Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
3 C
Уральск
5.1 C
Аксай
Еще

    «Джут». Одиночная премьера

    В четверг, 30 июня, в областном драматическом театре им. А.Н. Островского состоится премьера драмы «Джут» по мотивам одноименной пьесы московского журналиста и драматурга Олжаса ЖАНАЙДАРОВА в постановке главного режиссера театра Оксаны МАЛУША.

    Для начала несколько слов об авторе. Этнический казах Олжас Жанайдаров работает журналистом в окружной московской газете «Северо-Запад». Родился в Алма-Ате в 1980 году в семье военного, с семи лет живет в Москве. Образование получил российское. После успешного окончания экономической академии им. Г.В. Плеханова несколько лет работал менеджером в турфирме, администратором в гостинице. В журналистике с 2003 года. В качестве писателя дебютировал в 2005 году. В его творческой копилке четыре повести, роман «В середине дождя», ряд рассказов, некоторые из них легли в основу сценариев и экранизированы. Драматургический дебют состоялся в 2009 году, пятая пьеса «Джут» вышла в свет в 2013 году и сходу заняла первое место на Всероссийском драматургическом конкурсе «Действующие лица-2013», третье место на Международном конкурсе современной драматургии «Свободный театр-2013» в номинации «Пьеса». Первая постановка пьесы «Джут» на исторической родине автора состоялась в ноябре 2015 года на камерной сцене государственного академического русского театра драмы имени Лермонтова и была названа событием года. А на IV международном театральном фестивале спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА» в Челябинске спектакль «Джут» по пьесе Олжаса Жанайдарова от Башкирского театра драмы имени Мажита Гафури стала открытием.

    Теперь о самой пьесе «Джут». Она состоит из четырнадцати сцен, действие нечетных происходит в начале 1930-х годов в течение месяца где-то в Казахстане, действие четных сцен – в наши дни в Москве, в гостинице. Эти две параллельные линии повествования, идущие то в вымирающих казахских степях почти столетней давности, то в современном пресыщенном столичном мирке, не просто контрастируют – держат нерв. В общем, знакомый и понятный современному читателю и зрителю стиль.

    Удивительно, что тема Великого джута 30-х годов, уничтожившего, по оценкам ученых, до двух миллионов казахов, поднята именно московским автором. К слову, по данным академика Асфендиярова, джуты в казахской степи – явление периодическое, когда погибало до 60% скота, вымирали целые кочевья, в степи – массовый падеж сайги, архаров, куланов, дроф и других животных и птиц. Например, зимой 1879-1880 годов вся степь от Западного Китая до реки Урал, от Иртыша до Сыр-Дарьи покрылась гололедом. Из 12 миллионов голов скота погибло более шести. А вот Великий джут 30-х годов стал результатом «коллективизации» и принуждения кочевников к оседлости, когда население еще не успело оправиться от перенесенного джута 1927 года.

    В страшной истории одной молодой семьи, как в капле воды, отразилась трагедия целого народа. Нам, ныне живущим, трудно представить, что отец отрезает себе два пальца, чтобы накормить умирающего сына, хоронит свою грудную дочку в студеной реке, привязав к ней тяжелый камень, чтобы ее тело не съели голодные люди, как это случилось с сыном. И что пережил Ахмет, когда его жена, не выдержав гибели детей и беспредел бельсенды (активистов коллективизации), кончает собой, воткнув нож себе в предсердие, чтобы… накормить мужа!

    Присутствуют в пьесе некоторые фактические неувязки, к примеру, с историей казахской письменности автор явно не знаком. Есть и модная нынче «обнаженка»: Ербол уговаривает написать про джут московскую журналистку, приглашает ее  в номер «попробовать курт», насилует, а потом еще и порет камчой, «чтобы не изменяла мужу». Эти столичные «изыски» в  уральской постановке снивелировали, акцентировав внимание на исторической части. В любом случае, эта постановка-эмоция не оставит равнодушным никого.

    В спектакле заняты актеры Руслан ДЖУМАХМЕТОВ (Ахмет), Элеонора БАКТЫГЕРЕЕВА (Сауле), Светлана КАЛАНДАРОВА (корреспондентка), Светлана РОМАНОВА (официантка), бельсенды и народ – актеры театра. В роли Ербола выступили художники Сакен ЖАНГАЗИЕВ/Мурат МАМБЕТОВ. Художник-постановщик Максим БУДАЕВ, хормейстер – Любовь МУТАГАРОВА, хореограф – Лариса СТАНИЧНАЯ, музыкальное оформление – Татьяна КОВАЛЕВА.

    Анна ПАНИЩЕВА


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В eGov mobile казахстанцам предлагают пройти опрос о времени

    С 1 марта на территории всей страны стал действовать...

    В Казахстане обсуждают вопрос эвтаназии бродячих собак

    В законопроект «Об ответственном обращении с животными» предлагается внести...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл