Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-2 C
Уральск
3.1 C
Аксай
Еще

    Зная цену жизни

    В этом году отмечается 79 лет Великой Победе. Славу подвига тех самоотверженных людей, участвовавших в противостоянии фашизму, сложно переоценить даже спустя столько времени – слишком многое было на кону. Их жизнь была полна лишений еще до войны, но это позволило закалить характер и быть готовыми к новым испытаниям. Константин Леонтьевич Кочережкин, подшефный ветеран ГК «Конденсат», застал самый конец войны, причем в тот день, когда он прибыл на Дальневосточный фронт, в Европе уже объявили о Победе, однако ему ещё пришлось повоевать.

    Роман ДРОЗДОВ

    Так закалялась сталь

    Стоит отметить, что известное выражение Ницше о том, что трудности, если не убивают, делают сильнее, вполне справедливо. В юности Константин Кочережкин пережил смерть отца, голод и тяжелый колхозный труд. В 17 лет добровольно пошел на фронт. Вся его жизнь – это вызов судьбе и собственной силе воли. И сегодня в свои 96 лет Константин Леонтьевич еще полон энергии, бодрости, а ясность его ума вызывает просто восхищение. Он без труда достает из копилки своей памяти самые мельчайшие подробности давно минувших дней. Дочь ветерана войны Валентина Константиновна говорит, что это заслуга природной выносливости, закалки, здорового образа жизни и ежедневных физических упражнений.

    Константин Кочережкин является коренным уральцем, он родился в городе в 1927 году, хотя прожил здесь недолго. Когда ему исполнилось шесть лет, умер отец, и семья оказалась в затруднительном положении. Мать и трое маленьких сыновей переехали к родственникам в поселок Новенький (ныне Достык). Несмотря на это, вскоре в семье вновь встал вопрос о выживании. Тяжело в эти годы было всем. Кормить детей стало совсем нечем, и двоих сыновей решено было отдать в детский дом, третий был еще грудничком, его мать оставила. Косте тогда было всего шесть лет, он был самым старшим ребенком.

    — Детдом был недалеко от рынка в Уральске, – вспоминает Константин Леонтьевич. – Моя крестная привела нас и говорит: «Когда будут заводить детей вечером, вы пристройтесь рядышком и идите, вас никто не выгонит». Делать нечего, стоим, ждем, а там конюшня была, слышу: кто-то зовет нас. Это двоюродный брат по линии матери – Филипп, он приехал к дедушке, который заведовал лошадьми, в колхозе голодно было. Я схватил братишку – и к нему, пролезли в сарай, рассказал ему, что да как, потом пошли к крестной – тогда не заблудишься, строений было мало в городе. Нас оставили переночевать, накормили, а утром решили отвести обратно в детдом. Поэтому чуть светать стало, я братишку взял, и мы убежали. Пешком дошли до старого аэропорта, там нас подобрал наш сосед, милиционер, на повозке. Он подвез нас до Новенького и уехал. Подходим к дому, видим, мать сидит, плачет, женщины собрались вокруг нее, утешают. И мы тут заявляемся… Она говорит, ну что ж, айдате, умирать – так вместе будем.

    Но вопреки всему выжили. Как говорится, голь на выдумку хитра. С ранних лет Костя наловчился в ловле сусликов – это послужило заделом для увлечения, которое стало страстью на всю жизнь. Кочережкин окончил только три класса школы, в жизни мальчика были задачи поважнее учебы. Он стал работать в колхозе, помогать взрослым. Но первым его делом стала охота на зайцев, которая приходилась не только по душе, но и приносила практическую пользу. Этим промыслом Константин Леонтьевич с удовольствием занимается и сейчас, правда, уже не так активно, как раньше.

    Осколок войны

    Но в мирные дела вмешалась война. Всех мужчин забрали на фронт, на целое село осталось только пять старших парней, ровесников Константина Кочережкина, которым не было еще и четырнадцати, остальные были совсем мальчишки. На их плечи тяжкой ношей легло бремя крестьянского труда, с которым справился бы не каждый взрослый.

    – Работали, куда пошлют. В 1943 году был большой неурожай, ни сена, ни хлеба. Нас отправили в Каратобинский район гнать скот и косить сено, всех пятерых. Еды не было, то, что нам дали, мы съели в дороге. Что делать, приходилось ходить по аулам, просить. Добрые люди не дали умереть с голоду. Очень тяжело было, мы ведь пацаны совсем, решили оттуда бежать. Но уже осенью всю нашу семью отправили в Каратюбу на зимовку, где мы пасли 300 голов скота. Благо, зимы там намного мягче, – рассказывает Константин Леонтьевич.

    Повестку 17-летний Константин получил в 1944 году. Друзья его прошли медкомиссию, а Кочережкина забраковали – не дорос.

    – Меня не хотели брать, не прошел по росту: должно быть минимум полтора метра, а я был в то время ростом 1 метр 49 сантиметров, одного сантиметра не хватило. Другие ребята уже прошли. Я выхожу, они стоят, спрашивают: ну что? Я говорю: сказали приходить, когда подросту. Друзья мои начали меня уговаривать, мол, война скоро кончится, иди, попросись. Ну, я и пошел к полковнику, говорю: так и так, друзья уходят, я тоже с ними хочу. Офицеры посмотрели на меня и сказали: «Жди повестку», – говорит ветеран.

    И Кочережкин отправился на фронт со своими друзьями в Башкирию, в город Белебей, записали их в 49-й запасной полк. Шесть месяцев новобранцы проходили обучение. Потом однажды вывели строй и просто разделили пополам – одной половине выпал жребий отправиться на Дальний Восток. Там друзья впервые взглянули в лицо войне.

    – Самое интересное, – с воодушевлением рассказывает Константин Леонтьевич, – На Дальний Восток мы приехали 9 мая 1945 года. Утром встаем, все кричат: Победа! Война закончилась!

    Однако война окончилась пока только для Европы, а на другом конце материка бойня все еще продолжалась. Японские милитаристы, претендующие на территории соседних стран, были не намерены сдаваться. В первый же день новоприбывший взвод потерял своего командира. Константин Леонтьевич с горечью вспоминает, как раненых и убитых вывозили повозками, как приходилось рыть окопы, стоя по пояс в ядовитых водах болота, как от протяженных марш-бросков через тайгу все тело болело так, что даже не было сил подняться, чтобы поесть. Целый месяц бойцы продвигались к китайской границе, где затем строили оборонительные сооружения и огневые позиции для минометчиков. Кочережкин воевал на Первом Дальневосточном фронте с 9 августа по 3 сентября 1945 года, служил в минометной бригаде связистом, под пулями и осколками от взрывов бомб искал обрывы и восстанавливал связь.

    – В конце войны мы окружили Квантунскую армию. Мы были в резерве главного командования минометной бригады, три полка, нас направили в Харбин, там был тяжелый бой. Японцы заняли такое удобное место на сопке, где они сделали подземные ходы, очень хорошее укрепление. Все три минометных полка начали их глушить, а утром  самолет наш полетел на разведку, проверил, нет никого – все ушли, – рассказывает Константин Леонтьевич.

    Война с японцами, по словам ветерана, закончилась для всех неожиданно. Это было 3 сентября. Ратные подвиги Кочережкина не остались незамеченными, он был награжден медалью «За боевые заслуги», медалью «За победу над Японией», орденом Отечественной войны II степени.

    Продолжил службу наш герой там же, на Дальнем Востоке, их бригаду распределили у озера Ханка, затем расформировали, солдат перебросили в истребительно-противотанковую бригаду. Здесь, в суровом краю болот и тайги, Константин встретил земляка из родного Уральска, который служил в чине младшего лейтенанта. Сначала не узнал – война многих изменила – а потом вспомнил по одной незначительной, казалось бы, детали – Анвар, так звали молодого офицера, угощал его и товарищей папиросами. В то время это был широкий жест, с куревом была напряженка.

    Новообретенный знакомый помог Кочережкину попасть на службу в Германию, где он прослужил до 1951 года. Дембель Константин Леонтьевич встретил в звании младшего сержанта. На военных сборах уже в мирное время, которые ветеран проходил на Тоцком полигоне в Оренбургской области, он был удостоен звания сержанта.

    На мирном поприще

    5 июля 1951 года Константин Кочережкин вернулся в Уральск после службы. И тут новая задача – куда пойти. Семь лет он провел в армии, мирной специальности не приобрел. Сперва устроился в железнодорожное депо помощником кочегара на пассажирских поездах, была попытка поработать в колхозе, но не сложилось. Снова вернулся в город и устроился на мясокомбинат в цех холодильных установок грузчиком. На предприятии заметили его талант к разделыванию туш – навыки охотника тут пригодились – и отправили на распиловку в бойню. Однако по здоровью вскоре пришлось отказаться от хорошей, высокооплачиваемой должности. Константин Леонтьевич решил, что нужно осваивать что-то новое. По чистой случайности ему предложил отучиться на сварщика, за месяц он освоил профессию и уже как квалифицированный специалист продолжил работу на мясокомбинате. Здесь же он познакомился со своей будущей супругой Людмилой Ивановной, с которой прожил в браке почти 60 лет. Вместе они вырастили четверых детей, семь внуков и 11 правнуков. На мясокомбинате Константин Леонтьевич проработал до самой пенсии.

    Фронтовых фотографий у ветерана нет, да и о войне он предпочитает не вспоминать. Самое старое фото со дня свадьбы – оплывшаее от времени, но занимающее почетное место в доме Кочережкиных.

    А вот фотографий с различных мероприятий по случаю празднования Дня Победы у ветерана много, как и медалей, звенящих кольчугой на его груди.

    – Ни одного праздника не было, чтобы меня не награждали. Каждый год приглашают участвовать в Параде или в возложении цветов. На 70-летие Победы был на Параде в Астане, встречался с Президентом – масса впечатлений. Очень рад, что в Группе компаний «Конденсат» меня тоже не забывают, традиционно каждый год приглашают в «Мечту» на праздник, – с гордостью делится ветеран.

    Для семьи День Победы особый праздник, в этот день вокруг Константина Леонтьевича собирается вся родня, приезжают из России двое его детей, внуки, правнуки. Отмечают скромно, по-семейному. Иначе и нельзя, ведь это праздник, смешанный со скорбью по погибшим героям, которые, не щадя жизни, стояли за свободу родной земли. Но все же праздник, потому что с этого дня изменился весь мир. Помня об ужасах, насаждаемых милитаристскими режимами, мы также никогда не должны забывать, что наша свобода завоевана слишком дорогой ценой.

     

     


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Шесть медалей Кубка Восточной Европы – у казахстанцев

    21 ноября в Щучинске состоялся первый этап соревнований по...

    На Новый год казахстанцы будут отдыхать четыре дня подряд

    День отдыха перенесен с воскресенья, 5 января, на пятницу,...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл