Много написано и сказано о причинах победы Советского Союза над Германией в Великой Отечественной войне. Особо выделяются несгибаемый дух, характер, самоотверженность cоветского народа, защищавшего Родину.
Все это правильно. Но нельзя забывать, что одним «святым духом» победы в войнах не одерживаются. Вторым, но очень важным ее компонентом является эффективная, жизнеспособная экономика. К сожалению, об этом современные историки практически не пишут. Зато можно встретить такие «откровения», как «советский народ сломал хребет Гитлеру вопреки бездарным руководителям СССР», «советский народ победил вопреки бездарному военному руководству…» А может, советский народ победил в Великой Отечественной войне вопреки «самому себе» — такая тавтология, господа историки и публицисты, вас устраивает? Вместо того, чтобы заниматься словесной трескотней, гораздо полезнее разобраться, почему Германия доминировала в Европе в конце 30-х годов и почему главной (конечно, наряду с героизмом) причиной Великой Победы была именно советская экономика.
Наверное, для многих будет откровением, что экономика Германии в некоторой степени переняла советский опыт начала 20-х годов.
После Первой мировой войны экономическое положение страны было ужасным. Огромные репарации, наложенные на нее, не давали возможности выйти из глубокого кризиса. В 1937 году в Германии насчитывалось 7 млн. безработных, а инфляция приняла такие темпы, что хоть святых выноси: зарплату давали каждый день, причем утром. В середине рабочего дня устраивался двухчасовой перерыв, чтобы работники могли сделать покупки, так как к вечеру деньги обесценивались на 50%. Таким положением были недовольны все: от промышленников до рабочих.
Это создало почву для зарождения националистического движения, в которое вошли не только бюргеры и мелкая буржуазия, но и промышленные рабочие. После первого съезда НСДАП (национал-социалистической партии Германии), состоявшегося в 1923 году, Адольф Гитлер ищет и находит поддержку у крупного капитала.
Промышленные воротилы думали, что пройдет номер с Первой мировой войной – они получат военные заказы и на них обогатятся. Однако Гитлер понял главную причину поражения Германии в минувшей войне: владельцы заводов и фабрик через военные заказы перекачали казну в свой карман, то есть бюджет страны не выдержал военных расходов.
Вот что писал по этому поводу историк и публицист Герман Рычков: «К концу 30-х годов германские магнаты обнаружили, что контрольные пакеты большинства их предприятий принадлежат государству и они лишь наемные, пусть и высокооплачиваемые управленцы, а отнюдь не хозяева. Многие фирмы, работающие по военной тематике, попросту были национализированы. Например, уже в середине 30-х годов известная фирма «Юнкерс» была государственной. Такая же судьба постигла компании Дорнье, Гота, Хейнкеля, Фокке-Вульфа. Зачастую национализация проходила через банкротство, если хозяева сильно упирались». («Правда России», 2001год, № 23).
То есть в конце 30-х годов в Германии сложился государственный капитализм с плановой экономикой. Промышленники, конечно, злились на фюрера (надо же, обвел их вокруг пальца!), но жизнь показала, что Гитлер сделал верный ход. Почему богатая Франция быстро пала под ударами Германии? Да потому, что французское руководство не смогло провести мобилизацию и перевести частную экономику на военные рельсы. В казне не оказалось денег на покупку техники и вооружения у своих же промышленников!
Такой же неповоротливой оказалась и экономика Англии. Лишь к 1943 году У. Черчилль и другие руководители страны смогли перевести экономику на военное положение. Как пишет Г. Рычков, только узкая полоска воды спасла Британию от порабощения Гитлером: у него не было средств для форсирования Ла-Манша.
Накануне гитлеровского вторжения Советский Союз имел армию, в которой только еще шел процесс перевооружения, то есть она по техническому оснащению напоминала армии Франции и Англии. В результате мощного наступления германских вооруженных сил оккупированной оказалась почти треть территории СССР. Другая страна была бы вынуждена капитулировать, но случилось неожиданное: в 1943 году, после победы в Сталинградском сражении, гитлеровцы в массовом количестве увидели страшное оружие – знаменитые «Катюши» и танк Т-34.
Красная Армия практически не испытывала проблем с боеприпасами, топливом и обмундированием, продовольствием. За годы войны плановая и жестко централизованная советская экономика выпустила танков в 2,2 раза больше, чем германская, самолетов в 1,25 раза, орудий – в 1,5 раза, минометов – в 4,5 раза, стрелкового оружия — в 5 раз. С июля 1941 года по февраль 1942-го Советский Союз провел беспрецедентную в истории войн операцию – эвакуировал на Восток с захваченных территорий 2593 промышленных предприятия и большую их часть запустил в работу.
Размещение и введение в действие в Казахстане, Поволжье, Сибири, на Урале и в Средней Азии сотен эвакуированных предприятий оборонной промышленности и тяжелой индустрии ускорило превращение военно-промышленной базы на Востоке, начало которой было положено еще в конце 20-х – начале 30-х годов, в основную базу военной экономики СССР. Военно-промышленный потенциал восточных районов быстро возрастал.
За счет чего были достигнуты все эти успехи? Нередко приходится слышать: за счет того, что население голодало и стояло у станков по 12-14 часов в сутки. А вот Гитлер не устраивал для своих рабочих таких «пыток»… Да, война – не сахар, особенно такая, как Великая Отечественная. И голодали, и у станков стояли, собирали фронтовикам теплые вещи и средства на строительство танковых колонн. Но людей не нужно было подгонять. Они это делали сами, независимо от разреза глаз и цвета кожи, потому как защищали свою Родину — Советский Союз.
А немецкий рабочий жил ничуть не лучше советского. С 1940 года в Германии были введены продовольственные карточки, нормировано потребление электроэнергии и газа на каждого человека. В 1943 году, когда силы Германии и СССР уравнялись, Гитлер ради увеличения выпуска военной продукции переводит страну на 10-часовой, а в 1944 году на 14-часовой рабочий день.
Если в третьем рейхе сложился государственный капитализм и государство, как замечает Герман Рычков, управляло ¾ экономики, то в нашей стране, несмотря на разнообразие форм собственности (государственная, кооперативная, собственность общественных организаций), государство эффективно управляло практически 100% экономики, что и сыграло в конечном счете решающую роль.
Советская экономика не только обеспечила победу Советского Союза в Великой Отечественной войне, но и создала предпосылки для военного развития. Уже в 1943 году увеличился выпуск мирной продукции, началось активное жилищное строительство и восстановление освобожденных территорий.
В 1947 году так же, как и в Англии, были отменены продовольственные карточки, но Англия с ее «эффективной экономикой» попала в число второстепенных стран, а СССР вышел в мировые лидеры.
Эффективность советской экономики доказывает такой факт: к началу 50-х годов в стране был накоплен столь значительный золотой запас, что И. Сталин отказался производить расчеты на внешнем рынке драгоценными металлами, так как это могло привести к падению мировых цен на них.
«Но еще и сейчас отдельные ее (то есть советской экономики военного и послевоенного времени) сегменты продолжают работать» — заключает Рычков.
Не может быть? Может. И в этом убеждает заключение специалистов экономического отдела ЦРУ США. Они убеждены, что если провести в России национализацию и перейти к советским методам управления, то российская промышленность уже через 3 (!) года может выйти на уровень 1990 года (то есть года, за которым последовал развал СССР), а через 5 лет обеспечить стабильный прирост ВВП на 17-20%. Это в 3-4 раза больше прироста нынешних лидеров по такому же показателю – Индии и Китая, экономическими успехами которых сегодня восторгается весь мир!
Пока бывшие советские республики с подачи Запада барахтаются в так называемом «рынке», наши забугорные партнеры внедряют и творчески перерабатывают у себя советские экономические методы управления. В богатой Голландии все (подчеркиваю, все) земли государственные и погоду там делают крупные агрофирмы (по-нашему – колхозы), а вовсе не фермеры. Почти то же самое в США и других ведущих странах.
На Западе, учтя советский опыт, поняли, что только собирая налоги и не имея в качестве базиса государственной промышленности, невозможно обеспечить реальный суверенитет любой страны. И планирование они тоже переняли у нас. Во Франции до сих пор существуют пятилетние планы социально-экономического развития!
Стоит ли поэтому удивляться тому, что экономика СССР в годы Великой Отечественной войны оказалась сильнее германской. Иначе и быть не могло!
Александр СУЕТИН