В минувшую пятницу «арбат» в шестом микрорайоне сотрясался от возгласов уральских предпринимателей, возмущенных повышением тарифов ЖТЭ. Правда, продуктивного диалога бизнеса с властью не получилось, тем более что из госорганов на стихийный сход никто не пришел.
Представители ЖТЭ и гормаслихата настойчиво высказывали свою точку зрения, пытаясь перекричать собравшихся, но их мало кто слушал. Толпа росла на глазах, и каждый из присутствующих, как говорится, гнул свою правду. Во избежание неприятностей громкоголосое собрание с двух сторон охраняли стражи порядка.
— В России за одномоментное повышение тарифов одного губернатора сняли и двух начальников организаций ЖКХ, а у нас полное безразличие, — неслось из толпы. — Власть молчит, народ бедствует. Никакого движения нет. Скоро малый бизнес совсем развалят. Не потянут мелкие магазины по 60-70 тысяч тенге в месяц за отопление, выручки не хватит!
Как известно, с начала года ЖТЭ подняло тарифы на отопление и подогрев воды. В частности, с индивидуальных предпринимателей стали взимать плату в три с половиной раза большую, чем была до этого. Тепловики таким образом решили простимулировать юридические лица, чтобы те устанавливали общедомовые теплосчетчики. Но, по мнению большинства хозяев кафе, парикмахерских, небольших магазинов, сделать это в действительности практически невозможно, потому что в покупке и установке счетчика должны принимать участие все жильцы дома. Кроме того, необходимо привести в порядок всю отопительную систему в подвалах и обеспечить сохранность приборов учета.
Вот что ответил собравшимся начальник теплоинспекции ЖТЭ Бекбулат Камешев:
— Это придумали не работники «Жайыктеплоэнерго». Есть указ президента РК об установке общедомовых приборов учета, которые позволяют экономить не только тепловую энергию, но и денежные средства самих жильцов. Мы объехали несколько домов, где установлены теплосчетчики и наглядно убедились в том, как это происходит. Приборы учета позволяют регулировать подачу тепла, которую по необходимости можно остановить перекрытием клапана. Стоимость приборов учета составляет от 200000 тенге. Эта сумма распределяется на всех жильцов дома на возвратной основе в течение полутора лет. К примеру, по подсчетам, с каждого хозяина 34-квартирного дома в месяц выходит по 600 тенге. Кроме того, в таком доме жильцы платят за отопление всего по 70-75 тенге за квадратный метр, вместо 107 — без приборов учета.
Общественник Алпамыс Бектурганов посоветовал предпринимателям собраться еще раз и в спокойной обстановке все обсудить, избрав оргкомитет, который и определит пути решения их проблем. Предприниматели согласились, собрав при этом подписи под обращением в Генеральную прокуратуру РК.
Кстати
В Уральске создан еще один оргкомитет по подготовке к митингу против высоких тарифов и повышения пенсионного возраста для женщин. Митинг намечен на 27 апреля. В заявке, которая будет подана в акимат, намечается три места возможного проведения акции. Это площади Абая, Сырыма Датова и Маншук Маметовой.
По словам лидера коммунистов Приуралья Василия Шамина, оргкомитет открыт для всех. Каждый желающий может войти в его состав, обратившись по телефону:
50-65-43.
«Как хотите, так и выживайте!»
По мнению предпринимателей, на них повесили коммунальные проблемы, которые могут привести к банкротству.
Владимир Алексеенко:
— Я содержу небольшой продуктовый магазинчик, который обустроил в однокомнатной квартире. Если раньше за отопление в месяц выходило 16000, то сейчас — 60000 тенге. С начала года на мне уже висит долг в размере 58000 тенге. Если так будет продолжаться, придется закрыть магазин!
Тамара Волкова:
— Когда за январь получила квитанцию, где была указана сумма в 60000 тенге, мне чуть плохо не стало. Ведь до этого было всего 17000 тенге. Такие расчеты ЖТЭ приведут к разорению малого бизнеса. Это только с высоких трибун обещают поддерживать предпринимателей, на деле мы наблюдаем обратное.
