Все-таки пресловутый квартирный вопрос, о котором любил рассуждать известный классик Михаил Булгаков, по-прежнему серьезно осложняет жизнь многим семьям, в том числе и в нашем городе. Бывает, вокруг проблемы с жильем такое закрутится, что распутать удается с трудом. Но крайних найти и жилье вернуть все-таки можно, особенно если заручиться грамотной юридической поддержкой.
На прием к юристу в бесплатную юридическую приемную газеты «Надежда» Шакиру СУХАНБЕРДИНУ пришла понурая женщина. Даже по выражению лица было понятно, что ее тревожит какая-то серьезная проблема.
— В 2006 году я зарегистрировала брак с мужчиной, у которого вторая жена умерла, а с первой он развелся, — начала свой рассказ посетительница, назовем ее Соней. – Через год мы купили квартиру, а через пять лет развелись. Так уж сложились обстоятельства… Потом муж, уже, конечно, бывший, остался жить в приобретенной квартире, а я ушла к своей дочери. Мне было жалко его, и первые три месяца я все равно бегала к бывшему — то постирать ему надо было, то помочь по хозяйству.
Как рассказала наша собеседница, в конце января 2013-го года экс-супруг поведал ей, что ему надо о чем-то поговорить. Мол, наделал он «делов», что теперь хватается за голову. В общем, пообещал в начале февраля все рассказать женщине. Однако этого так и не случилось. В одну ночь мужчина скоропостижно умер. Падчерица от предыдущего брака Валя увезла тело бывшего мужа Сони в российский поселок, что находится не так далеко Уральска, где его и похоронили. И тут выяснилось неожиданное. Оказывается, за 15 дней до своей смерти приобретенную в браке с Соней квартиру мужчина подарил своей падчерице.
— Когда я узнала об этом, сразу поняла, зачем бывшего мужа так спаивали его «родственники», ведь ему вообще было нельзя пить… — вхлипывает Соня. – Вот, дурочка, не смогла я сразу углядеть подвох, а ведь всего четыре месяца прошло, как мы формально расстались.
В общем, смерть мужа только ускорила имущественный вопрос для Сони. Ведь квартира была приобретена на двоих, к тому же покупали они ее, когда состояли в браке. С этими мыслями и пришла женщина в юридическую приемную «Н». Юрист Ш. Суханбердин выслушал нашу собеседницу и согласился представлять ее интересы в суде, куда потом было подготовлено исковое заявление о признании сделки с квартирой недействительной.
Дальше события стали развиваться таким образом. Ответчица, то есть падчерица мужа Сони, являющаяся уже собственником всей жилплощади, иск, конечно, не признала.
— Стоит заметить, что согласно Гражданскому Кодексу, имущество, приобретенное в браке, является общей совместной собственностью супругов, — поясняет Шакир Суханбердин. – А это значит, что распоряжаться им они должны только по взаимному согласию. Причем, это согласие при отчуждении недвижимости должно быть нотариально заверено. Однако бывший муж Сони, оформляя договор дарения квартиры, записанный на его фамилию, заявил нотариусу, что жены у него нет и предоставил справку о смерти своей предыдущей супруги. Таким образом он ввел в заблуждение нотариуса, которая заверила договор дарения для его падчерицы Вали. Но из-за отсутствия нотариально заверенного согласия истицы Сони договор дарения подлежал аннулированию, а сама ответчица теряла все права на квартиру. Теперь на долю мужа могли претендовать только наследники, к коим падчерица не относилась.
При таком раскладе ответчица нехотя согласилась на вариант подписания мирового соглашения вместо признания договора дарения недействительным. По его условиям она должна была добровольно передать одну вторую доли в квартире истца, сохраняя за собой вторую долю, и предоставить все правоустанавливающие документы для регистрации Сониной части в департаменте юстиции.
Однако, как оговаривалось в мировом соглашении, в течение двух недель документы ответчицей предоставлены не были. Валя уехала в Россию, предварительно подав жалобу в областной суд на определение об утверждении мирового соглашения. Странный, казалось бы, ход со стороны падчерицы. Сначала она подписала соглашение, а потом его же решила и обжаловать. Причина всему этому вскроется позже, а пока обо всем по порядку.
— Прошло две недели, но ответчица с документами регистрации так и не появилась, — продолжает Ш. Суханбердин. – Уже выдали исполнительный лист, как до Сони дошла новость, что в спорной квартире кто-то проживает. Заподозрив неладное, я попросил Соню взять в ЦОНе справку о зарегистрированных правах и обременениях на жилье, а сам позвонил по домашнему номеру. На телефонный звонок ответили новые хозяева квартиры. Они объяснили, что купили это жилье. Информация из справки юстиции подтвердила данный факт. Из нее следовало, что падчерица Валя уже ранее продала квартиру некоей Кате. При этом в зале судебного заседания Валя ломала комедию, а мировое соглашение было впоследствии утверждено определением суда.
