Почему новые правила госзакупок стали «миной» для МСБ
Свыше 20 строительных фирм Уральска остались без объемов работ на весь следующий год. Специалистам сферы технического надзора грозит безработица.
Больше налогов – меньше фирм
Местные предприятия, оказывающие инжиниринговые услуги по технадзору, обратились в региональную Палату предпринимателей (РПП) «Атамекен» с заявлением, которое было рассмотрено 8 ноября на очередном заседании Совета по защите прав предпринимателей.
«Иногородние фирмы из Алматы, Актобе и других городов «зашли» в область и забрали все крупные объекты. Мы не можем конкурировать в госзакупках с крупными фирмами, сумма уплаченных налогов которых для нас несоразмерна. Сейчас заканчиваем то, что осталось с 2018 года, и остаемся не у дел. Участвовать в тендере нет смыла, по условиям конкурса мы его все равно проиграем», — сказал директор ТОО «АНТинжсервис» Нурлан Мурзагалиев.
Поясним: согласно введенным в 2019 году Правилам госзакупок, при равных критериях на оценку конкурсных предложений влияет сумма уплаченных налогов. Производственники считают: таким образом, пролоббированы интересы крупных компаний. Аргументируют тем, что сегодня тендеры по госзакупкам выиграли чужие фирмы с огромными показателями по уплаченным налогам, а местные остались без объемов работ на 2020 год.
В комментариях журналистам Мурзагалиев также сообщил: пять человек в его ТОО уже отправлены в отпуска без содержания. Организация, со штатом квалифицированных работников, прежде стабильно работающая на госзаказах, может закрыться.
«Получается, кто больше заплатит налогов, тот и выиграет госзаказ. Но налогов на сумму 200 млн тенге нам никогда не набрать. Наша область маленькая, таких объектов, как, к примеру, строительство ЭКСПО, у нас вообще не бывает. В итоге мы не можем конкурировать», — возмутились бизнесмены.
«Ушли» даже мелкие тендера
Предприниматели заявили: нововведение создает неравные условия для поставщиков, вытесняя средний бизнес с рынка технического надзора, а крупные предприятия теперь могут монополизировать определенный вид услуг. При этом немаловажным представители строительных фирм считают вопрос: каким же будет качество услуг при таком огромном количестве обслуживаемых объектов со стороны сторонних организаций? По числу выигранных объектов, говорят бизнесмены, крупные фирмы стремятся объять необъятное. Хотя все понимают: в погоне за количеством всегда страдает качество строек.
«А ведь все крупные объекты — бюджетные, включая и 9-этажные панельные дома, на которых в обязательном порядке требуется присутствие специалистов технадзора», — заметил директор ТОО.
К тому же выяснилось: местные организации занимаются только техническим надзором, а крупные иногородние фирмы, выигравшие тендер, имеют лицензии по разным видам работ, включая авторский надзор, проектирование, изыскательские исследования зданий и сооружений и ряд других. Понятно, что со своего счета они дают гораздо больше налоговых поступлений. Но смогут ли они качественно отработать по техническому надзору на каждом объекте?
Пытаясь найти выход из сложного положения, предприниматели обратились в ГАСК – государственную инспекцию архитектурно-строительного контроля по ЗКО. Письмо перенаправили в управление государственных закупок, а потом представителям технадзора пояснили: согласно документам все было организовано правильно, и сделать уже ничего нельзя. Вот и вынуждены были отойти в сторону западноказахстанские бизнесмены.
«С кем тут спорить, когда в системе госзакупок все решает компьютер. Все заказы от нас уходят. Забрали абсолютно все: даже мелкие тендеры в размере одного миллиона и 400 тыс. тенге!», — сказали бизнесмены.
Куда стучаться?
«Вопрос госзакупок — не наша сфера. А вопрос качества выполнения работ рассматривается только после обращения. Договора заключает заказчик. И если он сообщит, что, к примеру, организация технадзора не исполняет свои обязанности, мы, конечно, выедем на конкретный объект. Однако со стороны заказчика или подрядчика к нам такие жалобы не поступали», — сказали, отвечая на вопросы членов Совета, представители ГАСКа.
Поясним: в договоре по проведению госзакупок заказчик должен разработать критерии: сколько специалистов технадзора должно в обязательном порядке следить за качеством стройки. А это количество зависит от стоимости объекта.
«Вам нужна жалоба? Она будет от Совета по защите прав предпринимателей на основе обращения бизнесменов. Чем-то вы все-таки должны управлять, контроль на сложных объектах никто не отменял», — заметил председатель Совета Хайдар Капанов.
Члены Совета едины во мнении: местным фирмам, оказавшимся без объемов работ, нужно помочь. Самостоятельно выбраться из лабиринта проблем им вряд ли удастся. Решили обратиться в антимонопольное ведомство и прокуратуру — чтобы изучить ситуацию на предмет монополизации рынка технадзора. И в центральный орган – Нацпалату, чтобы там рассмотрели возможность инициативы усовершенствования законодательства. Также все эксперты Палаты согласились с мнением — новые правила госзакупок ориентированы на компании с высокой налоговой базой.
«Проводилась ли экспертиза по этой части или коррупционные риски были заложены изначально? Это все нужно изучить», — отметил Капанов.
«Все хотят кушать, и раньше мы друг другу уступали, а сейчас нам ничего не светит. И вопрос качества строительно-монтажных работ не вписался в систему госзакупа. В итоге мы и кадры теряем, и налоговую базу области не пополняем. Все налоги осядут по месту регистрации иногородних фирм», — говорили предприниматели.
Несколько лет назад представители МСБ Уральска уже сталкивались с аналогичной ситуацией — тогда рынок монополизировала одна из алматинских фирм.
«Они взяли сразу 15 (!) объектов в нашем городе. Но, после того, как был поднят вопрос об обеспеченности каждого объекта специалистом технадзора, фирма добровольно ушла с рынка…» — добавил Мурзагалиев.
Мнение
«Решать нужно на законодательном уровне»
Нургуль ТАНКИЕВА,
судья СМЭС ЗКО (специализированного межрайонного
экономического суда):
«Суть этого спора в том, что госзакупки выиграли организации, занимающиеся сразу несколькими видами деятельности, с которых и выплачиваются налоги. Соответственно – сумма налогов у них больше, чем у узкопрофильно-инжиниринговых фирм. Те, кто больше оплатил, выигрывают тендер – это прописано на нормативном уровне проведения госзакупок. Если, к примеру, в примечании бы указывалось, что учитываются те налоги, по которым объявлен закуп, ситуация была бы другой. «Ушли» бы налоги, которые выплачиваются из сферы строительства, и остался бы только технадзор. Данную проблему нужно решать на законодательном уровне. Иначе ничего не изменится. Ведь госорганы, которые подписывают протоколы об итогах, не могут вмешиваться в операции на портале. Действия портала оспариваются отдельно. Сейчас госорган даже не видит, кем и какая сумма предложена, пока не будет протокола итога. Поэтому преждевременно говорить в данной ситуации, что госзакуп был осуществлен несправедливо. Можно было бы поднять вопрос о раздельном проведении закупок среди субъектов, когда в правила для крупного и среднего бизнеса будут внесены изменения. Нужно учесть также: критерии по сумме налогов были введены неслучайно — для прозрачности».
Галина КАРЕНСКИХ