Известный казахстанский экономист Петр Своик в интервью «Надежде» высказал свое мнение о ситуации с дефицитом солярки. Вторую неделю в Уральске длится топливный кризис. Солярка подорожала, ее мало продают и по талонам. Власти установили лимит – 100 литров в одни руки.
Акмарал ШАЯХМЕТОВА
«Цены на бензин в Уральске сравнялись с ценами в Самаре, Саратове и другими приграничными городами России. У нас с 2012 года есть общее таможенное и экономическое пространство – ЕАЭС. На этом пространстве, цена любого товара должна быть, плюс-минус, одинаковая. И в Уральске, и на Дальнем Востоке и в Белоруссии — все должно стоить одинаково. Союз был создан для того, чтобы выравнивать благосостояние и экономику стран», — говорит Петр Своик.
Экономист обращает внимание на то, что страны состоящие в Союзе, в т.ч. Казахстан и Россия имеют разные экономики и системы налогообложения.
«В России налогов на ГСМ гораздо больше и поэтому они дороже. Когда российский автомобилист или тракторист заливает бак — половина стоимости бензина или солярки направляется в бюджет. А у нас только четверть. Поэтому рынок давит, — чтобы казахстанское стало таким же дорогим, как российское. А то, что разница идет не в бюджет, а в карманы перекупщиков – это проблема и ее должно решить Правительства РК», — считает эксперт.
Со слов Своика, после модернизации всех трех крупных нефтеперерабатывающих заводов Казахстана, повысилась не только их производственная мощность, но и производительность. Де- факто, сейчас казахстанские НПЗ способны полностью обеспечивать Казахстан своей продукцией.
«Но из-за разных налоговых систем в Казахстане ГСМ дешевле и есть искушение отправлять его в Россию, чтобы накрутить цену. С одной стороны, нынешний кризис объективен из-за закрытия Павлодарского нефтеперерабатывающего завода, а с другой – наши вполне сознательно придерживают солярку. Делают это владельцы крупных региональных нефтебаз», — говорит Своик.
Эксперт объясняет: в Казахстане на этом рынке есть посредники – частные нефтебазы. Производство ГСМ дезинтегрировано – три завода не имеют своих нефтескважин, своих крупных распределительных нефтебаз и собственных сетей АЗС. Именно поэтому на ситуацию влияют перекупщики – нефтебазы и АЗС, каждая из которых накручивает собственную маржу на бензин и солярку.
«Найти выход из этой ситуации может только Правительство. Оно должно держать цены на ГСМ на уровне цен других стран единого экономического пространства. Сделать это можно выровняв налоги в сфере промышленности. В противном случае, спекуляция будет продолжаться. За все это платят казахстанцы, и есть разница в том, куда пойдут деньги. В бюджет – на зарплаты нашим врачам и учителям, или в частные карманы перекупщиков», — говорит Петр Своик.