Асхат Хасенов на брифинге с представителями средств массовой информации отметил, что в целом дефицит газа в стране имеется, но западноказахстанцам грех на это жаловаться, передает корреспондент «Надежды».
Мирослава ШОНАЛОВА
Основную долю добычи газа в регионе обеспечивает Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение. При этом, учитывая его технические условия , для добычи нефти необходимо осуществлять обратную закачку добытого газа. Так, при добыче газа 19,8 млрд м3 доля закачки составляла 56% или 11,1 млрд м3 в 2022 году.
Для обеспечения населения товарным газом 37% или 7,4 млрд м3 газа отправляется на Оренбургский газоперерабатывающий завод, и после переработки 6,4 млрд м3 товарного газа возвращается назад в страну.
— Товарный газ сегодня в ЗКО стоит 16,8 тенге без НДС – закуп. Себестоимость газа, которая идет на Оренбургский газоперерабатывающий завод и возвращается, составляет 32 тенге для вас. У каждого предприятия своя себестоимость. Карачаганак сегодня, чтобы получить очищенный газ, добывает его вместе с конденсатом. Этот попутный газ, проходя переработку, возвращается в виде товарного. И его себестоимость – 32 тенге за м3, но вы его покупаете за 17 тенге за м3. Эти расходы в размере 15 тенге за м3 берет на себя «QazaqGaz» в убыток себе. Поэтому компания, хоть и являющаяся национальной, терпит ежегодно большие убытки за счет газификации всех регионов Казахстана. Почему цена в разных городах страны разная, зависит от технологических процессов и от себестоимости,- пояснил спикер.
По словам Хасенова, ЗКО — одна из самых газифицированных областей по стране. Обеспеченность ее газом составляет 99,6%, и дефицита не предвидится. Потребляемый объем газа в размере 1,3 млрд так и будет доступен для области (27% населения, 47% топливно-энергетические комплексы и остальной процент – промпредприятия).
— В целом, в масштабе страны дефицит имеется. Потому что весь газ находится на западе страны, и нам его нужно доставить до юга Казахстана, так как он густонаселен. В этом году на свой страх и риск, мы пропустили 106% (вместо 3,6 млн м3 газа в сутки пропускали 4 млн) объема газа через систему газопроводов. Но в перспективе, если мы не будем открывать новые месторождения, газа будет недостаточно. Мы ежегодно снижаем экспорт газа, за счет того, что мы весь этот объем отправляем на внутренний рынок. Когда экспорт обнулится, если к этому времени мы не примем соответствующие меры и не откроем новые месторождение, тогда уже можно будет говорить о дефиците, — подчеркнул Хасенов.
Вот только в 25% случаев геологоразведочные работы приводят к обнаружению крупных месторождений.