Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
3 C
Уральск
10.1 C
Аксай
Еще

    Азамат ХАЛЕЛОВ: «Паводковые мероприятия закончены. Самым сложным был первый этап»

    К началу ноября власти Уральска отчитались о том, что всем пострадавшим от весеннего паводка 2024 года были выданы квартиры и дома взамен утонувшего на дачах жилья. Как власти справлялись с нахлынувшей стихией, и какие выводы были сделаны на будущее — «Н» рассказал заместитель акима Уральска Азамат Халелов.

    Малика УАХИТОВА

    Паводок 2024 года, случившийся после многолетнего так называемого маловодного периода длинною в полтора десятка лет, нанёс огромный ущерб жителям дачных массивов. По официальным данным, свои дома – единственное жильё, потеряли 2 500 семей. В городе, а затем и во всём регионе был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Все меры, принимаемые жителями дач в борьбе с надвигающейся стихией, как показало время — не принесли желаемых результатов. Смогли ли с задачей справиться власти — рассказывает Азамат Халелов.

    О большой воде и положении дачников

    В этом году большая вода пришла в наш регион, в том числе и в город Уральск. Огромная работа была проведена жителями города и местным исполнительным органом — по городу начали возводить дамбы и защитные сооружения. Ожидаемый объём воды в город не пришёл. Вода не зашла в город, хотя сценарий был один из худших за историю. Однако от паводка пострадали дачи.

    В городе свыше 170 садовых товариществ, во многие из них вода зашла, и пострадали наши дачники. На тот момент, согласно законодательству, дачами считались участки, расположенные в поймах рек, в рекреационных зонах. То есть в затапливаемых зонах. Всегда так было, что дачи топило, и даже свет там давали только на летний период — в апреле включали и в ноябре отключали. Но так как больше 15 лет не было большой воды, люди обжились на дачах и жили там круглогодично. Потому что государство позволило протянуть инженерные сети — газ, воду, электричество. И даже организовали подвоз детей в школы. И наши граждане, так как земля в городе дорогая, обжились на дачах — построили добротные дома.

    О финансовой помощи и выплатах

    С момента затопления жителей эвакуировали. Было объявлено, что те, кто пострадал должны написать заявление в течение двух месяцев на компенсацию ущерба. 10 492 человека написали заявление о том, что их имущество пострадало. Была выплачена единовременная компенсация в размере 100 МРП, далее на причинённый ущерб движимого имущества — это холодильники, телевизоры, плиты — свыше восьми тысяч человек получили выплату до 150 МРП.

    Те, у кого это сооружение или дача было признано единственным жильём, государство взяло на себя ответственность, в случае аварийности дома, предоставить новое жильё, или если это возможно дальнейшее проживание в это доме возместить расходы на его ремонт.

    О самом сложном в работе властей

    Самым сложным был первый этап. На момент паводка в стране действовал закон, что затопленные территории — это дачи, территории для ведения садоводства и претендовать на возмещение ущерба дачники не могли. Потому что было понятно, что участки расположены в рекреационных зонах, в поймах рек — они и так затапливаемые. Но после потопа, многие люди вышли на улицы, и было поручение президента о том, что без помощи и поддержки никто не останется.

    Самый сложный момент был, когда надо было переписывать законодательство. Мы тут столкнулись сразу с несколькими проблемами. У многих дачников не было полного пакета документов — было решено не смотреть на наличие некоторых документов, например, техпаспорта на дом. Ещё был объявлен мораторий, который действует до конца 2026 года — то есть многие не могли даже оформить дома, и жили там только на основании членской книжки. Ещё одной проблемой стало то, что у многих остались сельские дома или доли в домах и квартирах до 50%. Но по факту, там жили другие родственники. В этом случае было принято решение, если есть доля в другом жилье до 50 процентов, то человеку возмещали ущерб. Ещё частыми стали случаи, когда у семьи было общежитие, а они жили в доме на дачах. Семью из нескольких человек переселить в общежитие в 20-30 квадратных метров, понятно, что не получится. Было принято решение — не брать в учёт наличие общежития.

    Этот момент, когда нужно было переписывать законодательство стал самым сложным. Остальное уже стало делом техники, и это позволило многим нашим гражданам получить новое жильё.

    О пострадавших и оставшихся участках

    По городу у нас больше 22 тысяч дачных участков. Из которых 2,5 тысячи уже изъяли, это те, кому было предоставлено жильё. Получается, это только десять процентов от всех дач, 90% участков так и остаются у собственников. Но при этом, остались дачные общества, где есть пять домов, десять домов. И возникает вопрос смогут ли они обслуживать электросети, трансформаторы, поливные насосы за свой счет, ведь государство ничем здесь помочь не сможет. Скорее всего для пяти человек, оставшихся на дачах — это неподъёмные суммы. Поэтому в дальнейшем будет закрытие кооперативов, где осталось меньше всего участков, которые будут объединены в один самостоятельный, или эти участки будут изыматься, а их стоимость компенсироваться. При компенсации будет учитываться рыночная стоимость и оценивать будут строения, если они там есть. Если будут объединять участки в один кооператив, то земля будет предоставляться в более благоприятных районах.

    Из тех 200, что оставались без жилья по разным причинам — часть из них уже получили квартиры от волонтёров. Так было построено больше 50 частных домов.

    Число тех, кто остался без жилья, ежедневно уменьшается. Кто-то юридически доказывает, приносят новые документы, показывают, что им положена компенсация.

    Точную цифру тех, кто остался без жилья, мы точно сказать не можем. Меньше двух сотен.  Если суд подтвердит, что это жильё было единственным, то мы обязаны будем предоставить жильё. Мы будем строить дома.

    О выводах и планах

    Сейчас мы уже готовимся к паводкам 2025 года. Но все, что было в этом году с выплатами и компенсациями было одноразовой акцией. Ведь у всего есть обратная сторона, здесь этой стороной стала массовая скупка домов, их переписывали на людей, у которых нет жилья, чтобы получить дом или квартиру от государства. Весь смысл этого года был в том, чтобы тех, у кого дача была единственным местом жительства — переселить в город. Есть единичные случаи, по которым идут разбирательства в суде. Был плохой опыт 2011 года, когда кампанию неправильно провели — не правильно изъяли все дома и так далее. Чтобы не наступать на те же грабли, мы сейчас полностью изымаем участки земли, на которых располагались дачи.

    Сейчас, когда человек получает новое жильё, он сначала пишет нотариальное заверение, что он полностью отказывается от дачного дома. Далее государство его сносит за счёт подрядных организаций и там остаётся голая земля. И по второму кругу или по третьему эта земля в собственность выдаваться не будет. Эти земельные участки останутся на балансе у государства.

    Также возникает второй вопрос о продовольственной безопасности наших жителей, ведь какая-то часть покрывалась за счёт того, что предоставляли дачники со своих огородов. В планах передать эти земли в аренду местным компаниям, которые смогут построить теплицы, выращивать культуры, чтобы обеспечить продовольственную безопасность нашего города. Участки будут выдавать в аренду, а государство будет зарабатывать, опять же, за счёт аренды земель. Скорее всего, мы пойдём по этому пути.

    Фото автора


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В ТОО «Зап-Каз РЭК» новый генеральный директор

    На пост первого руководителя ТОО «Западно-Казахстанская РЭК» назначен Бауржан...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл