В Уральске несколько десятков домов нуждаются в капитальном ремонте или расселении. Проблема в том, что среди них множество памятников истории и архитектуры. И если вопрос с расселением людей государство решать согласно, то о сохранении исторического наследия области речи не идет.
В Уральске 33 дома нуждаются в срочном расселении. Они признаны аварийными и непригодными для проживания. Перед городским акиматом остро стоит вопрос о предоставлении жилья для 1145 человек. Это, как минимум, 325 квартир.
— Жилой фонд начал активно устаревать в начале 2000-х годов, — говорит начальник городского отдела ЖКХ Рустем ЗАКАРИН. — Сначала мы пытались решать этот вопрос за счет местного бюджета, но, во-первых, цена вопроса слишком велика, а во-вторых, мы сразу столкнулись с тем, что государство не может выделять деньги на частный жилой сектор. Ведь по закону эти дома считаются собственностью жильцов, а значит, это сугубо их проблемы. С другой стороны, если такой дом, не дай Бог, рухнет, отвечать будем, конечно, мы.
В 2008-2009 годах вопрос решали за счет иностранных инвесторов. Разработчики Карачаганакского месторождения построили в Уральске несколько домов и в них переселили людей из ветхого жилья. Позднее стали строить дома, в которые переселяли уральцев на правах арендного пользования. Однако далеко не все были согласны переселяться в квартиру, которую не смогут приватизировать.
— Единственное условие — квартира остается в собственности государства, — продолжает Рустем Закарин. — Это вовсе не значит, что после смерти владельца кто-то придет выселять его семью, ничего подобного! Все спокойно будут жить там и дальше. Единственное — квартиру нельзя продать или обменять. Но, мне кажется, это в любом случае лучше, чем жить в разваливающемся доме.
Несмотря на уверенность чиновника, большинство переселенцев с ним все же не согласны. И их можно понять. Законы в нашем государстве меняются довольно часто. И далеко не всегда в пользу обычных граждан. Поэтому вопрос собственности жилья всегда будет важен для его обитателей. В результате в городском акимате разработали третью схему решения проблемы.
— В этом году планируем начать программу государственно-частного партнерства, — объясняет начальник ЖКХ. — Суть в том, что на месте аварийных частные инвесторы будут возводить новые дома. В них застройщик предоставит квартиры в собственность тем, кто жил на этом месте раньше, а остальными будет распоряжаться по собственному усмотрению. Государство участвует в проекте тем, что подводит коммуникации и благоустраивает территорию. Тем самым мы решаем проблему аварийного жилья, кроме этого, обновляется городской жилой фонд. Уже готовится проект на два 9-этажных дома.
Все это, конечно, замечательно, однако и здесь присутствует одно «но». Даже по самым приблизительным подсчетам, количество аварийных домов в ближайшее время начнет увеличиваться в разы. Сейчас «сыпятся» дома-шестидесятники, но уже через 5-6 лет к ним присоединятся здания, построенные в пик развития Уральска — в 70-80-е годы прошлого века. И их будет сразу гораздо больше. Найдется ли достаточное количество частников, желающих застраивать новые участки? Все-таки строительство многоэтажного дома — дело серьезное, требующее больших вложений.
Еще одна проблема ветхого и аварийного жилья — памятники истории и архитектуры. Таких в Уральске насчитывается 173.
Дом атамана Толстова, пансионат реального училища, дом генерала Бородина, дом Рассохиных, штаб Уральского казачьего вой-ска — этот список можно продолжать долго. Здания из списка охраняемых государством объектов имеют огромную историческую и архитектурную ценность, однако заботу о них часто возлагают на несостоятельных, во всех смыслах этого слова, владельцев. Больше половины исторических зданий Уральска находится в частной собственности, и за их сохранность несут ответственность владельцы. Если в таком здании располагаются какие-то фирмы, есть вероятность, что дом уцелеет. Пусть его и не реставрируют в полном понимании этого слова, но во всяком случае текущий ремонт там делают. Хуже обстоят дела с теми строениями, что переданы в жилой фонд. Де юре за такими домами должны следить владельцы — их жильцы. Де факто эти здания разваливаются, буквально, на глазах. Следить за домом, построенным больше 100 лет назад, а тем более ремонтировать его — дело не из дешевых.
Дом №45 по улице им. Никиты Савичева — типичный тому пример. Когда-то выглядевшее богато и надежно на фоне небольших деревянных домов, теперь это двухэтажное здание представляет собой жалкое зрелище. Обшарпанная арка, стены, отходящие друг от друга, проваливающиеся ступеньки — все это заставляет предполагать, что существовать дому осталось недолго. В нем живет восемь семей — по четыре на этаже. Для этих людей многомиллионный ремонт — дело непосильное.
