Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
13 C
Уральск
11.8 C
Аксай
Еще

    Хранитель богатства степняков

    Нужно сказать честно, что к авторской идее рассказать об истории сохранения в Казахстане знаменитой кушумской породы лошадей собеседник отнесся вначале без особого энтузиазма. Однако когда я стал горячо доказывать необходимость сохранения для потомков столь ценного факта, указывая на возможность рассказать о своих предках, он явно оживился и задумчиво отметил: «Наверное, вы правы.
    Я чувствую обязанность рассказать о своем отце, который даже сегодня, когда его нет с нами, помогает нам, всей большой семье Бекмашевых».
    Итак, мой собеседник Бекмашев Наурыз Негметович, — человек, которому мы во многом обязаны сохранением кушумской породы лошадей.

    — Даже спустя много лет после того, как не стало отца, вы очень тепло вспоминаете о нем.
    — У нас большая семья, — из-за тяжелого ранения мой отец, Бекмашев Негмет никогда не видел нас, своих 9 детей — 4 сыновей и 5 дочерей. Но мы никогда не чувствовали недостатка внимания к себе. Отец, любя нас, одновременно был очень требовательным к учебе и воспитанию, — и, в сущности, мы получили «двойное» образование, в школе и дома. Я с отличием закончил среднюю школу, весной 1975-го был призван в армию, по службе бывал в разных городах Западной Украины. После демобилизации учился на факультете механизации Зап.Каз.СХИ, был старостой группы. Не могу не отметить высокое качество подготовки преподавателей, их требовательность, не случайно, многие из выпускников курса стали руководителями предприятий и организаций.

    — Как сложилась Ваша трудовая биография?
    — После получения диплома в 1982 году работал инженером в Джангалинском районном управлении «Сельхозтехники», в том же году женился. Через год стал старшим инженером, еще через два – главным инженером райсельхозуправления. В те годы очень много пришлось поездить по командировкам по заводам и предприятиям по разным городам Советского Союза: Москва, Минск, Сызрань, Ульяновск, Чимкент… Опыт приходил быстро, в 1987 году мне предложили стать главным инженером конезавода «Красногорский», головного по селекции и воспроизводству кушумской породы. Я согласился и с тех пор уже не расставался с этими местами. В 1992-м стал директором конезавода.

    — Наверное, это были очень трудные годы для конезавода, 90-е? Многие хозяйства их просто не пережили, навеки растворившись в смутных временах.
    — У нас ситуация была иная, кризисные явления середины 90-х конезавод обошли стороной. Два года подряд – 1992-й и 1993-й — удавались хорошие урожаи зерновых, у нас были отличные сенокосы. В сущности, для многих хозяйств в те годы мы стали кормовой базой. Сено вывозили в Озинский и Аркадакский районы Саратовской области, в Атыраускую область. Да и нашим, уральцам мы тоже помогали, зеленовцы у нас запасались кормами. Мы сохранили кооперационные связи с научными и исследовательскими учреждениями. Например, 100 голов кобыл регулярно закупали в знаменитую Тимирязевскую Академию в Москве, а также Пермский комбинат биопрепаратов1. Из Пермской области возили лес, — именно в те непростые для страны годы мы продолжали строительство, подняли 27 жилых домов, активно занимались организацией обеспечения населения технической водой.
    К очередному витку реформирования сельского хозяйства, случившемуся в 1997 году мы пришли вполне успешным крепким хозяйством. Нам удалось сохранить более 3,5 тысячи племенных лошадей кушумской породы.
    Реформа предполагала разделение хозяйств между акционерами, доли определялись соответствующей комиссией, в которую входили 15 человек. С таким трудом сохраненное поголовье было роздано работникам, мне досталось 47 голов лошадей. Считаю, что реформа та была поспешной, не учитывала интересов и специфики племенных хозяйств. Не может мелкий единоличный хозяин обеспечить правильную селекцию, научное сопровождение племенного хозяйства. Здесь очень нужна была поддержка государства.
    С болью приходилось наблюдать, как некоторые земляки продавали лошадей, резали на мясо, дарили в качестве подарков на свадьбах. В те годы участились факты скотокрадства, под угрозой стало само существование кушумской породы, созданной титаническими усилиями нескольких поколений ученых и животноводов. Мы неоднократно говорили об этом, я получил горячую поддержку бывшего акима Жангалинского района Мергалиева Тулегена Тастаевича. Благодаря ему, попал на прием к вице-премьеру Карибжанову Ж.С., одновременно бывшего министром сельского хозяйства. Внимательно выслушав меня, он задал ряд уточняющих вопросов и высоко оценил предложения по сохранению в республике кушумской породы. Вице-премьер немедленно подписал приказ по министерству сельского хозяйства № 666 от 16.10.1999г., в соответствии с которым созданное мною ТОО «Кушум» было определено в качестве конезавода с задачей сохранения генофонда кушумской породы. И опять одним из первых, кто поздравил с подписанием приказа, был Тулеген Тастаевич. Он, как никто другой, понимал важность этого документа для меня, для района, науки и производства в целом.

    — Кстати, о науке. Каким образом обеспечивается связь конезавода с научными учреждениями?
    — На следующий год после создания ТОО «Кушум» ко мне обратились, декан зоотехнического факультета ЗКАТУ Нигметов М.Т. и гл.специалист отдела коневодства НИИ сельского хозяйства и ветеринарии (г.Алматы) Степачев В.В. Убедившись, что я сохранил все необходимые для дальнейшей научной работы данные, они использовали их для участия в тендере по усовершенствованию кушумской породы в направлении улучшения племенных и продуктивных качеств. Наше плодотворное сотрудничество продолжается до настоящего времени.

    — Можно задать вам каверзный вопрос? А для чего Казахстану сегодня сохранять племенное животноводство, не проще ли купить готовую импортную сельскохозяйственную продукцию, вполне качественную и недорогую?
    — Такое решение было бы наверняка ошибочным. Заманчивое с финансовой точки зрения, оно чревато в перспективе многими проблемами. Среди них наиболее явные — разорение отечественных хозяйств, утрата возможности самообеспечения продуктами и связанная с этим угроза продовольственной безопасности страны, ее независимости. Достаточно?
    Уверен, потенциальные возможности Казахстана по созданию высококачественных продуктов питания далеко не исчерпаны. Природные условия нашей страны не сложнее Австралии, завалившей мир дешевым мясом; географически мы расположены даже выгоднее. Все, что нужно сделать, — создать условия для эффективной работы сельского хозяйства, тогда мы еще себя покажем.

    — У вас немалый опыт работы, наверняка за многие годы появились мысли, предложения об улучшении условий работы в селе?
    — Конечно, и об этом высказывался неоднократно. Например, во время приезда министра сельского хозяйства в Уральск в 2010 году на совещании я сформулировал кратко и понятно. По моему убеждению, если государство намерено сделать работу в сельском хозяйстве привлекательной и престижной, если мы хотим сохранить традиционное для казахов скотоводство и упрочить его позиции на мировом рынке, нужно предпринять 6 вполне конкретных и понятных действий.
    Во-первых, снизить для животноводов и механизаторов пенсионный возраст до 55 лет, по аналогии как это было в СССР, это весьма серьезный стимул.
    Второе, не следует недооценивать возможности морального поощрения, людей нужно стимулировать за их нелегкий труд, чествовать должным образом. Вспомните, кто еще относительно недавно был самым уважаемым человеком? Правильно, передовики производства, это животноводы, трактористы, комбайнеры. Им выделялись без очереди машины, бесплатные или льготные путевки на отдых в санатории или даже за границу, их окружали вниманием, не обделяли наградами. Понятно, что сегодня условия изменились принципиально, но что-то из полезного опыта советских времен вполне можно позаимствовать.
    В-третьих, государству нужно серьезно подумать над улучшением условий сельчан. Не отрицаю, многое уже делается, но этого явно недостаточно. Совершенно ненормально, когда в XXI веке люди в глубинке продолжают жить без света, газа, без дорог. Разве такое существование может быть привлекательным?
    Четвертое, нужно помочь главам крестьянских хозяйств. О чем речь? О создании сервисной службы на селе, которая бы занималась строительными работами, ремонтом техники. Ведь ситуация парадоксальная — мне нужно, к примеру, построить дом, однако на селе специалистов нужных нет, нужно везти из города, где-то размещать и т.д.
    Очередная предлагаемая мною мера связана с решением важного для сельчан вопроса получения краткосрочных кредитов. Специфика сельского производства такова, что нередко возникает необходимость финансовых средств именно на короткий период времени. 3-5 месяцев, например, до уборки урожая. Сегодня такие кредиты практически не выдаются, банкам это невыгодно, они не успевают за короткий срок заработать свои проценты. Но если мы заинтересованы в развитии сельского хозяйства, интересы банковских структур не должны быть приоритетными. Нужно создать финансовые инструменты именно в интересах работающих на селе, раньше такие функции выполнял Агропромбанк.
    И в-шестых, следует пересмотреть существующую программу страхования рисков. Сегодня она явно неэффективна, частные банки-страховщики всегда найдут формальные причины для того, чтобы не выплачивать страховые суммы, у нас сельчанин почти всегда является пострадавшей стороной.
    Я уверен, что если удастся реализовать хотя бы часть моих предложений, уже очень скоро мы ощутим их эффективность.

    — Судя по интонациям в голосе, любите своих питомцев, дорожите ими?
    — Я казах, горжусь причастностью к традиционному для степняков коневодству. Основа любого хозяйства – финансовая, однако даже при этом мне не все равно, кому продавать своих лошадей. Не буду называть фамилии, ко мне неоднократно обращались с такими просьбами люди с сомнительной, даже «бандитской» репутацией. И им я всегда отказывал.
    Может быть, это не скромно, но я испытываю гордость за то, что имел самое непосредственное отношение к сохранению в Казахстане генофонда кушумской породы лошадей. Это было нелегко, но мы это сделали. И в отличие от ситуации пятнадцатилетней давности, угрозы уничтожения кушумской породы сегодня не существует, она успешно размножается, — только на территории нашей области ее разведением занимается 6 крестьянских хозяйств. Но ТОО «Кушум» был первым в этом ряду, к тому же основная масса лошадей кушумской породы в хозяйстве представлена животными класса элита. Мне не стыдно об этом рассказывать детям и внукам.

    Мы засиделись за разговором далеко за полночь, собеседник с гордостью рассказывал об истории создания кушумской породы лошадей, в том числе о неоднократных приездах в Уральскую область Семена Буденного, лично контролировавшего в СССР коневодство для нужд Красной армии. Уже потом, работая над полученными материалами и изучая дополнительную литературу, я обнаружил интересное совпадение: история семьи Бекмашевых причудливым образом неоднократно пересекалась с жизнью легендарного советского кавалериста № 1.
    Думаете, преувеличение? Судите сами: Семен Буденный дважды в 30-40 годы прошлого столетия инспектировал ход отправки лошадей в войска в уральских степях, где жили предки героя нашей публикации, которому в XXI веке предстояло спасать генофонд кушумской породы. Еще одно совпадение: созданная Буденным Первая Конная Армия особо отличилась в 1920 году при освобождении украинских городов Житомир, Бердичев, Новгород-Волынского. Если читатель помнит, молодому радиотелеграфисту Наурызу Бекмашеву почти через шестьдесят лет предстояло проходить в этих краях службу.
    И еще, общее руководство Юго-Западным фронтом летом 1941 года, в составе которого сражался с фашистами Негмет Бекмашев, осуществлял маршал Советского Союза Семен Буденный…

    Максот СЕРГАЛИЕВ


     
    Предыдущая статьяПробился в тройку
    Следующая статьяЗаписки энергетика
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Уральская спортсменка получила лицензию на Олимпиаду

    19-летняя спортсменка из Уральска Мария Бровкова в паре с...

    Чаган вновь начал расти

    Согласно гидрологическому бюллетеню, за четыре часа с 12.00 часов...

    Рекомендуем

    Казахстанский бадминтонист примет участие в Олимпийских играх

    Дмитрий Панарин отыграл 27 турниров и набрал необходимое количество...

    В Уральске, Атырау и Костанае запущены онлайн-трансляции противопаводковых мероприятий

    Как проходят противопаводковые работы можно посмотреть онлайн на сайте...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл