В пригородных дачах Уральска постоянно проживают больше 11 тысяч человек. Все они юридически относятся к городу, но не получают тех благ, которые доступны городским (дороги, газ, вода и свет). Но даже такие условия лучше чем в селе, говорят жители дач. Особенно тяжело приходится многодетным матерям, которые получают от государства мизерные пособия за детей. «Н» узнавала, как живут люди в садовом товариществе «Автодорожник» (2-ая дачная).
«Постоянно справки спрашивают…»
Соседи долго уговаривают Айнагуль МЕРГАЛИЕВУ, 31-летнюю мать четверых детей (на фото), рассказать на камеру о своей семье. Быт Мергалиевых настолько скромен, что женщина не предлагает пройти внутрь. Наконец она соглашается. Переехали из Тайпакского района, сначала купили дачу, потом сделали пристройку и здесь живут четвертый год.
— Зарабатывает только муж. Он разнорабочий. Живём с четырьмя детьми на его зарплату. Получаю пособие как многодетная мать около 9 тысяч. Других выплат нет, мужу не выдают справку о доходах с места работы, потому что работа неофициальная. В общем, только на зарплату живём, — рассказала Айнагуль.
Газа в доме нет. Газ для таких семей, как Мергалиевы — дорогой проект. Газоснабжение одного дома обходится в 450 тысяч тенге. Поэтому одной из главных статей расходов на дачах зимой – это топливо. Дрова стоят от 20 тысяч за тележку, уголь 15 тысяч за тонну. Чтобы отапливать небольшой дом, нужно как минимум 150-200 тысяч тенге за зиму.
— Интересно, откуда они берут такие суммы за газификацию. Не каждой семье это по карману. Хотелось бы, чтобы власти как-то удешевили подключение. Ну и, конечно, дороги. В слякоть машины застревают. По телевизору говорят, что увеличили частоту 12-го маршрута, но это неправда. Он почти всегда переполнен, а в часы пик вообще невозможно ездить. Детям и старикам тяжело. При сильном ветре часто бывают перебои со светом, — жалуется соседка Айнагуль Гуляйма ЖЕКСЕНОВА.
С мечтами о газе
— Мечтаем о газе. Зимой для отопления дома, где живем 12 человек, ушло 6 машин дров. По 25 тысяч тележка, это 150 тысяч тенге. Мне 60 лет, никто на работу не берет даже разнорабочим, — подключился другой сосед Тлеккабыл КУАНЫШКАЛИЕВ, переехавший с семьей из Теректинского района.
29-летняя Айша КОКЕНОВА за пятерых детей получает от государства около 10 тысяч тенге. Плюс пособие до года за девятимесячного ребенка. В общем 29 тысяч тенге. На дачах Кокеновы проживают с 2012 года. Переехали из Жангалинского района. Вместе с детьми в доме живут девять человек.
— Чтобы получать дополнительное пособие, в собесе запрашивают справку о доходах, но такой справки с работы не выдают. Сегодня ходила на биржу, чтобы записаться на курсы швеи. Младшему сыну скоро год, мне надо работать. Но с биржи меня направили в центр повышения квалификации «Орлеу». Там тоже справки просят. В общем, безрезультатно, — говорит Айша.
По словам ее матери Курманай КОКЕНОВОЙ, особенно сложно на дачах зимой.
— Зимой сложно детей на учебу возить. Долго стоим мерзнем на остановке. Кондукторы говорят, жалуйтесь куда хотите. Сейчас ведь все частное. Попутки не останавливаются.
Есть семьи, дети которых обучаются в Подстепном Теректинского района, мотивируя это близостью от дач. Бабушка троих внуков Нурзия НУРЖАНОВА жалуется, что директор казахской школы говорит, чтобы ее внуки перевелись в городскую школу. Семья для этого прописала внуков в Подстепном, но директор настаивает на своем.
Директор школы Берик НИГМЕТОВ сообщил «Н», что «никого не прогоняет, а беспокоится за безопасность детей» в зимний период.
— Я предложил им написать мне заявление на мое имя, что школа не будет отвечать за безопасность детей, они отказались. Поймите, что ездить сюда зимой не безопасно. Если с детьми, не дай Бог, что-то случится, кто будет за это отвечать? – говорит Нигметов.
Главный специалист горотдела занятости и социальных программ Уральск Райхан СУЛЕЙМЕНОВА:
— Чтобы получать пособие за детей до 18 лет, нужны следующие документы. Удостоверение личности заявителя, свидетельства о рождении детей, адресная справка, справки о всех доходах членов семьи за последний квартал и счет в Народном банке. От неполных семей, например, матерей-одиночек и разведенных, мы запрашиваем форму 4 и справку о получении или отсутствии алиментов. Если глава семьи «калымит», таксует или работает на другой подобной работе, он должен придти к нам и написать заявление о том, что он не состоит на бирже и чем-то зарабатывает.
Санат Урналиев,
фото автора