Пожалуй, ни в одном городе Казахстана не сохранилось такого большого количества старинных храмов и древних мест, получивших славу святых и намоленных
Эти места силы не смогла уничтожить ни большевистская власть, стиравшая с лица земли храмы «по просьбе трудящихся», ни время. И сегодня у сохранившегося сакрального наследия Приуралья есть шанс стать основой для создания Золотого Кольца Казахстана.
Галина САМОЙЛОВА
По инициативе Православной Церкви
О том, что в Казахстане планируется разработать маршрут «Золотое кольцо Казахстана» – паломническую карту святых мест страны, связанных с подвигами новомучеников и исповедников, рассказал Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, когда в прошлом году посетил наш город с рабочим визитом. Этими планами он поделился во время встречи с Архиепископом Уральским и Актюбинским Антонием. Примечательно, что Уральск, благодаря своему уникальному архитектурному облику, а в особенности – православной архитектуре, вполне может стать центром этой паломнической карты.
К тому же в Уральск стекаются туристы и паломники, чтобы полюбоваться величественными памятниками прошлого, посетить намоленные места, словно магнитом притягивающие к себе честный люд. Пандемия коронавируса, разразившаяся в 2020 году, существенно снизила туристические возможности казахстанцев, зато открыла потенциал внутреннего туризма с соблюдением норм санитарно-эпидемиологического плана.
Вполне возможно, проект «Золотое кольцо Казахстана» сделает Уральск привлекательным местом для посещения не только казахстанцев, но и гостей со всего мирового пространства, разумеется, после нормализации карантинной ситуации в мире.
Что включат в «100 сакральных мест Казахстана»?
На сегодняшний день православные сакральные объекты Приуралья пока не включены в карту «100 сакральных мест Казахстана». Хотя, например, Кафедральный Собор Михаила Архангела, считающийся самой старой постройкой Уральска, и вообще первым кирпичным зданием нашего края, находится в государственном списке памятников истории и культуры республиканского значения в качестве элемента градостроительного комплекса, часть старого Уральска от центра города до исторической части под названием Курени, XVII-XX века.
Директор научно-исследовательского центра «Қасиетті Қазақстан» Батырхан Жумабаев, рассказывая об основных достижениях программы «Рухани Жаңғыру» и спецпроекта «Сакральная география Казахстана» за четырехлетний период, отметил, что с момента запуска данного проекта паломнический туризм в Казахстане вырос в 1,5 раза. Свои коррективы в этот процесс внесла пандемия, из-за санитарных ограничительных мер во внутреннем туризме наблюдался некий спад.
«Но в 2018 и 2019 году мы проводили небольшое исследование. Результаты показали, что в сравнении с 2018 годом, в 2019 году у казахстанцев в значительной степени появился интерес к сакральным объектам. При этом, посещение объектов респондентами не ограничивалось какой-то одной местностью. Люди путешествовали по разным регионам страны. Поэтому можно смело сказать, что паломнический туризм является одним из популярных видов досуга у казахстанцев», – сказал Жумабаев.
Он подчеркнул: на проект «Сакральная география Казахстана» обратила внимание не только общественность, но и государство. К примеру, в 2019 году был издан Закон РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», который обеспечивает охрану государством всех сакральных и культурных объектов.
Что касается пополнения списка сакральных объектов Казахстана, то, по словам Батырхана Жумабаева, он непременно будет пополняться и дальше, так как Казахстан славится своей сакральной историей, и места, особо почитаемые людьми, необходимо развивать в качестве объектов сакрального туризма и паломничества.
В последний раз список сакральных объектов Казахстана был обновлен в 2019 году, работа по внесению в него и других объектов продолжается. Как подчеркнул директор научно-исследовательского центра «Қасиетті Қазақстан», многое в этом плане будет зависеть от активности регионов и предложений, поступивших от них.
Очевидно, что и западноказахстанцам следует проявлять больше активности в этом вопросе. Например, организовать общественные слушания, круглые столы с участием представителей местной исполнительной власти и краеведов, историков, экспертов, чтобы расширить список «100 сакральных мест Казахстана» новыми объектами от нашей области, куда войдут и православные святыни.
Золотые купола над седым Уралом
По словам историка, писателя и краеведа Владимира Кутищева, до революции и Гражданской войны в Уральске действовали 4 православные церкви, 12 единоверческих, 1 старообрядческая, также 4 церкви было при двух монастырях. Вопросам духовной сферы Уральска Владимир Кутищев посвятил свой двухтомник «Уральские храмы», где рассказывает обо всех уникальных сакральных сооружениях города, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших дней. Но возвращение верующим храмов и возрождение намоленных святынь происходит до сих пор.
