсар», «Жигер», детскими лагерями. Результат работы общества – обучены 4300 детдомовских детей, малообеспеченные, дети из многодетных семей. С помощью городского отдела образования и областного акимата работа ведется. Но другой вопрос: мы хотим расширить эту работу. Клуб «Кайсар» — это прерогатива управления образования, а военно-патриотический клуб мы хотели бы открыть именно от лица наших ветеранов. По Казахстану такие клубы функционируют, но все зависит от личности, руководителя и тех, кто там будет работать. Рахимберли руководил 10 лет клубом в Алматы, наладил его, а оставить было некому, потому что от личности зависит многое. Некому было передать, переехал в 2020 году сюда и клуб «Атлет» развалился.
— Какие занятия планируете проводить с будущими призывниками?
Р.А. — Первое, это строевая подготовка. Второе: физподготовка. Третье: военно-прикладная подготовка — разборка и сборка оружия. И когда этот клуб заработает, мы обязательно договоримся с воинскими частями, куда будем возить ребят и знакомить их с автоматами, пистолетами и т.д. Это необходимо, чтоб они уже имели элементарные навыки, и их военно-прикладная подготовка была на должном уровне. И самое главное – воспитание правильной идеологии.
— Расскажите немного о своем собственном военном опыте, где вы служили?
Р.А. — Я служил в армии, как все нормальные мужики — два года в гвардейской Таманской дивизии под Москвой. В 1984-85 годах дважды принимал участие в военном параде. Впервые в Чернобыль попал в мае 1986 года, в командировку поначалу. Когда приехал, дали задание — из 30-километровой зоны отчуждения эвакуировать людей. За 10 дней вывезли 70 семей в Воскресенск Московской области. Во второй раз сам попросился и в 1987 году поехал на 6 месяцев и принял участие в ликвидации последствий катастрофы, командовал автомобильной ротой. После развала СССР вернулся в Алматы, служил в отдельной роте спецназа, подчинявшейся напрямую Президенту
О.П. — Я был призван в армию в 1978 году. Окончил сержантскую школу в Отаре, служил в Душанбе, Термезе, затем в Афганистане. Вместе с сослуживцами по бригаде занимался сопровождением и охраной автоколонн и перехватом караванов с наркотиками. Участвовал в боевых операциях против банд-мятежников.
Р.А. — Ветераны хотят работать и нуждаются в поддержке. Я считаю, у нашего города деньги на эти мероприятия есть. А на такие дела не нужно жалеть денег, потому что отдача будет стопроцентная, хорошая будет отдача. Мы видим устойчивую тенденцию падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения этой проблемы на государственном уровне. Мы должны заняться воспитанием патриотизма в обществе, что в свою очередь послужит укреплению нашего государства.
Воспитание подрастающего поколения — глубоко личное и ответственное государственное дело. Семья-государство вмещает в себе всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Ветераны верят, что патриотизм это то чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, нужно всего лишь раскрыть в каждом ребенке.