Cовременный человек привык полагаться на три основных чувства — зрение, слух и осязание. Остальное по некоторым причинам отходит на второй план. И потому многие просто недооценивают психологическое, физиологическое и даже социальное значение запахов в нашей жизни. Да, многие тщательно подбирают себе парфюм, чтобы от них приятно пахло, но даже при этом не особенно задумываются, как вообще запах способен повлиять на нашу жизнь.
Запахи способны контролировать почти все моменты нашей жизни
Это действительно так. Большинство из нас совершенно не задумывается об этом, но по факту наше обоняние способно на очень многое. Один лишь запах может:
- Улучшить сосредоточенность и концентрацию;
- Поднять аппетит;
- Пробудить половое влечение (концентраты феромонов, афродизиаки, мускус);
- Повысить работоспособность;
- Создать и оставить впечатление о вашей компании, в этом может помочь контрактное производство ароматов для бизнеса;
- Побудить человека к творческой деятельности и т.д.
Можно даже привести простой пример. Допустим, близкий вам человек использует какой-то парфюм. Позже вы знакомитесь с человеком, который пользуется тем же самым парфюмом. В большинстве случаев срабатывает ассоциативная память и вы относитесь к этому человеку куда лучше, чем могли бы, не используя он те же духи. И все это происходит на подсознательном уровне.
Еще один интересный момент — влияние запахов на поведение человека и на его отношение к другому человеку. Мы уже неоднократно говорили об этом. У каждого человека неповторимый индивидуальный запах, который невозможно повторить и воспроизвести. Животные с легкостью находят своего хозяина именно по запаху. Люди же не обладают столь чувствительным обонянием, но в то же время воспринимают ароматы подсознательно. Кстати, у детей обоняние развито существенно лучше, чем у взрослых, что позволяет маленькому ребенку лучше определить, что перед ним мама.
Практическое применение
В последнее время становится все более популярным аромадизайн помещений. Это направление выросло из маркетинговых приемов, когда ароматы в магазинах могли добавить бренду «налет люксовости», настроить на долгий шопинг или создать уютную атмосферу, которую хочется унести с собой. С тех пор аромадизайн сильно расширил область применения, сейчас этими приемами активно пользуются дизайнеры интерьера, чтобы наполнить дом «правильной» атмосферой.
Ароматы в сфере бизнеса
Влияние запахов также интересовало индустрию бизнеса. Было доказано, что производительность труда повышается, если рабочие находятся в помещении с ароматными запахами. Существуют примеры некоторых японских компаний, которые сегодня успешно используют данный метод. Они просто выпускают в систему кондиционирования зданий некоторые ароматы так, чтобы каждый человек мог ощутить на своём рабочем месте тот или иной запах. В одной строительной компании даже используется компьютерная система, чтобы запахи могли распределяться по всем зданиям. Подобное ароматизирование благоприятно влияет на трудоспособность рабочих, которые заняты нудной, рутинной работой.
Ароматы влияют на нашу жизнь постоянно. Иногда мы замечаем это, а иногда это так и остается на уровне подсознания. Но всегда можно взять контроль над этим процессом и с помощью ароматов управлять своим настроением. Главное — делать это грамотно!