— Мы делаем, что можем, — говорит жительница дома Гульнара. — Ну а что мы можем? Тут замазать, там закрасить, здесь обоями заклеить. Капитальный ремонт дома нам, конечно, не под силу. Тут одна стяжка стен стоит миллионы.
Официально этот дом аварийным не признан. Как выяснилось, для этого самим жильцам нужно нанять компанию, которая провела бы экспертизу. Это тоже стоит немалых денег, да и заниматься бумажными делами никто из обитателей дома особо не хочет.
В итоге «типовая городская усадьба 19 века» буквально разваливается на глазах. Таких домов в Уральске 25. На их ремонт нужны десятки миллионов тенге, и где брать эти деньги — никому неизвестно. Во всяком случае государство в этом отношении умывает руки.
— В Западно-Казахстанской области 173 памятника истории, культуры и архитектуры, — говорит руководитель госинспекции по охране историко-культурного наследия ЗКО Талгат ЖУСУПКАЛИЕВ. — 69 из них находятся в госсобственности — в них располагаются госучреждения, учреждения культуры и культовые объекты. Остальные — в частной собственности. За счет государства мы можем ремонтировать только те здания, что находятся в госсобственности. За остальные несут ответственность их владельцы. Те, что используются в коммерческих целях, конечно, ремонтируются, ну а жилые здания — увы, нет.
— Не хотят или не могут?
— Ну наверное, не могут. Это стоит многих миллионов.
Талгат Жусупкалиев в чем-то, может быть, и сочувствует жильцам таких домов, однако как им помочь, не знает. Дело в том, что старые дома не берет к себе ни один КСК. А без этого даже на модернизацию жилья по госпрограмме люди рассчитывать не могут. Скинуться же и сделать ремонт самим — и вовсе нереально.
В ответ на вопрос, каким образом решают эту проблему в других городах, чиновник лишь разводит руками:
— Ни в одном городе Казахстана нет такого количества старинных домов. Более старые города, конечно, есть, но памятников истории в них осталось гораздо меньше, чем у нас. А про новые города и вовсе говорить нечего. У моего коллеги из Актюбинской области, например, под охраной всего 18 объектов исторического наследия. А у меня только архитектурных памятников — почти 200, не говоря уже про археологические.
Парадокс ситуации в том, что, вместо того, чтобы бережно сохранять старинные строения, государство сбросило с себя заботу о них, как ненужный балласт. Фактически, получается, что часть исторических ценностей Уральска содержится за счет обыкновенных людей, с зарплатой часто значительно ниже средней. Ну а когда эти здания станут опасными для проживания, их, скорее всего просто снесут. Вместо них же построят новые, многоквартирные, и абсолютно современные многоэтажки, не имеющие никакого отношения к истории. В общем, если дело пойдет такими темпами, вскоре объем работ для уральских чиновников от культуры поубавится. Вместе с количеством памятников истории и архитектуры.
Лиза КИСЕЛЕВА,
фото автора
Справка «Н»
За последние пять лет в Уральске отремонтировали 10 старинных зданий. Средства на строительные работы выделялись из республиканского и местного бюджетов. Из них капитально отремонтировали 5 строений, в том числе в 2009 году привели в порядок бывший дом купца Карева. Сейчас в нем располагается областная филармония и библиотека. На капремонт потратили 83 млн тенге. В 2010-м провели капремонт в бывшем Доме врачей (ныне 3-я городская поликлиника) и в бывшем кинотеатре «Современник» (сейчас в этом здании располагается кинотеатр им. Гагарина и, непосредственно, областная инспекция по охране историко-культурного наследия). На ремонт этих зданий было потрачено 185 и 30 млн тенге соответственно. В 2012 году городская администрация провела ремонт в здании бывшей гостиницы «Россия». Израсходовав на строительные работы 80 млн тенге, чиновники переселили в новые апартаменты областной департамент труда и соцзащиты населения. И, наконец, в этом году выделили 48 млн тенге на капремонт детского сада «Шолпан», бывшего здания типовой городской усадьбы. Кроме капитальных вложений, бюджет выделял различные суммы — от миллиона до двадцати на текущий ремонт зданий.
Что касается различных НПО, то в Уральске проблемами сохранения культурного наследия не занимается практически никто. Есть лишь две группы единомышленников. Одна за счет благотворительных и собственных средств занимается восстановлением православных храмов, и еще один предприниматель несколько лет собирал средства на восстановление так называемой Красной мечети в татарской слободе, тесно связанной с именем татарского поэта и просветителя Габдуллы ТУКАЯ. Мечеть отреставрировали в 2012 году при поддержке бизнесмена Ришата Хайруллина.