«Испокон веков Уральск привлекал внимание гостей города куполами, которые возвышались над городом. Считалось, что такой оплот духовности характерен для города хороших людей. Особая тема – это патриотизм уральцев, в том числе священнослужителей и их семей. Многие из них воевали на фронтах Первой Мировой, а затем и Гражданской войны, а те, кто выжил в боевом горниле, были расстреляны большевиками как контрреволюционеры. При работе над этой книгой я ставил цель создать своего рода справочник, чтобы краеведы, писатели и исследователи, которые интересуются темой духовности, могли отыскать здесь все сведения. Также дополнил книгу большим количеством цитат из документальных источников, так как, к сожалению, даже архивные документы могут пропадать из-за чрезвычайных ситуаций, например, пожаров, а книга все равно сохранит хоть что-то для будущих поколений», – рассказал в комментариях «Надежде» Владимир Кутищев.
Так, например, немногие знают, что начавшаяся Первая Мировая война навсегда лишила наш город возможности обрести еще одну новую церковь, хотя неизвестно, могла бы она сохраниться до наших дней при беспощадной большевистской борьбе с духовностью.
В архивных документах Кутищев нашел информацию о том, что денежные средства на строительство той церкви оставил по своему завещанию богатый горожанин Баландин. Церковь в честь Алексия Божьего человека должна была строиться на Баскачке (район нынешнего проспекта им. Абая). Но после 1918 года на священнослужителей и верующих начались гонения, краеведы свидетельствуют: арестовать людей могли даже за то, что дома хранятся иконы или Священное Писание.
Примечательно, что такая судьба постигла не только православие — и мусульманские святыни пострадали в борьбе с «опиумом для народа». Многие мечети были сожжены, а те, которые сжечь не удалось, разграбили. Священнослужителей — как православных батюшек, так и мусульманских имамов, подвергали репрессиям. Только после 90-х годов, а затем и на заре Независимости по инициативе первого Президента Нурсултана Назарбаева все храмы и мечети начали возвращать верующим — духовная жизнь Уральска, вынужденная томиться в глубоком подполье, наконец, обрела вторую жизнь
Самый старый храм Уральска
Таковым по праву считается кафедральный Собор Архангела Михаила. Этот святой считается предводителем Небесного воинства, а также заступником и покровителем Уральских казаков. По компетентным сведениям историков, здание относится к памятникам архитектуры XVIII века. Это редкость для нашего города, так как большинство исторических зданий, составляющих ансамбль старого города, датируются XIX веком. Кроме того, это первое кирпичное здание в Уральске.
Писательница Галина Гурьева отмечает, что деревянный Собор был построен не позднее 1705-1706 годов неизвестными мастерами. Но духовное сооружение сгорело в 1723 году, и через два года в 1725 году на этом месте построили новую церковь, но тоже деревянную. В 1740 году казаки решили строить новый кирпичный храм вместо деревянной церкви. «Кирпичный Собор заложен в 1741 году. Фамилию мастера-«новгородца», помогавшего строить храм, летопись не оставила, но храм построен в Псково-Новгородском стиле.
Для того, чтобы состоялась первая кирпичная постройка в городе – Собор, в тогдашнем Яицком городке создали первый кирпичный завод, с которого и началась уральская промышленность. Новгородско-Псковскую архитектурную школу также называют Северной, она принципиально отличается от другой школы русского храмового зодчества «Владимиро-Суздальской. В те неспокойные времена храм выполнял функцию не только духовной обители, но и крепости, и иногда был последним пристанищем при вражеском налете и захвате города, поэтому главное внимание при строительстве таких храмов уделялось мощности и массивности», – пишет Гурьева в своей книге «Летит столетье над Уралом».
Старый Собор действительно выглядит как крепость – массивные стены, небольшие окна снабжены решетками, да и в целом внешнее убранство храма очень простое. Стены Михайло-Архангельского Собора выдержали даже удары пушечных ядер Пугачева. Сохранились исторические сведения о том, что в Соборе пережидал осаду Уральска сын командующего крепостью, маленький мальчик Ваня, он же будущий баснописец Иван Андреевич Крылов. Об этом сохранились документы, которые приводил в пример ныне покойный краевед Николай Михайлович Щербанов.
В декабре 1773 года Яицкий городок почти захвачен «набеглым царем». Перед решающим штурмом комендант крепости Симонов передал командование смелому и решительному офицеру Андрею Крылову, отцу маленького Вани. Также Николай Михайлович отмечал, что версий о пребывании Крылова в нашем городе несколько, некоторые исследователи ошибочно считают, что будущий баснописец во время осады был в Оренбурге с матерью, но местные исследователи доказали, что уехать семья Крыловых собиралась, но не успела. Основанием для этих сведений стали два исторических документа: журнала коменданта Симонова и указа Пугачева. Дело в том, что взбешенный столь долгой осадой непокорного Яицкого городка Пугачев поклялся убить семью капитана Крылова после взятия крепости и даже указал улицу, на которой он повесит мальчика с матерью. Но планам Пугачева не суждено было сбыться. Несмотря на то, что осада длилась очень долго, Яицкий городок не покорился врагу.
Николай Щербанов в одном из своих трудов по литературному краеведению в Приуралье указал на то, что в творчестве Крылова встречается тема Уральска. Например, некоторые слова, употребляющиеся в казачьих диалектах. А также ученый назвал примечательным факт, что воспоминания Крылова об осаде Яицкого городка мог использовать и Александр Пушкин в «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочке» (например, эпизод, когда Марья Миронова тоже не успела уехать в Оренбург и осталась в крепости, полностью повторяет реальную ситуацию, в которой оказался Ваня Крылов).
Михайло-Архангельский Собор стал настоящим сакральным местом для великих представителей мировой литературы. Кроме Крылова в Соборе побывал Александр Сергеевич Пушкин, который в 1833 году прибыл в Уральск, чтобы собрать правдивые сведения о Пугачевском восстании для своих произведений.
Поэт осмотрел Собор и поговорил со старожилами, свидетелями тех событий. А в 1837 году в Соборе молился поэт Василий Жуковский вместе со своим воспитанником, цесаревичем Александром Николаевичем. Сопровождавший наследника в поездке Владимир Даль, бывший в то время чиновником по особым поручениям, так и записал слова местной жительницы, услышанные в толпе: «Царского племени не видывали со времен Петра Федоровича» (т.к. Пугачев представлялся государем Петром III).
И сегодняшнее поколение жителей Уральска может гордиться святой твердыней, где ступала нога великих людей, светочей не только русской, но и мировой литературы.
Намоленный скит
Есть у нас в области сакральное место, которое, несмотря на то, что оно почти разрушено, тем не менее, излучает мощную духовную энергию — ее чувствуют все, кому довелось здесь побывать. Это руины женского старообрядческого монастыря на берегу Садовского озера, что в Байтерекском районе. В миру оно до сих пор называется Обителью. Рядом располагается поселок с одноименным названием. Монастырь был взорван большевиками во время революции, здесь же были расположены старообрядческие скиты. Старообрядцы, укрывающиеся от преследований, выбрали это место неслучайно – Садовское озеро в то время было расположено далеко от Уральска, а его подковообразная форма была естественной защитой для Обители с трех сторон и затрудняла доступ неприятеля к этому месту. От самого монастыря остались только фрагменты фундамента, также в окрестностях можно найти старинные надгробия, надписи на которых можно разобрать с трудом, руины скитов и древние кресты.
Краеведы рассказывают, что этот скит создали женщины, потерявшие в войнах мужей и сыновей. Они пришли на это место и выстроили обитель, чтобы молиться за своих павших родных. Около двух десятков лет скитом руководила игуменья Феофания (в девичестве Фекла Подгорнова), первая настоятельница монастыря. Наказной атаман Бородин и местные уральские власти того времени, считали своим долгом не только посещать намоленное место, но и помогать женскому монастырю денежными средствами, иной раз содействовали и в строительстве, в капитальном ремонте, особенно, когда обитель затапливало в весенний паводок. Ведь скит стоял рядом с Чаганом и Деркулом, да и Садовское озеро всегда было полноводным в те времена.
Также считалось, что обитель притягивала не только тех, кто хотел помочь монастырю материально, чтобы вымолить отпущение грехов, но и тех, кто был, мягко говоря, не в ладах с законом. Были среди них больные и раненные, которых выхаживали обитательницы монастыря. По описанию Гурьевой в книге «Летит столетье над Уралом», в одну из ночей случился в обители пожар, уничтоживший все строения, в том числе и часовню со старинными иконами. Из монахинь и послушниц монастыря никого не нашли. Говорят, что тогдашняя игуменья монастыря, матушка Иферия, увела всех тайными подземными ходами, в которых прекрасно ориентировалась.
В 1992 году эта территория получила статус государственного памятника природы «Садовское озеро». Она занимает 150 гектаров вместе с озером, прилегающими к ней землями и так называемым полуостровом. По берегу озера растут кустарниковые ивы и тополя, на северо-западе – клены и заброшенные посадки яблонь. На территории Садовского озера, как отмечают экологи, растет 172 вида растений, из них 6 видов – исчезающие и краснокнижные.
Уральск – хранитель мирной духовности
Уральск называют самым миролюбивым городом в плане религии и духовности. За все время существования города и области здесь мирно сосуществовали представители ислама, православного христианства, католичества и старообрядчества. Краевед, автор историко-краеведческих маршрутов по Приуралью Нина Пустобаева рассказала, что в нашем городе с XVII века вместе селились и жили представители разных этносов и вероисповеданий, рядом строились церкви и мечети.
Уральск, пожалуй, единственный город, где ни разу не было конфликтов на религиозной почве, настолько у жителей развито уважение друг к другу, в том числе и к религии. Поэтому, когда в советское время вера и религия были объявлены пережитками прошлого, запрещалось вести конфессиональную деятельность, люди сохранили духовность в своих семьях. И не только духовность – благодаря таким подвижникам, до нашего времени сохранились редкие агиографические тексты на церковнославянском и арабском языках, древние иконы, приспособления для религиозных обрядов.
(Продолжение следует)