Автор «Н» вновь отправляется в путешествие по Грузии – и в этот раз направляется в город, где можно легко написать классический европейский детектив и никогда не поздно пить «Боржоми».
Другой мир
По грузинским меркам путь из Тбилиси в Боржоми занимает много времени – целых три часа! Но для туриста они пролетают незаметно. Дорога в Боржоми идет через районы Хашури и Сурами, испокон веков живущие своей удивительно беспечной жизнью. Здесь умиротворение просто витает в воздухе – старые домики в лозе, у ворот каждого – по мужчине, плетущему гамак. Древняя хашурская традиция: именно в этом регионе Грузии изготавливают лучшие гамаки – прочные, яркие, с орнаментом из пестрых нитей. Кроме гамаков, делают мебель из дерева – резные кресла и стулья со спинками в виде лошадок. Все эти вещи принято разложить вдоль дороги – вдруг проезжающим мимо людям захочется купить? Нерушимость традиций и придает Хашури неповторимый колорит: как сто лет назад, от дома к дому ровной цепью сидят занятые работой мастера, фоном – яркие гамаки и свежевыкрашенные стулья.
В Сурами обычай другой. Тут каждая хозяйка печет назуки, или сладкий хлеб. Купить назуки легко – ароматные, присыпанные сахаром буханки опять-таки выставлены у каждого дома на железных подносах и стоят дешево, всего 1 лари (100 тенге). В качестве можно не сомневаться. В каком сурамском доме вы бы не взяли назуки, он обязательно окажется нежным, хрустящим, с легким привкусом сахара и тающим во рту. В Сурами хлеб пекут не специально на продажу, а заодно — по утрам, пока готовят завтрак для семьи. А когда бы грузинская семья экономила на продуктах?
Чисто грузинский детектив
Первое, что бросается в глаза при въезде в Боржомский парк (именно там начинается прогулка по Боржоми) – старинный особняк в восточном стиле с бирюзовым балконом. Это – одна из главных достопримечательностей города, дом Мирза-Риза хана, иранского консула, служившего на Кавказе, и как все древние здания, он богат на истории.
Первая – сказочная, о том, как в 1892 году консул, обожавший бирюзовые камни, велел украсить ими свой новый особняк, поэтому его выкрасили в тон, лазурной краской и назвали «Фируза». Вторая, наоборот, трагичная: для отделки дома Мирза-Риза-хан пригласил знаменитого азербайджанского мастера Юзуфа, но свою работу он закончить не смог. Неизвестный дервиш похитил мастера, вывез в Тифлис и убил его, пытаясь пытками заставить рассказать Юзуфа какую-то тайну. История, достойная детектива, годы спустя она и правда превратилась в детективный роман «Белое, красное, черное», правда, не на Кавказе, а в Европе – историей мастера Юзуфа вдохновилась бельгийская писательница Мари ТЕГЮЛЬ. Сегодня эта книга – классика бельгийской литературы, но мало кто знает, что Мари написала ее не случайно. Дело в том, что ее дед в XIX веке отправился в Тифлис и влюбился в местную девушку – настолько, что женился на ней и остался в Грузии жить. Благодаря дедушке Тегюль не раз слышала о городах Грузии и решила посвятить одну из своих историй Боржоми.
Жизнь изумрудного города
Приезжие часто называют Боржоми Изумрудным городом. Даже горы тут от изобилия сосен сверкают в свете солнца, как настоящие изумруды. А Боржомский парк и вовсе утопает в зелени, поэтому рядом с ним находятся главные лечебницы страны – считается, что чистый боржомский воздух помогает при заболеваниях сердца и сосудов. Не меньшую помощь оказывает и местная минеральная вода.
Герой Вахтанга КИКАБИДЗЕ в «Мимино» недаром возмущался: «Какая еще лучшая вода в Сан-Франциско? А как же Боржом?» Природная минеральная вода, Боржоми по сей день бурлит в боржомских скважинах, одна из которых находится как раз в парке. Так что прогулка в парк – отличная возможность увидеть, как выглядит вода до отправки на завод. Настоящий Боржоми – желтого цвета, и пить его в первозданном виде весьма трудно, уж слишком терпкий он на вкус. Но именно такая вода – самая полезная, и набрать ее в трехлитровую бутыль можно всего за 200 тенге (столько вместе стоят билет в парк и емкость). А можно ограничиться стаканчиком и отправиться гулять по парку дальше, посреди гор, стремительных водопадов и кипящих скважин, минеральный состав которых загадочным образом не меняется вот уже 200 лет. Время будто не властно над этим краем, но если задуматься, это вполне логично – на настоящие чудеса ничто не может повлиять.
Данара КУРМАНОВА, фото автора