РОО «Әділдік жолы» совместно с Антикоррупционной службой изучив портал goszakup.kz решили побывать в Жангалинском, Теректинском, Чингирлауском районах и районе Байтерек, где райакиматы заключали договора по ремонту дорог только с одним предприятием — ТОО «Ануш-Құрылыс». По мнению антикоррупционщиков и общественников ТОО не успевает выполнять взятые на себя обязательства — у хозяйственной организации не хватает техники и рабочих. В областном отделе ЖКХ заверяют — причина срыва сроков ремонта сельских дорог возникла из-за нехватки битума.
Мирослава ШОНАЛОВА
По словам председатель филиала РОО «Әділдік жолы», бывшего сотрудника прокуратуры ЗКО Бауыржана Ахметжана, портал показал, что за три года в ЗКО ТОО «Ануш-Құрылыс» заключило 40 договоров на 10,7 млрд тенге (некоторые из одного источника). Нарушения были выявлены в ходе мониторинга ремонта сельских дорог области. По сведениям мониторинговой группы, в поселке Жангала должны быть отремонтированы до конца года четыре улицы, однако они только подготовлены к ремонту. Стоимость ремонта — 276 млн тенге.
«До поселка Копжасар Жангалинского района должны были провести средний ремонт трассы. Стоимость ремонта обходится бюджету в 909 млн тенге и 30% стоимости акимат уже оплатил, но работы даже не начались», — заявил Бауржан Ахметжан.
Но руководитель отдела ЖКХ ПТ и АД Жангалинского отдела Жангали Муратов считает, что мониторинг дорог провели неправильно и филиал РОО «Әділдік жолы» дал в соцсетях недостоверную информацию, а фотоотчет свой провел не на той улице.
«Мы должны были провести средний ремонт по шести улицам в поселке Жангала. По проекту предусмотрено 2,2 м дорог и 2,6 м тротуара. Договор действительно был заключен на сумму 276 млн тенге. Нами было выделено и уже освоено подрядчиком 60 млн тенге. Проект переходящий, т. е. если мы не успеем в этом году, то будем доделывать в следующем и, соответственно, когда нам выделят остаток суммы — 215 млн тенге. Подрядчик, несмотря на то, что сейчас возникли проблемы с битумом, свою работу выполняет. 90% материала закуплено — щебень, ГСМ. Мы планируем до конца сентября работу сделать, но объект в этом году не примем, потому что тротуара нет. У нас все в порядке», — возражает на заявление РОО Муратов.
Но председатель филиала РОО «Әділдік жолы» Бауыржан Ахметжан на том не останавливается и заявляет, что капремонт одного километра подъездной дороги к селу Айтиево Теректинского района, стоимостью 157 млн тенге, должен был продлиться до мая месяца, но до сих пор не завершен. Капремонт подъездной дороги 674 м к селу Тукпай Теректинского района, стоимостью 110 млн тенге, также не завершен.
Почему работы заморожены в Теректинском районе, мы попытались узнать в отделе ЖКХ Теректинского района.
По словам руководителя отдела Кайрата Досанова, на ТОО «Ануш-Құрылыс» ЖКХ подало исковое заявление в суд о взыскании пени. Судебные процедуры еще идут, однако работу свою подрядчик не бросает.
«Стоимость капитального ремонта, который должны провести ТОО «Ануш-Құрылыс» в селе Айтиево – 164,2 млн тенге. Протяженность улиц 1,078 м, срок — 3,5 месяца. Но ремонт завершен не был из-за того, что вагоны со щебнем не приходили. Нами был подан иск в суд на компанию. Как только проблема со щебнем была решена, в республике возникла новая проблем — с битумом. Но подрядчик не отказывается работать, несмотря на проблемы. Он как-то решает возникающие проблемы и работы на сегодняшний день продолжаются. Как только битум доставят, он обещает в считаные дни завершить ремонт. По селу Тукпай аналогичная ситуация. Было выделено на ремонт дорог, протяженностью 674 м 115,7 млн тенге сроком на 7 месяцев», — сообщил в комментариях «Надежде» Досанов.
Но вопросы представителей филиала РОО «Әділдік жолы» на том не закончились.
«Ремонт девяти км дороги до сел Октябрьское и Жамбыл района Байтерек должен был также завершиться в мае 2022 года, но половина дороги еще даже не очищена от старого асфальта», — сообщили общественники в соцсетях.
Аким Байтерекского района Марат Токжанов на наш запрос ответил словами предыдущих спикеров: в стране возникла проблема нехватки битума для строительства дорог.
«Как вы отметили, есть риск отставания от графика. Мы все заинтересованы в качестве дорог села Жамбыл и Октябрьское. Были внесены корректировки в проекты. Проблем по финансированию нет. На контроле не только дороги, но и своевременная сдача других объектов. Вопрос по битуму находится в работе у центральный и местных исполнительных органов», — прокомментировал спор Токжанов.
По словам Ахметжана 3 марта 2022 года Чингирлауский районый отдел ЖКХ заключил аж четыре договора с ТОО «Ануш-Құрылыс» на сумму 1 084 435 063 тенге. Компания, по его данным, должна была выполнить капитальный ремонт 19 улиц в селе Чингирлау. Заказчик перечислил 114 млн тенге аванса. Однако мониторинговая группа заявила: ремонт еще не начат — ни техники, ни рабочих с момента заключения договора, а это 4 месяца, обнаружено не было. Общественники также ссылаются на жалобы жителей села — контроль со стороны акимата отсутствует, а должностные лица снисходительно относятся к подрядчику, закрывая глаза на нарушение договорных обязательств.
«Учитывая осенние дожди, критика местных жителей уместна, т.к. эти расчищенные от старого покрытия улицы просто превратятся в болото. По ним на автомобилях нельзя будет пробраться не то, что пешком. Мы считаем, что ТОО «Ануш-Құрылыс» не успевает, потому что много набрали тендеров, а между их объектами в Жангалы и Шынгырлау — 500 км», — сказал Ахметжан.
Но и аким Чингирлауского района Алия Муханбетжанова взяла оборону, заявив, что в корне не согласна с критикой. По ее словам, сегодня в селе Чингирлау реализуется 4 проекта (19 улиц) по ремонту внутрипоселковых дорог, на сумму 249 млн тенге. И предоставила фотографии о проделанных за лето работах.
«Срок реализации проектов 2 года, т.е. на 2022-2023 годы. В этом году на 4 проекта выделено 249 млн тенге. По 4-м проектам в текущем году, согласно ПСД, была запланирована разбивка сетей, планировка дорог, завоз грунта, насыпь грунта, укладка трубопроводов, протяженностью 630 метров, завоз песчано-гравийной смеси, что и было сделано с июня по август текущего года. Строительство внутрипоселковых дорог подрядчиком ТОО «Ануш-Курылыс» находится на особом контроле, как местного исполнительного органа, так и общественности района», — прокомментировала ситуацию Муханбетжанова.
Заместитель руководителя отдела строительства, ремонта и реконструкций автомобильных дорог Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алия Кабенова сообщила «Надежде», что работы остановлены не только у ТОО «Ануш-Құрылыс», но и у других компаний.
«С 8 сентября все компании встали, потому что в области начались проблемы с поставкой битума. Его катастрофически не хватает. Но это не единственная проблема. Нет вагонов со щебнем. Нет ГСМ. Либо он есть, но очень дорогой и выдается по талонам в ограниченном количестве», — объяснила Кабенова.