Расширить и укрепить торговые и деловые связи между Западно-Казахстанской и Оренбургской областями, повысить их инвестиционную привлекательность, а также экономическую эффективность, наладить более тесный контакт между бизнес-сообществом обоих приграничных регионов – с такой целью в Уральск прибыли представители медиахолдинга «Неплюев». В минувшую пятницу на базе Палаты предпринимателей ЗКО состоялся круглый стол с участием руководителей медиахолдинга и местных бизнесменов.
Как отметил директор Палаты предпринимателей ЗКО Кенес АБСАТИРОВ, представляя российских гостей, холдинг «Неплюев» работает в партнерстве с правительством и Торгово-промышленной палатой Оренбургской области, являя собой перспективный и продуктивный инструмент экономической интеграции.
— Наш холдинг был создан в прошлом году для практической реализации евразийских интеграционных идей, о которых говорят президенты наших стран, — в свою очередь, отметил владелец медиахолдинга Андрей САБЛИН. – Перспектива у России и Казахстана только одна – это дальнейшая глубокая интеграция. Однако в рамках Евразийского экономического союза возникает много проблем. Эти проблемы настолько многоаспектны, что их решение приходится искать как формальным, так и неформальным путем. Именно такой подход практикует «Неплюев». Главный смысл нашей работы – повышение конкурентоспособности обеих стран. Например, мы издаем международный журнал «ОКАЗИЯ», распространяемый на территории Оренбурга, Актобе и Аксая. В июльском номере этого журнала опубликовано острое интервью заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Рахима Ошакбаева, в котором он рассуждает о том, к каким негативным последствиям в экономике Казахстана привело ослабление рубля. Это интервью несомненно станет тем сигналом, который обязательно услышат наши политики по обе стороны границы. И значит, есть шансы выровнять эту ситуацию.
По словам Андрея Саблина, сейчас они ведут подготовку к созданию евразийского информационного агентства.
— Единое экономическое и информационное пространство должно существовать по единым законам, — подчеркнул глава медиахолдинга. – Пока же получается так, что одни и те же события воспринимаются разными людьми с абсолютно противоположными оценками. Такое отношение к информации является основным тормозом интеграционных процессов. Данную проблему мы совместно с уральцами и актюбинцами и постараемся решить.
В ходе круглого стола состоялась презентация российско-казахстанского дома «Союз», входящего в структуру медиахолдинга.
— Наша организация была основана в 2014 году и сейчас имеет две штаб-квартиры – в Оренбурге и Актобе, — сообщил генеральный директор ТД «Союз» Евгений МОСТОВЕНКО. – С нашей помощью российские и казахстанские компании могут находить партнеров, заключать и выполнять международные контракты, соблюдая при этом все юридические и законодательные аспекты. В частности, мы оказываем полный набор услуг по сопровождению внешнеэкономической деятельности: поиск производителей и поставщиков конкретных товаров и услуг, проверка надежности деловых партнеров, помощь в ведении переговоров и так далее. Также мы оказываем консалтинговые и финансовые услуги, предоставляем юридическую поддержку в области налогового права, можем пролоббировать интересы своих клиентов в органах власти и бизнес-сообществе.
Как отметил в заключение Андрей Саблин, у них в планах есть открытие своего представительства в Уральске. По завершении круглого стола его участники продолжили общение в неформальной обстановке.
Каков регион, таков и бизнес
В Казахстане планируется разработать Карты регионального развития, а также изучить предрасположенность жителей тех или иных регионов к занятию бизнесом.
Об этом заявили в Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен».
— Это большая работа, которую мы в текущем году начали и планируем ее завершить до конца года, — сообщил заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Нуржан АЛЬТАЕВ. – Заказчиком проекта выступает министерство национальной экономики, в этой работе нам помогает и министерство по инвестициям и развитию. Кроме того, мы подключили казахстанский институт развития индустрии, они тоже в этой работе нам помогают.
По словам Альтаева, эксперты НПП совместно с заинтересованными сторонами исследуют то, что уже было сделано в рамках действующей карты индустриализации и определят интересные ниши на региональных рынках, где могли бы открываться новые проекты, которые могли бы быть поддержаны в рамках различных госпрограмм.
Зампред НПП отметил, что в настоящее время Карты индустриализации местных акиматов представляют собой лишь «список» проектов, представленный предпринимателями, но не всегда учитывающий вопросы сбыта, конкуренции и наличия аналогичных производств поблизости.
Кроме того, в рамках разработки Карт регионального развития НПП намерена изучить особенности жителей того или иного региона страны на предмет предрасположенности к предпринимательству.
— Мы планируем исследовать социокультурные факторы, которые существуют в каждом регионе. Вы знаете, что в ЮКО есть отличия от того, что есть на западе. По северу я даже говорить не буду – радикальные отличия. Нам необходимо понимать, что является триггером для людей, которые проживают на определенной территории, для того, чтобы заниматься предпринимательством. Существуют ли предпосылки для того, чтобы предприниматели появились на этой территории, — пояснил директор агентства по исследованию рентабельности инвестиций Ерлан ХАСЕНБЕКОВ.
В свою очередь, Нуржан Альтаев сообщил, что определенные различия в предрасположенности к занятию бизнесом действительно существуют.
— Я, например, в прошлом году был в Жанаозене Мангистауской области и общался там с местным населением. Мы там поставили небольшой бизнес-инкубатор и хотели его расширить, — сказал зампред НПП. — Действующее двухэтажное здание недорого сдается в аренду под швейные мастерские, изготовление ключей и т.д. Практически там за копейки они берут эти помещения, и там ставятся небольшие производства. Мы хотели это расширить, я разговаривал с местным населением, что мы хотим поставить большой бизнес-инкубатор, давайте активно заниматься предпринимательством, но в основном люди мне сказали: нам это неинтересно, мы хотим работать на нефти, мы хотим получать вот такую заработную плату. То есть местный менталитет не совсем, так сказать, склонный к предпринимательству, — резюмировал замглавы НПП.
Подготовил Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО