22 декабря отмечается День энергетика. С нашими мастерами не страшен никакой Армагеддон.
В каждой профессии есть свои хитрости, свои казусы и байки. Энергетики – народ простой, художественно расписывать происшествия не любят, тем более что технические нюансы не всякому слушателю понятны. Думаю, прочитав мои записки, вы поймете: нашему человеку конец Света не грозит.
Лед и пламень
Отработав трудную недельную командировку в райцентре Чингирлау по ремонту и наладке релейной защиты, мы собирались домой, но получили задание заехать по пути в бывший райцентр Федоровку, там какая-то мелкая неисправность. С утра около нуля и ледяной дождь со снегом.
Ехали, учитывая гололедицу, долго, но подъехали вовремя: горел один трансформатор из двух, а в нем – девять тонн масла. Из-за сильного ветра на одной линии 35 киловольт ветром схлестнуло провода, они сварились дугой, и возникло мощное короткое замыкание. На тягах, отключающих выключатель линии, нарос лед и отключения не произошло. По той же причине не отключился и ввод 35 кВ трансформатора. Внутри трансформатора от огромного тока сгорела изоляция, масло стало кипеть, в большом количестве выбрасываться через аварийный слив, разливаясь рядом и продолжая гореть.
Возле трансформатора есть ограждение и насыпан крупный щебень, чтобы в подобных случаях масло утекало в специальную сливную емкость. В этот раз щебень был покрыт льдом, масло накапливалось, грозя перелиться через край ограждения и поджечь второй трансформатор, который был рядом. В этом случае большой поселок остался бы без электроэнергии. Приехавшие пожарные не собирались, да и права не имели, лезть под высокое (очень высокое!) напряжение в 110 тысяч вольт.
К счастью, лед от горящего масла растаял, масло начало утекать под землю, а потом защита все-таки сработала и горящий трансформатор отключился, а второй остался невредимым. Нам же досталась работа по установке нового трансформатора взамен сгоревшего, – еще неделя тяжкого труда в обстановке, похожей на взрыв мощной авиабомбы.
Дуга в 110 тысяч вольт
Как-то в командировке мы с молодым инженером, выписав наряд, гуляли по территории, пока дежурный готовил рабочее место. Ему надо было отключить выключатель – такое большое устройство из трех вертикальных элементов, по числу фаз. Сначала выключают выключатель, потом раздвигают мощные контакты, чтобы издалека был виден разрыв в цепи. Наверное, многие видели у комнатного выключателя, как при его отключении всегда проскакивает искра? Так вот, если раздвигать контакты, не выключив выключателя, там будет огромная искра – высоковольтная дуга.
Наш опытный дежурный почему-то стал раздвигать контакты, не отключив выключателя. Итак, гуляем мы и вдруг слышим рев тысячи тигров. Смотрим, на контактах (а их три пары, ведь три фазы), три ярко-фиолетовые дуги длиной метров по шесть-семь. Был сильный ветер, плазма уходила далеко, но потом возвращалась. И ревела с частотой 50 герц.
Надо было бы сразу вернуть контакты назад, но дежурный, наоборот, быстро их раздвинул, а ветер дуги сдул, контакты не успели оплавиться. Сразу звонок областного диспетчера: «Что там у вас?!?!» Прикидываюсь дурачком, говорю: «Мы наряд выписали и вздремнули. А что было-то?» Диспетчер говорит: «Приборы зафиксировали большой бросок тока. Дежурный сделал ошибку (и рассказывает то, что описано выше – знаток сразу все понял). Стою на своем, мол, ничего не видел, а дежурный у нас опытный, ляпа быть не может. Диспетчер понял, что от меня ничего не добьется, пригрозил разбирательством.
Досталось бы на орехи всем, но нас спас… замминистра энергетики. Вернее, его визит. В этот день на входной областной подстанции на 220 тысяч вольт принимали высокого гостя, а для обеспечения его безопасности все оградили лентой от видеомагнитофона. Но это вещь токопроводящая, сильным ветром ее обрывки несло на провода, что вызвало около десяти отключений оборудования. На фоне этого бардака наш случай прошел незамеченным.
Владимир ОЗЕРОВ