18 апреля исполняется 90 лет Отличнику просвещения СССР, удивительно талантливому педагогу и директору ряда уральских школ Василию Давыдовичу ЧЕРЕВАТОВУ.
Он родился на хуторе Карташов и первые десять лет провел в деревне. В Уральск семья перебралась вслед за отцом, которого вместе с председателем и парторгом колхоза арестовали за то, что они посмели раздать часть нового урожая голодающим колхозникам. Через три года отца освободили, он ушел на фронт в первых рядах защитников отечества. В октябре 1941-го ушел на фронт и старший брат Георгий, а Василий – в ноябре 1942 года, будучи уже студентом физмата Уральского пединститута. К слову, он больше тяготел к гуманитарным наукам, в обучении шел с опережением, но выбрал физмат, чтобы восстанавливать народное хозяйство после войны. Он не имел аттестата о среднем образовании, поскольку после девятого класса пошел на подготовительные курсы, и с точки зрения нынешнего министерства образования был… недоучкой.
Новобранец Череватов попал в город Чкалов, где размещалось эвакуированное из Луганска военно-авиационное училище летчиков-штурмовиков. 200 курсантов отправили на технические специальности. В конце обучения из самых умных курсантов собрали группу в 15 человек, куда вошел и Василий, и… оставили в училище оружейниками, чтобы было кому готовить летчиков и техническую обслугу самолетов для фронта. В их обязанности входила так же и пристрелка авиационного оружия после ремонта. Так что понюхал Череватов пороху не меньше иных фронтовиков. И хотя он не был на передовой, но свой вклад в Победу внес изрядный. Да и риска для жизни тоже было немало. И когда их выставляли на охрану оружия на железной дороге, и когда стояли в оцеплении, пока СМЕРШевцы отлавливали бандеровцев, да много чего на войне-то происходит.
Кстати, педагогическую деятельность он начал еще на армейской службе – готовил командиров к поступлению в военную академию по математике. А в 1947 году согласно постановлению правительства всех второкурсников вузов демобилизовали. И Василий Череватов вернулся в родной институт. Математика – наука суровая, в ней все должно идти последовательно, иначе получится каша. Самостоятельно догонять однокурсников было непросто. Но он справился с этой задачей, став в скором времени одним из самых блестящих учителей математики, физики и астрономии в городе.
В 1950-м году Василий Давыдович пришел работать в женскую СШ №1, и был самым молодым педагогом и классным руководителем в восьмом классе. Почти все его выпускницы получили высшее образование. Его методика преподавания нередко вызывала удивление: во время лабораторных работ или ответов у доски ученикам разрешалось делать это коллегиально, урок превращался, как говорят сейчас, в мозговой штурм. При этом учащиеся учились отстаивать свое мнение, что тоже немаловажно для жизни. К слову, эта методика сходна с той, что применяется в Вальдорфской школе, где основное внимание уделяется развитию личности ребенка, а его унижение вообще недопустимо. Это считается ноу-хау, зато наработки прославленных уральских педагогов незаслуженно забыты.
Уже через три года его пригласили в пединститут, где он проработал пять лет. Ему «светила» аспирантура, но пришлось принимать бразды правления СШ №1, директор которой Матвей Георгиевич КОСТЮКОВ скончался. И вот тут Василий Давыдович начинает отсчет своим «подвигам администратора». Первым делом он… сломал печки. В каждом классе стояли печки-голландки, а Череватов за три месяца почти на голом энтузиазме перевел школу на централизованное отопление. Для этого пришлось построить котельную во дворе и провести инженерные сети по всему зданию. Кроме того, он принял замечательный, очень сильный коллектив учителей: М.Ф. Якушева, С.М. Аухариева, М.И. Давыдова, Г.М. Лимова, В.Р. Финько, В.А. Котельников (Гофман) и многие другие. Высокую планку удалось поднять еще выше: выпускники школы поступали в МГУ, МИФИ, МФТУ им. Баумана и другие ведущие вузы страны. Педагогическая и административная деятельность Череватова была высоко оценена званием «Отличник просвещения КазССР».
В 1962-м Василию Давыдовичу неожиданно предложили возглавить новую школу №39 во Втором рабочем поселке. Секретарь горкома партии Александра РОДИОНОВА поклялась, что его переведут ближе к дому, как только в центре построят новую школу. Череватов взялся на дело, засучив рукава, и совершил свой второй «подвиг администратора». Собрал коллектив с таким количеством педагогов-мужчин, какого ни в одной школе не было. А еще школьный двор превратил в Ботанический сад: около 50 плодовых деревьев, не считая кустарников и других насаждений. Разумеется, без поддержки учителей-биологов и всего коллектива ничего бы не получилось. М.Ф. Фролов, В.А. Белоконь, М.Я. Емченко, Е.В. Маштакова – известные на весь город учителя. Неудивительно, что школа в не самом благополучном районе города, где немало было детей из крайне неблагополучных семей, была на хорошем счету.
И вот в 1967 году сдается в эксплуатацию СШ №17. А.Н. Родионова выполнила обещание: Череватова назначили директором новой школы в центре города. Опять пришлось начинать с нуля. И здесь Василий Давыдович решил осуществить давно задуманное – сделать школу с физико-математическим уклоном. Он собрал мощный коллектив учителей: М.Ф.Варфоломеев, Г.П. Щучкин, Л.Д. Щербаченко, А.И. Соколова, Р.С. Данилова, Л.А. Щелокова и другие. На свой страх и риск составил учебную сетку так, что в классе с математическим уклоном вместо шести уроков математики в неделю было десять за счет факультативных часов, что дало неслыханные по успешности результаты. При этом учеников антагонизма физиков и лириков не было. Школа предназначена для обучения, а не дрессировки, убежден Василий Давыдович, искренне считая, что взаимоотношения педагога с учениками должны строиться на условиях взаимного уважения и доверия. Этому же он учил и своих детей – сына и дочь, потом внуков.
Между тем, «самовольство» Череватова (его третий подвиг) не осталось незамеченным и чуть не стоило ему работы. Однако, в тогдашнем министерстве образования, прежде чем «снимать голову», выслушали провинившегося директора. Поскольку с первых лет эта методика дала результаты и учащиеся СШ №17 ежегодно занимали призовые места на Всесоюзных олимпиадах по математике и физике, то гнев сменился на милость. В итоге В.Д. Череватов был удостоен звания «Отличник просвещения СССР». Таких на всю республику – по пальцам пересчитать.
Завершил свою педагогическую деятельность Василий Давыдович в 1990 году, посвятив себя внукам и правнукам. Все его ученики вспоминают уроки Череватова с благодарностью и любовью, и желают любимому директору здоровья на долгие годы!
Анна ПАНИЩЕВА