История судьбы поэта-просветителя до сих пор хранит много тайн
В общенациональный реестр «100 сакральных мест Казахстана» вошли семь объектов, расположенных на территории Западно-Казахстанской области. Один из них – мавзолей выдающегося казахского ученого, просветителя и поэта Гумара Караша. Сакральный объект расположен в Жанибекском районе, а в судьбе поэта до сих пор много тайн.
Галина САМОЙЛОВА
Мавзолей — дар в память о поэте
Мавзолей Гумара Караша построен в 2018 году в селе Борсы Жанибекского района ЗКО. Средства на строительство изыскали меценаты и местные жители, неравнодушные к наследию знаменитого земляка. Для этой цели в районе открыли фонд Гумара Караша. Общая стоимость работ составила порядка 8 млн тенге.
Высота мавзолея около 9 метров: шестиконечное строение венчает белый купол, на фронтоне изображен священный мусульманский символ – полумесяц и надпись «Гумар Караш». Внутри сооружения установлена мемориальная доска с изображением поэта.
Жанибекцы свято чтят память Гумара Караша и прикладывают множество усилий для популяризации его творчества. По инициативе сельчан во дворе средней школы села Борсы был открыт бюст Гумара Караша, организована областная научно-практическая конференция «Алаш қозғалысы-һәм Ғұмар Қараш ғибраты» с участием известных ученых, журналистов и поэтов. А чтения на Родине поэта, посвященные его памяти, получили статус областных мероприятий и стали основой для создания «Ғұмартану» – нового научного направления, где предметом изучения является объемное наследие Гумара Караша.
Глашатай движения «Алаш»
Долгое время имя Гумара Караша было предано поруганию, а его труды – забвению. Ему приписывали контрреволюционную деятельность, называли врагом народа за то, что он, будучи известным публицистом, продвигал в массы идеи национального движения «Алаш». В 1947 году вышло указание государственных органов о запрете на изучение творческого наследия Караша, в котором он был назван буржуазным поэтом, муллой, деятелем запрещенной партии «Алаш». Но после обретения Независимости Казахстана имя Гумара Караша было возвращено.
Он был первым казахским казием (членом Духовного собрания мусульман Восточной части Российской империи). Получив мусульманское образование, Караш некоторое время стремится к духовной деятельности, но вскоре нашел себя в просветительской миссии. В частности, он выступал за реформу старого казахского мектеба, многие его труды сопряжены с темами образования, педагогики. С полной самоотдачей он занимался литературным трудом, сбором казахского фольклора, изданием устных произведений – памятников казахской поэзии.
С именем Гумара Караша связано появление газет «Қазақстан» и «Ұран», которые сегодня считаются прародителями областных газет, чья история насчитывает более века. Кроме того, он был постоянным автором газет «Фикер» и «Қазақ», «Дұрыстық жолы», журнала «Шора», где его перу принадлежали острые полемические статьи. В своих материалах он часто затрагивал темы, волнующие казахскую интеллигенцию, выражал мысли о духовном возрождении казахского народа, повышении народного самосознания, национальной идентичности. Как видим сегодня, благодаря программе «Рухани Жаңғыру» эти идеи по-прежнему актуальны.
В годы работы в газете «Қазақстан» Гумар Караш собрал и опубликовал образцы казахского фольклора в сборниках «Шайыр» и «Көксілдер». Упоминание о Гумаре Караше есть и в романе Сакена Сейфуллина «Тернистый путь»: «Ряд образованных людей Букеевской Орды во главе с поэтом, муллой Карашулы, организовав выпуск газеты под названием «Ұран», выступили под лозунгом идей «Алаш Орды».
Труды увенчались успехом
Сегодня имя и творчество Гумара Караша известно широкому кругу людей лишь благодаря труду энтузиастов, которые, не жалея сил и не считаясь с личным временем, посвятили себя поиску информации о выдающемся земляке. Информация эта собиралась по мельчайшим крупицам. Были предприняты поездки в архивы Оренбурга и Москвы, так как здесь, на родине поэта, почти никаких сведений не сохранилось.
Одним из таких деятелей стал Жантас Сафуллин, журналист и ученый, в настоящее время возглавляющий центр истории и археологии управления культуры ЗКО. Результатом титанических усилий его группы исследователей стал трехтомник «Гумар Караш», увидевший свет в 2018 году. В него вошли, в том числе, ранее не изданные труды.
В первом томе были опубликованы стихи, печатавшиеся в сборниках и периодических изданиях при жизни поэта, а также стихи Караша из сборника «Қырғи», так и не увидевшего свет.
Во втором томе – научные труды, рассказы и публицистические статьи, в третьем собраны труды исследователей, воспоминания о Гумаре Караше, в том числе, написанные его внучкой, ныне покойной Надеждой Карашевой, стихи, посвященные памяти просветителя. Ранее, до появления этого трехтомника, увидела свет книга «Замана», посвященная Карашу, но там был неполный перечень произведений поэта. В новом трехтомнике в полном объеме содержатся произведения из сборников «Шайыр яки қазақ ақындарының басты жырлары» и «Көксілдер яки бұрынғы мырза ұлы һәм ноғайлы батырлары уа гейрі мағналы жырлар», изданные в Оренбурге самим Г. Карашем.