Ерболсын Омаров:
— Я сдаю в аренду помещение под малый и средний бизнес и тоже возмущен большими тарифными ставками для индивидуальных предпринимателей. В месяц набегает довольно круглая сумма. Перед теми, кто берет помещение в аренду, встает вопрос о дальнейшей деятельности. Если люди откажутся от аренды, то и я останусь без дохода. А как нам еще зарабатывать?
Ирина Катович:
— У меня хоть и нет своего магазина, но я все равно скажу, что от цен на коммунальные услуги спаса нет в этом году. Как хотите, так и выживайте! Я, к примеру, проживаю в двухкомнатной квартире, работаю в детском саду помощником воспитателя. Целый день на ногах, а получаю всего 28000 тенге. Причем 10000 из этой суммы уходит на оплату коммунальных услуг…
Ольга Чужова:
— Неужели нет рычагов воздействия на АО «Жайыктеплоэнерго»? Почему монополист допускает такие действия, которые в первую очередь направлены на наше разорение. Если мы начнем поднимать цены на товары, чтобы рассчитаться с долгами, от нас откажутся покупатели. Неужели будет лучше, если предприниматели продадут свой бизнес и пополнят ряды безработных?
Тлек Турешев:
— Принудительная установка теплосчетчиков не может быть выполнена мной единолично, так как это требует больших затрат. Не оставляя право выбора, ЖТЭ навязывает предпринимателям тот тариф, который считает для себя выгодным. Мы даже не можем расторгнуть договор, потому что односторонний отказ не допускается. Нарушается основной закон о правах потребителей.
«Не надо делать революций, но и надеяться на папу с мамой тоже не стоит!»
Амангельды Шорманбаев, независимый юрист ОФ «Международные права – инициатива» из Алматы (на прошлой неделе был в Уральске и ответил на вопросы «Н»):
— Давайте попробуем разобраться, кто виноват в сложившейся ситуации с тарифами? Если общество не довольно и хочет как-то воздействовать на проблему, значит, оно должно над этим работать в административной, экономической и политической плоскостях. Во-первых, нужно определиться, почему в регионе нет своих производств по переработке газа и его приходится закупать из России по высокой цене, что, в конечном счете, определяет тарифную политику. Этот вопрос должен быть адресован первому руководителю области через депутатов, а уже потом и правительству. Во-вторых, почему бы не спросить у антимонопольного ведомства: «Почему тарифы постоянно растут?». Ведь порою, эта организация работает, чтобы просто одобрять очередное повышение тарифов. Есть и политический момент. Мы выбираем депутатов, участвуем в разного рода выборах, но их работа не приносит должных результатов в плане того, что нет никакого воздействия на формирование тарифов. Значит, система не работает. А зачем тогда нам обещают все блага во время избирательной компании? Если мы их избираем, они должны защищать наши интересы и влиять на экономическую политику правительства, которое выдвигает немало проектов, не связанных с конкретными нуждами населения. Теперь постараемся ответить на вопрос — что же делать? Проблема нашего общества заключается в том, что мы не способны объединяться для решения каких-то вопросов. Не нужно делать революций! Но почему бы не собраться и не обсудить то, что волнует, выдвинув какую-то программу для региона? Все дело в том, что мы не умеем решать проблемы совместно, а в большинстве случаев – просто не хотим. У нас, к примеру, в Алматы также радикально повысили тарифы. И сейчас идет унылая реакция общества, а местная власть уже настолько стала толстокожей, что для них митинг в 100 человек ничего не означает. Понятно, это же не весь город. Мол, ну и ладно мы им объясним, что есть страна, есть курс, в целом все правильно… Видимо, обществу нужно прилагать какие-то большие усилия. Никогда не получится так, что придут взрослые папа и мама и попросят большого дяденьку что-то исправить, чтобы жить стало легче.