Ситуация требовала дополнительных сведений. Для этого в суд были вызваны представители сторон и нотариус, которую данная ситуация не на шутку испугала. Представитель ответчицы Нурлан заявил в суде, что на момент продажи квартиры его не было в городе, так как он улетал в Алматы, мол, на руках имеется даже билет.
— Поскольку обман со стороны падчерицы был, так сказать налицо, я как представитель истицы Сони, подал заявление в суд об отмене определения о заключении мирового соглашения по вновь открывшимся обстоятельствам, — отмечает юрист «Н». – И открылось не только это. Вызванная в качестве третьей стороны Катя, купившая квартиру, поведала суду, что сделку по купле-продаже они оформили не у нотариуса. Оно и верно, ни один нотариус не оформил бы сделку, увидев в справке о правах и обременениях наложенное притязание на квартиру со стороны Сони. Это было сделано непосредственно в департаменте юстиции по совету и при непосредственном участии представителя продавца, то есть Нурлана. В общем, алиби с поездкой в Алматы у представителя ответчицы провалилось…
Что удивляет, так это то, что покупателя жилья в этой ситуации не смутили обходные маневры продавца, что, казалось бы, должно насторожить каждого, кто собирается заключить такую серьезную сделку, как купля-прожада жилплощади. Как оказалось, уж больно условия продажи были заманчивыми. Во-первых, квартира продавалась по цене ниже рыночной, во-вторых, платеж разрешалось вносить в два приема.
Как выяснилось, мировое соглашение было отменено. Кроме того, решением суда также был признан недействительным и договор дарения, заключенный между бывшим мужем Сони и его падчерицей.
— Так, кому же достанется квартира? – вопрошает испуганная Соня.
— Впереди отмена и последующей сделки, а именно договора купли-продажи, между Валей и Катей, – отвечает Ш. Суханбердин. С чем останется новый владелец квартиры? Скорее всего, ни с чем. Вывод здесь очевиден: не стоило было гоняться за дешевизной. Как известно, она всегда скрывает какую-то темную историю, и действовать в обход установленных правил. А Соне я желаю набраться терпения и ждать окончательного решения суда. В ее случае тоже нельзя терять бдительности и впредь не затягивать с решением таких серьезных квартирных вопросов. Из своего опыта могу сказать, что подобные проблемы, связанные с жилплощадью, – одни из самых часто встречающихся и довольно запутанных. Прав был господин Воланд из «Мастера и Маргариты» Булгакова, что квартирный вопрос портит не только москвичей…
Маргарита ОРЛОВА
Совет «Н»:
Что важно знать при продаже квартиры?
Во-первых, собственнику необходимо обратиться в ЦОН и взять справку об отсутствии обременений на квартиру. При наличии нарушений оформить договор купли-продажи невозможно, так как необходимо сначала узаконить перепланировку (если таковая имеется) и устранить все замечания техника, который будет сравнивать состояние квартиры с данными техпаспорта. Кстати, данная справка действительна в течение одного дня. То есть, получив ее, необходимо оформить сделку в тот же день. Для того, чтобы оформить и удостоверить договор купли-продажи, можно обратиться к нотариусу. Экземпляры всех совершенных сделок хранятся у нотариуса, поэтому при утере договора в нотариальной конторе можно получить дубликат документа. Для заключения договора купли-продажи обязательно должны лично присутствовать все собственники квартиры старше 14 лет и иметь при себе документы, удостоверяющие личность. В случае отсутствия кого-либо из них необходимо предоставить нотариально заверенную доверенность от него. Если продаваемая квартира была приобретена в браке (кроме случаев получения в дар или по наследству), необходима личная явка супруга собственника квартиры с удостоверением личности и свидетельством о браке либо нотариальное заявление супруга о согласии на продажу. Если покупатель квартиры состоит в браке – то же самое в отношении его супруга.
При оформлении сделки купли-продажи продавцу нужно иметь следующие документы:
— правоустанавливающие документы на квартиру
— технический паспорт квартиры
— свидетельства о рождении несовершеннолетних собственников квартиры
— разрешение органа опеки и попечительства на продажу доли несовершеннолетних
Расчет за покупку квартиры специалисты советуют производить при подписании договора у нотариуса или в Центре по недвижимости. Очень важно удостовериться в подлинности передаваемых купюр. Для этого можно обратиться в филиал банка.