Жантас Сафуллин, инициировавший издание трехтомника и нашедший для него большую часть материалов, отметил, что работа по восстановлению и изучению наследия Гумара Караша велась в государственных архивах Российской Федерации. После постановления 1947 года все произведения Гумара Караша были запрещены за его близость к деятелям «Алаш», его имя убрано из школьной программы, а книги, которые Гумар Караш издавал при жизни, изъяты. Таким образом, на территории Казахстана ничего из этих сведений не сохранилось.
В ходе работы над сборником было проведено ознакомление с черновым вариантом издания в Алматы, где участвовавшие в мероприятии видные современные ученые дали высокую оценку проделанной работе, а также поделились своими наработками. Так в трехтомник вошли труды людей, занимающихся исследованиями деятельности Гумара Караша. Участие в этой встрече принимала и историк Светлана Смагулова, которая переводила журнал «Айқап». Это первый журнал в нашей истории на казахском языке, он выходил в 1911 году. В этом журнале за авторством Гумара Караша выходило особенно много статей, и данные материалы также были включены в трехтомник.
«Идеи Гумара Караша весьма созвучны направлениям программы «Рухани жаңғыру», и даже то, что его захоронение включено в перечень сакральных мест, говорит в пользу этого. Если мы хотим воспитывать молодежь в духе патриотизма, мы должны читать Караша. Мы планируем в дальнейшем выбрать лучшие его произведения в отдельный сборник и перевести его на русский и английский языки, чтобы сделать их достоянием мировой общественности», – подчеркнул Жантас Сафуллин в ходе презентации трехтомника.
Хранительница духовного сокровища
Много лет большой объем неизданного творчества Гумара Караша хранился в семье его потомков. В Москве жила внучка просветителя, Надежда Карашева, которую западноказахстанским исследователям чудом удалось найти. Именно она передала Жантасу Сафуллину материалы, дающие возможность лучше изучить творчество Гумара Караша, открыть для себя его многогранность, актуальность изложенных мыслей, его прозорливость, образованность и нравственные каноны, которые он исповедовал.
«Знакомство с творческим наследием Гумара Караша позволяет понять величину личности поэта и философа. Он, действительно, был человеком с широким кругозором знаний. Буквально все важные вопросы того времени он поднимал в своем творчестве. Это, прежде всего, необходимость казахам вести оседлый образ жизни. Он писал, что нужно строить города, быть культурными, образованными людьми, говорил о необходимости учиться самим, учить своих детей, открывать школы, проявлять должное уважение к родному языку, просвещал по правовым и религиозным вопросам. Он свято верил и со всей пылкостью своей души говорил своим читателям, что именно просвещение и книга выведут казахов на новые горизонты жизни. Трудно даже назвать сферу, которой бы не касался Гумар Караш. И для исследователей его наследия работы хватит. А то, что надо проводить такие исследования, я не сомневаюсь», – отмечала Надежда-апа в беседе с исследователями творчества именитого деда.
Жантас Сафуллин – первый, кто обратился к Надежде Карашевой с просьбой рассказать о судьбе и творчестве выдающего философа и поэта. Хотя, как отмечала Карашева, она всегда внутренне мечтала о том, чтобы имя деда вернули из забытья, и чтобы это сделали именно люди с его Родины. Она и сама беспокоилась о том, чтобы наследие Гумара Караша увидело свет и было доступным читателям широкого круга, в частности, она очень переживала, что почти все произведения великого автора написаны на казахском языке, в том числе – с использованием арабской графики. И для неподготовленного человека этот удивительный мир шедевров художественного слова останется закрытым. Поэтому Надежда Бурханкызы самостоятельно подготовила и выпустила небольшую книгу на русском языке «Гумар Карашев», благо, что она была блестящим филологом, лингвистом и в должной степени владела и казахским, и арабским, и русским языками. Также она занималась переводами на русский язык стихотворений Гумара Караша.
К сожалению, в 2020 году, на 90-м году жизни Надежда Карашева ушла из жизни. Она была выпускницей МГУ имени М.В. Ломоносова, который окончила с красным дипломом, работала ученым секретарем в институте языка и литературы Казахской Академии наук, защитила кандидатскую диссертацию и работала ученым секретарем филологического центра Российской академии образования. Надежда Бурханкызы Каращева была автором более 120 научных трудов и методических пособий.
Расправа с политическим подтекстом
В 1921 году Гумар Караш трагически погиб. Его смерть – загадка, которая не разгадана до сих пор. Исследователи его деятельности и творчества предполагают, что смерть поэта имела политический подтекст, так как из-за своей просветительской деятельности Гумар Караш был неугоден ни красным, ни белым – ни та, ни другая стороны не хотели образования Казахской автономии и не поддерживали идеи «Алаш». До сих пор неизвестно доподлинно, кто именно убил поэта. Его мучители не были найдены и не понесли заслуженного наказания.
Внучка Гумара Караша, Надежда Бурханкызы, говорила, что не знает доподлинно, где и как погиб ее дед. По рассказам своего дяди Басыра, одного из сыновей Гумара Караша, она знала лишь, что дед был убит бандитами, которые напали на него в степи и зарубили саблями. Когда лошадь поэта вернулась в село, односельчане поняли, что случилась беда и отправились на розыски. Тело Гумара Караша было найдено в местности Кунаншапкан.
Вряд ли это было случайностью, ведь Гумар Караш, сам того не желая, являлся авторитетным лидером общества своего времени благодаря публицистической деятельности и успешным выступлениям в периодической печати. Поэтому его убийство не было простым нападением бандитов, а напоминало хитрый и спланированный террористический акт, попытку запугать прогрессивную интеллигенцию Великой Степи.
Этого же мнения придерживается и Жантас Сафуллин. По его словам, просветителя убивали зверски, мучительно. Кроме того, после его гибели злые языки распускали порочащие слухи о гибели Караша, чтобы очернить имя писателя, осквернить память о нем.
Ученые исследователи обращают внимание на тот факт, что Гумара Караша убили в 1921 году, при уже установленной Советской власти, которая гарантировала порядок и законность. Однако за убийство такой выдающейся для своего времени личности, а ведь Гумара Караша знали не только в ЗКО, но и в целом в Казахстане и в Оренбурге, никто не понес законного наказания, не было следствия и суда. Те люди, которые в то время осуществляли функции исполнительной власти, предпочли замять дело.
О том, что убийство поэта имело политическую подоплеку, говорит и то, что его пытали и мучили перед смертью. Кроме того, бандиты, расправившись с ним, сожгли и его дом. В том пламени сгорели и рукописи, и сборники стихов 1910-1912 годов, которые издавал сам Гумар Караш. А в 1922 году был убит старший сын Гумара Караша — Кадыр.
Он окончил реальное училище в Астрахани, вернулся в Уральск и работал в Казталовском районе. О нем сохранились воспоминания, как о грамотном, образованном и культурном человеке, с такими же лидерскими, как у его отца, качествами. Вероятно, его убийство также было спланированным ходом политических оппонентов Гумара Караша, которые опасались, что сын может продолжить дело отца и сплотить вокруг себя казахскую интеллигенцию.
«Я считаю, что в этом вопросе еще много предстоит исследовать и узнать. И нам, сегодняшним исследователям его жизни и творчества, предстоит большая работа, чтобы выяснить обстоятельства его гибели, а также то, почему за смерть такого выдающегося человека никто не понес наказание. Гумар Караш был одной из знаковых личностей своего времени, он мыслил прогрессивно, был прямым и честным, открыто высказывал свое мнение. Но многим это было неугодно. Думаю, нужно заниматься конкретными исследованиями, чтобы пролить свет на эту историческую тайну», – высказался по данному факту Жантас Набиоллаулы.
Независимость стала его заветом
Как и его соратники, лидеры движения «Алаш» Гумар Караш боролся за обретение казахским народом Независимости, за образование казахской автономии и государственности. Даже после его убийства, идеи и ценности, которые они исповедовал, были бережно хранимы народом. Равно как и его стихи, которые ушли в народ. Стихи эти были простыми и понятными простому люду, в них ясными словами говорилось о том, о чем в то время мечтали казахские труженики и интеллигенция – о свободе. Это был поэт, в творчестве которого мужественный гражданский пафос переплетался с тонким лиризмом, философ, проложивший золотой мост между рациональным менталитетом Запада и устойчивым нравственными категориями восточной теологии. Люди так любили стихи Караша, что создавали из них песни, которые затем становились фольклором. Среди старшего поколения, ныне проживающего на Родине поэта, в Жанибекском районе, немало тех, кто знает историю каждого стихотворения Гумара Караша, кто вдохновлен творчеством этого гениального просветителя.
Более того, односельчане бережно хранили его захоронение, ограждая его от вандалов и возводя могильные плиты, чтобы потомки помнили, кто здесь погребен. Так, старожил Жанибекского района Гайнолла Есенгалиев во время открытия мавзолея Гумара Караша рассказал, что еще в 1979-1980 годы на его могиле Амангельди Уалиев и Латиф Койшыбаев возвели надгробный памятник. Могильные плиты с того времени обновлялись три раза, это дань уважения земляков-жанибекцев поэту.
Как писал ученый Есмагамбет Исмаилов, Гумар Караш – первый после Абая в казахской степи начала ХХ века, поэт, занимающий особое место в казахской литературе, классик казахской поэзии.
«Вклад Гумара Караша в казахскую письменность, казахскую литературу, казахское слово переоценить невозможно, его подвижнический труд огромен», – отмечал Исмаилов.
И даже сегодня, несмотря на то, что имя Гумара Караша и его творчество было возвращено из забвения, возвращено той самой Независимостью, к которой стремился поэт, несмотря на то, что его мавзолей стал одним из сакральных мест нашей республики, и к нему съезжаются паломники как из ЗКО, так и со всего Казахстана, – нельзя поставить окончательную точку в исследованиях, посвященных ему. И, возможно, многое еще нам только предстоит узнать об этом без преувеличении выдающемся человеке, нашем земляке.