Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
9 C
Уральск
16 C
Аксай
Еще

    Захолустные страсти

    В Международный день театра областной драмтеатр им. Островского порадовал уральцев премьерой спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Федора ДОСТОЕВСКОГО. Жанр постановки обозначен необычно – Мордасовские страсти.

    Между прочим, эта повесть напрямую связана с Казахстаном. Будучи в ссылке в Семипалатинске, Достоевский взялся за написание комического романа. Правда, он так и не был закончен, но кое-что впоследствии переросло в отдельные произведения («Бесы», «Село Степанчиково и его обитатели», «Подросток»). В их числе и повесть «Дядюшкин сон», которая была, по сути, отдельным куском, и доработана автором в виде провинциальных хроник для публикации в журнале «Русское слово».
    В свет повесть вышла в 1859 году, критика обошла ее молчанием, хотя в ней заметны черты фельетона и мотивы многих произведений, часть которых известна и современному читателю («Ревизор» Гоголя, «Евгений Онегин» Пушкина и другие). Впоследствии автор и сам недооценивал свое творение, считая его слабым, поскольку взялся за повесть исключительно «для возвращения к литературному поприщу после каторги» и отказывал в его инсценировке. И все же, произведение на сцену проникло. Первая постановка была в Малом театре еще при жизни Достоевского в 1878 году и с тех пор не сходит с театральных подмостков.
    Назвать легким это произведение нельзя, хотя его частенько ставят в жанре трагикомедии. Здесь мало действия и очень много длительных монологов (с полсотни страниц личного текста только у Столяровой!) и диалогов, идеальный вариант для радиопостановки. Однако главный режиссер театра Оксана МАЛУША с задачей справилась, как всегда, блестяще. За основу взяли инсценировку М. Кнебель и П. Маркова с сокращениями. Перестроили часть мизансцен, а некоторые подробности и вовсе убрали, что, впрочем, не испортило спектакля, а позволило вывести на первый план его главные идеи. И, главное, нет монотонности. Есть движение, страсть, трагедия, даже фарс, и превосходные актерские работы. Притом, что спектакль – режиссерский.
    Действие происходит в захолустном городке Мордасове, погрязшем в пошлости, скуке и интригах. Главная героиня Москалева пытается выдать замуж свою единственную дочь Зину. Сначала она привечает местного хлюста Мозглякова, а при появлении богатого Князя, несмотря на его дряхлость и слабоумие, прилагает все усилия, чтобы на Зине женился он. А Зина влюблена в учителя Васю (Алексей ЕГОРОВ, Николай РОМАНОВ), которому Москалева отказала от дома, узнав о романе дочери. Зина тоскует по умирающему Васе, сначала сопротивляется материной интриге, но потом обреченно соглашается на все, – ей одинаково противны и князь, и Мозгляков, да и весь Мордасов.
    Марья Александровна очень ловкая женщина, но ее план не срабатывает – этой дерзости местный дамский бомонд и получивший отставку Мозгляков не прощают. Тем более что Зина (Регина ФИЛАРЕТОВА, Светлана КАЛАНДАРОВА) вызывает неприязнь своей красотой и независимостью, ей явно не место среди всей этой грязи на птичьем базаре (при появлении дам раздается вороний гвалт – неплохая аллегория). А в финале мордасовское воронье, пардон, бабье, раздирает огромную куклу, изображающую Князя. Удачное решение, передающее сюжет произведения. Ведь на самом деле старичка терзали-терзали своими страстями, он и помер.
    Грязь на улицах и много грязи в душах жителей, что дает понять и оригинальное оформление авансцены – в беспорядке разбросанные кирпичи, по которым персонажи передвигаются, словно по улице с вечными лужами. Легкие, скупые и в то же время «говорящие» декорации – несколько полотен, свисающих сверху, четыре белых стула, пианино, не издающее звуков вообще, а сыгравшее гроб, да ступени на колесиках – то ли трон для паяца, то ли путь на Голгофу (художник-постановщик Максим БУДАЕВ). Эстетика Петра ФОМЕНКО, к которой так тяготеет Оксана Малуша, дала себя знать.
    Превосходно и музыкальное оформление: то мотивы на тему «Жил-был у бабушки серенький козлик», то неожиданные обрывки из симфонических произведений. Хорошо работает свет: переключая внимание зрителя на стыках мизансцен, он сам становится действующим лицом, а мордасовские дамы, несмотря на очаровательные платья и шляпки, в определенные моменты становятся скопищем чудовищ (чем не бесы?).
    Князь Насима МАМЕДОВА реально «весь на пружинках», порой потешный и наивный, как дитя, порой до омерзения сластолюбивый. Чудный старикашка, что далось, надо полагать, большим трудом. Превосходна Тамара СТОЛЯРОВА в роли Москалевой, сумевшая найти такие нюансы, что ее супердлинные монологи не становятся скучными. Сколько экспрессии в ней, хотя способы выражения достаточно скупы. Ах, как много пакостного можно облечь в мишуру красивых слов! Мозгляков (фу, ну и фамилия!) противен, не мужик – баба. При создании этого образа Андрей УРАЗОВ пошел по пути внешнего проявления мерзости, а Руслан ДЖУМАХМЕТОВ нашел более сдержанные способы показать натуру своего персонажа, но сразу становится понятно – гнилой человечишка.
    Очень понравилась Мирослава ШОНАЛОВА, сумевшая из небольшой роли приживалки Москалевой Настасьи Петровны сделать заметную фигуру. А ведь и впрямь судьбы людские вершат подчас лица второстепенные, а не «ферзи». Чрезвычайно хороши и Полковница Ларисы МУХА, язвительная, вездесущая разносчица слухов, и бестолковый, почти не говорящий Афанасий Матвеевич, муж Москалевой (Виталий КОТЕЛЬНИКОВ), и главная врагиня Москалевой – сытая и стервозная Анна Николаевна (Наталья КОПЕЕЧКИНА, Татьяна КОТЕЛЬНИКОВА)… Впрочем, маленьких ролей не бывает. И если актер не понял своего персонажа, не прочувствовал его, то и зритель его не поймет, не оценит, да и не заметит.
    – Не могу сказать, что мечтала взяться за «Дядюшкин сон», хотя Достоевского очень люблю, – поделилась после премьеры Оксана Малуша. – Материал сложный, но в труппе есть актеры, способные его оживить и материализовать. Для меня в спектакле важен артист, а не мои режиссерские придумки. Я организую актерам предлагаемые обстоятельства, говорю, ЧТО надо играть, а КАК они ищут сами. Признаться, работа над «Дядюшкиным сном» шла мучительно, спектакль собирали по крупицам, но в том и заключается ужас и прелесть нашей работы. Рада, что зритель нас понял.

    Анна ПАНИЩЕВА,
    фото Георгия СЕМЕНОВА

     


     
    Предыдущая статьяМинимум «бронза»
    Следующая статьяНародный доктор
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Уральские студенты возвели в городе 15 км дамб

    Студенческий ректор Западно-Казахстанского университета имени М. Утемисова Дархан Куатов...

    Бадминтону все возрасты покорны

    Одним из самых зрелищных и интересных видов спорта в...

    Рекомендуем

    В ЗКО на борьбу с комарами могут понадобиться дополнительные средства

    Ежегодные работы по травле гнуса планируются заранее, но большой...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл