Выгодно ли открывать в Астане детский развивающий центр?

0
101

16.09.2022

Гульмира Аматова рассказала о потенциале рынка дошкольного образования и его особенностях

Экономист по образованию, Гульмира Аматова несколько лет назад открыла детский центр развития в Астане. В основе концепции бизнеса — авторская методика (ее разработка заняла продолжительное время, и над этим трудились несколько человек). Обучение на основе национальных ценностей, с применением зарубежных методик — вот ее основа. Детки учатся не казахскому языку, а на казахском языке, причем в игровой форме. В какой-то момент, когда появилась мысль о продолжении бизнеса, Гульмира Аматова начала развивать франшизу. Но потом решила приостановить эту работу. Почему — об этом она рассказала деловому еженедельнику «Капитал.kz». А также о потенциале рынка дошкольного образования и его особенностях.

Потенциал рынка огромен

Прежде чем говорить о рынке, Гульмира Аматова приводит статистику. Количество астанинских детей дошкольного возраста растет с каждым годом. Для этого есть две причины, первая — естественный прирост населения и рост рождаемости, вторая — миграционные процессы, когда молодые семьи переезжают в столицу по работе. В середине прошлого года в управлении образования Астаны сообщили, что очередь в детские сады в столице ежедневно пополняется на 90 человек (60−70 — малыши, родившиеся в столице, 20 — малыши, переехавшие в главный город страны вместе с родителями).

Для того чтобы обеспечить всех местами в детских садах, управление образования намерено ежегодно открывать частные дошкольные учреждения, в которых будет размещаться государственный заказ на 10 тыс. мест. Согласно планам, до конца 2019 года в Астане должно появиться более 200 дошкольных организаций различного типа на 30 тыс. мест — мест в дошкольных организациях, таким образом, должно хватить всем.

«Каждый может воспринять эту информацию по-разному, для меня эти цифры говорят о том, что рынок дошкольного образования еще не охвачен полностью», — отмечает Гульмира Аматова. По ее словам, это значит, что здесь есть большие перспективы для роста и развития. Причем, пока рынок не насыщен, говорить о конкуренции не приходится.

Особенности «детского» бизнеса

«Рынок дошкольного образования, а именно детский центр развития астана, немного специфичен, по сравнению с другими видами бизнесов, особенно в Астане», — делится своими наблюдениями собеседница. По ее словам, это проявляется в том, что во время сильных морозов и буранов отменяются занятия не только в школах, иногда даже в колледжах и университетах. «А счета за аренду приходят вовремя, не смотря на то, что мы переносим занятия», — поясняет владелица детского центра развития.

Помимо сезонности бизнеса, по ее словам, очень важную роль играет еще и расположение самого образовательного учреждения. «Каким бы хорошим не был центр развития, отвозить и забирать ребенка ежедневно требует очень больших усилий. Не все, но некоторые родители стараются выбирать ближе к дому», — отмечает собеседница.

Франшиза: почему приостановили

Территориальные предпочтения родителей подтолкнули основательницу «Жас Кеменгера» к развитию франчайзингового направления. «После того, как разработали свою методику, мы предлагали ее в виде франшизы. Было время, когда в Астане функционировали два центра развития и один детский сад полного дня по нашей франшизе. К сожалению, они сейчас закрылись», — рассказывает бизнес-леди.

И делится выводом, который она сделала для себя из опыта с франчайзингом: центр развития и собственная франшиза — это два разных вида деятельности, это два разных вида бизнеса, которые одновременно требуют вложения как времени, так и финансов.

«Вторая причина, по которой было сложно продвигать франшизу, заключается в следующем. Насколько я могу судить, детским центром развития хотят заниматься непременно мамы в декрете или мамы, которые не хотят по тем или иным причинам возвращаться на прежнее место работы. Им просто удобно брать ребенка с собой на работу», — говорит Гульмира Аматова.

Если мама откроет бизнес в другой сфере, например, салон красоты или ресторан, она не сможет брать ребенка с собой. «Один час такого ее внимания бизнесу в сто раз эффективнее, чем если она целый день проведет в центре вместе с ребенком как мама и как бизнесвумен одновременно», — поясняет собеседница. И добавляет: она не отрицает, что сочетать две функции невозможно, но основная причина, на ее взгляд, кажется, в этом.

«Жас Кеменгер» приостановил продажи франшизы. Сейчас один из успешных примеров работы центра по такой схеме представлен только в Шымкенте.

«Астана — это город неограниченных возможностей, так как город растет, и вместе с этим растут потребности жителей. Здесь востребовано все — товары, оказание услуг. Надо просто делать свое дело добросовестно и качественно», — заключает собеседница.