Благоустройство Уральска – это не только вопросы ЖКХ и архитектуры города, но и налаживание правильной инфраструктуры, модернизация в соответствии с общемировыми трендами, смелые эксперименты по переделке всего жилого пространства, в конце концов. «Н» проанализировала некоторые современные веяния в части изменения видов города и примерила полученные шаблоны на Уральске. Надземные пешеходные переходы вместо подземных
Обоснование: Подземные пешеходные переходы в Уральске, заканчивающиеся в районе последних ступеней запертыми дверьми, давно стали памятниками самым бесполезным тратам из бюджета. И дело даже не в том, что большинство из них закрыты и не работают. Дело в том, что гораздо выгоднее с финансовой и психологической точки зрения строить надземные переходы (или наземные – допустимы оба варианта: наземные дешевле, но не очень выгодны с точки зрения развития транспортной инфраструктуры). Эксперт группы Mobility in Chain (эта итальянская структура вычисляет, как сделать жизнь городов динамичнее – «Н») Федерико ПАРОЛОТТО в своих комментариях ссылается на исследования знаменитого датского архитектора Яна ГЕЙЛА: «Поведение жителя в городе основано на том, что свойственно человеку как виду. Наша способность обозревать пространство ограничена определённой шириной и глубиной. Мы чувствуем себя комфортно, если всё видим и контролируем. Когда мы спускаемся в подземный переход, наш контакт с городом резко ограничивается этими коридорами, в которых все одинаково, — и это очень неуютное ощущение. К тому же лестницы — это препятствие, особенно зимой. Из-за этого люди меньше ходят пешком, а из-за этого улицы становятся безлюдными, скучными, опасными, в конце концов». Надземный переход убрал бы эту проблему и снял бы многие вопросы по автомобильным пробкам на перекрёстках в ближайшей перспективе. К тому же, очевидное преимущество надземного перехода – защищённость от геологических и – самое главное – от погодных условий. Его точно не затопит.
Стоимость: Ко всему прочему, надземные пешеходные переходы дешевле по стоимости строительства, эксплуатации – да и делаются гораздо быстрее. В распоряжении «Н» есть методичка, как можно построить быстрый и недорогой надземный переход (её, в принципе, можно без проблем скачать в интернете). В зависимости от материала и комплектующих цена строительства будет колебаться, но в среднем окончательный чек выйдет на 100-150 млн тенге. Для сравнения: подземный переход будет стоить не меньше 300 млн тенге, а в Астане его вообще строят за миллиард тенге.
Недостатки: главный нюанс при строительстве надземных переходов – количество ступеней. Если в подземном переходе высота от его пола до уровня тротуара редко превышает три метра, то надземный переход не может быть ниже пяти метров над землёй, иначе не пройдут грузовики. А это означает большее количество ступеней и неудобства для пенсионеров и инвалидов. Можно, конечно, спроектировать в переходах лифты, но в той же Москве эта задумка провалилась с треском. Кроме того, надземные пешеходные переходы требуют окружающей модернизации – тех же дорожек от перехода на тротуар. А это дополнительные деньги.
Модернизация заброшенных зданий
Обоснование: Таких в Уральске достаточно – есть даже здания в центре города. Вместо того чтобы превращать их в торговые центры, можно переделать пустующие здания в социально полезные вещи. Есть несколько ярких мировых примеров, когда это удалось. К примеру, в Техасе заброшенный торговый центр превратили в самую большую в мире одноэтажную библиотеку (12 тыс. кв. м.). Для этого пришлось переделать некоторые элементы конструкции – например, полностью поменять окна, и изменить схему освещения, — и влетело это всё в копеечку (по подсчётам самих строителей, в $24 млн). Зато социальный эффект был огромен: посещаемость библиотеки выросла многократно, а самыми частыми гостями там стали подростки и пенсионеры.
Другой пример – промзона в Ванкувере. Раньше портовая гавань считалась одним из самых тяжёлых с точки зрения восприятия районов города. После переделки она превратилась едва ли не в самое зелёное место в городе. Важно в этом примере даже не то, что там переделывалось (портовые здания были не такими уж заброшенными), а как это было переделано. Главная «фишка» модернизации – крыши, на которых растёт зелень. В Уральске такое сделать будет несколько сложнее, однако при грамотном подходе к экосистеме города будет добавлен существенный плюс.
Стоимость: Весь вопрос в том, будет ли это полная переделка здания или просто его реставрация. Если первое – цена будет зависеть от объёма работ. Если второе — то в Казахстане есть специалисты, которые берут всего от $60 за квадратный метр реставрации (правда, мы бы не стали очень уж им доверять). Но меньше $20 млн долларов за модернизацию одного здания потратить всё равно не удастся.