Плохое качество обслуживания городских маршрутов общественного транспорта – пожалуй, одна из самых острых проблем Уральска. С каждым годом ситуация становится критичнее: курение и разговоры по сотовым телефонам водителей, обгоны, грязные салоны — в этом году проблема достигла пика.
О причинах кризиса в работе пассажироперевозчиков и нововведениях в сфере обслуживания городских маршрутов, и причинах сложившийся ситуации «Надежды» рассказал заместитель акима г. Уральска Асхат КУЛЬБАЕВ.
Ангелина МИХАЙЛОВА
— Асхат Есмуханович, сразу конкретный пример. Горожане жалуются на работу маршрута № 35. Он вроде есть, а автобусов на линии — нет. Вот очередное коллективное письмо от возмущенных уральцев. Тут более 20-ти подписей — в основном это дачники-пенсионеры, которые вынуждены добираться до пристани на реке Урал с пересадками, чтобы сесть затем на паром, и добраться до дач на Учужном затоне. А это накладно. Дачники утверждают, что автобусы по маршруту № 35 перестали регулярно ходить еще в прошлом году и по сей день ситуация не изменилась. Будет ли возобновлено движение автобусов по этому направлению?
— Понимаю возмущение дачников. В ближайшее время на линию планируется выпустить 10 автобусов. Маршрут № 35 обслуживал ТОО ПАП №1. В прошлом году договор с ними мы расторгнули, а все маршруты, которые оно обслуживало, распределили между другими перевозчиками. До последнего времени это направление обслуживало ТОО «Акжол Авто». Проблема в том, что рентабельность маршрута упала еще в начале реставрации «Омеговского» моста: сократился пассажиропоток, люди отвыкли пользоваться этим маршрутом, поэтому количество автобусов этого направления было снижено, маршрут стал убыточным. В настоящее время он выставлен на конкурс. Как только будет определен победитель, движение автобусов восстановится, количество машин на данном направлении будет увеличено. Предварительная работа уже проведена. С подрядчиком будет заключен договор, где прописаны все обязательства пассажироперевозчика, тогда мы, как контролирующий орган, сможем требовать с нового владельца маршрута исполнения условий договора.
— Но и в целом работа общественного транспорта в городе не выдерживает никакой критики: автобусы в час пик забиты под завязку, в пассажирские газели вообще влезть невозможно, естественно ни о каком соблюдении дистанции говорить не приходится. Интервал движения не соблюдается, иной раз люди вынуждены ждать автобусов по 20 и более минут, салоны грязные….
— Сразу скажу: в работе городских маршрутов готовятся большие изменения. Нововведения позволят исправить ситуацию и вывести сферу обслуживания пассажирского транспорта на качественно новый уровень. Проблемы, о которых вы говорите, нам известны — структурными подразделениями акимата ведется постоянный мониторинг работы общественного транспорта, отрабатываются жалобы горожан. Общая ситуация индустрии пассажироперевозок сложилась и по причине пандемии. Как вы знаете, в прошлом году были введены карантинные ограничения, которые негативно сказались на всей работе пассажирского транспорта. Общественный транспорт не работал, автобусные парки остались без дохода, хотя в период вынужденного простоя, сотрудникам автопарков выплачивали заработную плату, платились налоги. Владельцы маршрутов несли затраты, но не получали никакого дохода. Об этом не стоит забывать. Не было пассажиров, не было субсидий — а субсидирование производится только по факту перевозки. Эта ситуации поставила перевозчиков в тяжелое положение. Им не на что было провести текущий и капитальный ремонт транспорта, сделать запас топлива и запчастей, обновить парк машин. Сейчас движение восстановилось, но объема выплачиваемых субсидий недостаточно.
— А в чем причина?
— Это связано с тем, что не было единой транспарентной системы учета количества перевозимых пассажиров. Сейчас пилотный проект уже запущен, и с сентября электронная система оплаты заработает на всех маршрутах. Это позволит увидеть реальный пассажиропоток, а также убытки и доходы пассажироперевозчиков. Естественно убытки будут возмещаться государством в виде субсидий.
— Какие это суммы?
— На первое полугодие 2021 года была выделена сумма субсидий в размере 1 млрд 215 тысяч тенге. На второе полугодие размер запланированы субсидии составит 1 млрд. 400 тысяч тенге. Субсидии позволят перевозчикам приступить к обновлению подвижного состава. Например, 17 июня уже вышли на линию новые автобусы 22 маршрута, всего закуплено 30 машин. Следующую партию новых автобусов получит ТОО «Урал Авто транс» — он закупил 25 новых машин: 10 больших (12 метров) и 15 средних (8,8 метров). Владельцы автобусных парков берут технику в лизинг и регулярно выплачиваемые субсидии позволяют планировать такое обновление.
— А как сегодня распределены маршруты между перевозчиками?
— Городские маршруты – а их 29, распределены между следующими перевозчиками: ТОО «Урал Автотранс», ТОО «Акжол Авто», ТОО «Урал ТехСервис», ТОО «Алый парус», ТОО «Западно-Казахстанское автобусное предприятие», ТОО «Батыс Дилижанс». Ежедневно на линию выходит около 350 автомашин, — это большие, средние автобусы и пассажирские газели.
— Всех нас волнует вопрос введения системы электронного билетирования. Чем это выгодно пассажирам и перевозчикам?
— Электронная система билетирования (ЭСБ) дает реальную картину пассажиропотока. Ее применение позволит получать объективную информацию и своевременно реагировать на увеличение количества пассажиров в часы пик, увеличивая в это время количество автомашин. Например, на тех маршрутах, где ходят микроавтобусы заменить их на более вместительные автобусы среднего класса. Следствие введения электронной системы — корректировка маршрутной сети. Для получения субсидирования будут приниматься только данные учета электронной системы билетирования, поэтому проводить всех пассажиров через кассу, в первую очередь, в интересах самих перевозчиков. Оснащение пассажирских маршрутов новыми терминалами берет на себя компания «Smart kala». За свой счет они оборудуют автобусы — через них будут проходить все транзакции и мониторинг. ЭСБ предусматривает несколько форм оплаты: банковской картой, проездной картой, наличными, QR кодом и SMS оплатой. Каждая транзакция будет проходить через единую информационную базу.
Хочу отметить: 2020 год направлен на стабилизацию сервиса пассажироперевозок. Программой благоустройства запланировано строительство новых автобусных павильонов, обустройство и ремонт действующих остановок.
— Недавно в СМИ была опубликована информация о возможной передаче сферы пассажироперевозок в муниципальную собственность. Как Вы к этому относитесь?
— Уверен, это не решит проблем этой сферы, а только создаст новые, так как на создание базы, приобретение автобусов, налаживания всех производственных процессов потребуется время и колоссальные средства. Это не рентабельно и не выгодно. Везде должна быть здоровая конкуренция. При заключении контракта с любой подрядной организацией, необходимо сначала обеспечить возможности для мобилизации, для подготовки материальной базы, создать условия для нормальной работы. Тогда можно требовать выполнения обязательств. А что мы сейчас можем требовать, если они и так еле держались на плаву и до сих пор не покрыли убытки прошлого года? Работа в этом направлении ведется, субсидирование выделяется, поэтому перевозчики заинтересованы в работе. В договорах прописаны меры воздействия — вплоть до расторжения контракта, также в случае ненадлежащего исполнения договорных обязательств будут уменьшены и размеры выплат. Поэтому владельцам маршрутов не выгодно нарушать условия контракта. Все это позволит повысить качество обслуживания городских маршрутов.