В арт-центре «Атамекен» прошла выставка казахстанского художника Ерсайына Жапака. Его работы выставляются в Уральске впервые, хотя на счету художника 25 выставок по всему миру. Характерными особенностями его творчества является сочетание авангардного искусства, пастозной техники в традиционных народных сюжетах. Это детская непосредственность, выраженная в ярких и сочных тонах майского дня. «Мамыражай» — именно под таким названием проходят все выставки художника.
Роман ДРОЗДОВ
Левой, левой, левой…
Если говорить об авангардизме, как новом нетрадиционном направлении в живописи, зародившемся в начале XX века и являющемся ответной реакцией на ужасы и потрясения I мировой войны, то этот вид искусства у многих вызывал, и вызывает по сей день, неоднозначную реакцию. Его характеризует разрушение традиций и канонов, в некоторых случаях эпатаж и провокация. На первый план выходит идея, концепция, а не строгость форм, линий и красок. О природе реальных вещей уже сотню раз нам рассказали художники прошлого. Мастерство изображения полноватых дам, лесных пейзажей с медведями и букетов всевозможных полевых цветов в сосудах достигло своего совершенства. Нужно было найти что-то новое, неизбитое. И, обратившись к старой доброй идеалистической философии, в частности к Платону, которого, как известно, не слишком жаловали в христианской Европе, корни нового творчества были найдены именно там. Реальный видимый мир является лишь тусклой тенью мира Идей – только в нем жизнь, краски, свет и истинная красота. Во главу угла ставится мысль художника, его чувства, переживания. Форма теперь не имеет значения, поскольку вещь, которую мы видим, является лишь отражением нашего о ней представления. Другое дело, что чье-то представление об этой вещи может не совпадать с общепринятым.
К примеру, в нацистской Германии авангардистов подвергали гонениям, а их творчество Адольф Гитлер называл дегенеративным искусством. Идеологи нацизма считали этот вид живописи выражением «левых» взглядов, а самих выразителей – сплошь представителями еврейского народа, противниками арийской расы. В «левых» СССР позднего периода, кстати, с полярной идеологией дружбы народов, такие художества тоже не жаловали. Дояркам, колхозникам и рабочим, естественно, все это было чуждо и непонятно, поэтому такое искусство клеймилось как антинародное. В историю вошел случай посещения Никитой Хрущевым одной из выставок авангардистов, где глава ЦК в экспрессивной манере обозвал их творчество мазней, а самих художников заподозрил в нетрадиционной сексуальной ориентации.
Мнения Гитлера и Хрущева, конечно, по понятным причинам не претендуют на какую-то авторитетность в вопросах творчества, но, тем не менее, поклонников такой живописи немного. Однако парадокс в том, что картины известных авангардистов сегодня раскупаются за миллионы долларов. Истинные ценители, знающие толк в искусстве, умеют отличить претенциозную мазню от стоящего произведения.
Майские дни
В Европе картины Ерсайына Жапака уже давно оценили по достоинству. Выражать свои мысли, настроение, чувства посредством кисти и холста художник начал в 1995 году. И уже три года спустя была организована международная выставка его работ.
Ерсайын Жапак родился в селе Александров Гай Саратовской области, учился и жил в Уральской области, в 1982 году переехал в Алма-Ату, где живет и занимается творчеством по сей день. На его счету девять персональных и 15 групповых выставок, три международных симпозиума: в Лиссабоне, Вильнюсе и на Северном Кипре.
Организатором выставки выступил центр искусства «Атамекен».
— Ерсайын Жапак по образованию журналист, но уже давно занимается изобразительным искусством. Его творчество знакомо не только в Казахстане, но и в странах СНГ и даже в дальнем зарубежье. Сегодня в выставочном зале представлено около 80 его работ. Все имеют свой почерк, свой сразу узнаваемый стиль. В его картинах отчетливо видна связь между природой и человеком, показана гармония отношений с природой, что дает верное направление в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Надеемся, что работы Ерсайына Жапака понравятся уральским зрителям, — сказал директор Центра искусства «Атамекен» Марат Калиев.
По манере в его картинах можно обнаружить немного Ван Гога, Гогена, Дали и чуточку Моне. Игра со стилем, формами, светом – главная «фишка» художника. Сюжеты картин, в основном, связаны с родной землей. Это тоже особенность творчества Жапака – соединять традиционные народные мотивы и абстрактное видение форм. Выразить движение танца девушек в казахских нарядах или передать атмосферу теплого летнего вечера в семейном кругу на фоне степных просторов очень успешно удается художнику. Много картин с цветами, натюрморты, где присутствует характерная яркость палитры. Сам художник говорит, что все его картины несут посыл радости и весеннего настроения.
— Мои выставки всегда проходят под названием «Мамыражай», что можно перевести как майские добродушные дни. Я использую чистые краски, не добавляю белила, у каждого цвета здесь свое место. В своих картинах я хочу добиться выражения мира, радости в мире, музыки и добра – это мое главное кредо. Все мое творчество основано на этих принципах. У меня нет любимых или нелюбимых работ, все они одинаково мною прожиты, они – мои детища, плоды моего вдохновения, как часть меня самого, — поделился Ерсайын Жапак.
Взгляд из детства
Образы художника просты и незамысловаты, но в то же время глубоки по содержанию. В его картинах можно обнаружить одновременно и мудрость, и детскую непосредственность. Яркость и сочность красок, техника широких мазков как раз создают этот особый мир фантазий, словно увиденный глазами ребенка.
Творчество Ерсайына Жапака наполнено сильной энергией, оно проникнуто любовью к миру, доверием и чистотой, верой в добро и красоту. При первом взгляде на картины может сложиться впечатление, что они нарисованы детской рукой. Это, ни в коем случае, не обесценивает творчество художника, а, наоборот, наделяет его харизмой, формирует стиль и раскрывает концепцию, заложенную изначально. Ведь кто, как не дети, способен еще увидеть и оценить красоту этого мира, радоваться простым вещам, на которые многие взрослые даже не обратят внимания.
У этого направления даже есть название – наивное искусство, характеризующееся, в меньшей степени, профессионализмом и большей частью наитием, мироощущением и эмоциями. Художник пишет так, как он чувствует, и, если его чувства раскрываются и оживают на холсте, чтобы отдаться зрителю, то он выбрал верный путь. Схожее понятие имеет фолк-арт или народное искусство. И хотя это направление родилось под воздействием примитивизма древних племен, сегодня некоторые художники осознанно пишут в этой манере, появились даже школы, обучающие наивному искусству. Работы этих авторов признаны во всем мире, выставляются в музеях и на выставках.
Именно о таком стиле писал Пабло Пикассо: «Академическому рисунку и живописи я научился быстро, а видеть и чувствовать глазами ребенка учусь всю жизнь».
Уральцы еще смогут окунуться в детство и насладиться работами Ерсайына Жапака. Выставка будет проходить в течение месяца.
Фото автора