На совещании в городском акимате обсудили острую проблему — как вывести сферу общественных перевозок из кризиса. Субсидии перевозчикам достигают уже более двух миллиардов тенге, а по качеству обслуживания «воз и ныне там». В ходе обсуждения прозвучали две новости, которые не оставят равнодушными уральцев. К осени в Уральске введут электронное билетирование , а до конца года в городе появятся 155 новых автобусов .
Акмарал ШАЯХМЕТОВА
«С 17 июня в пробном режиме электронная оплата будет в 22-м маршруте и на «четверке». С этого же дня транспортные карты поступят в продажу, и уже с 1 сентября электронная оплата будет во всех городских маршрутах. При этом оплатить за проезд транспортной картой будет дешевле, чем за наличку», — сказал зам акима Уральска Асхат Кульбаев.
С 1 сентября этого года на всех городских маршрутках заработает электронная оплата, объявил он руководителям автопарков и компании, которая разработала программу электронного билетирования. Представитель Атырауской компании «Smart Qala» Булат Жанашов — компания уже занимается установкой оборудования в автобусах Уральска, заверил: их система удобна для всех категорий пользователей.
«Система «Avtobys» принимает оплату через валидаторы ( спецустройства, по типу терминалов в магазине), и планшеты. Платить можно со специальных транспортных карт, которые можно купить за 450 тенге и регулярно пополнять. Также принимаются QR— коды, обычные банковские карты, блютуз—оплата и с мобильного телефона. В программе не бывает сбоев, мы предусмотрели, чтобы система работала не только с интернетом, но и в офлайн—режиме», — объявил Булат Жанашов.
Он сообщил, что транспортные карты будут четырех категорий – стандартные (80 тенге) , школьные и социальные (40 тенге) и льготные (0 тенге). Цвет карт разный – это для того, чтобы избежать злоупотреблений со стороны пассажиров.
«Контролеры будут проверять безбилетных пассажиров и, в случае необходимости, вместе с сотрудниками МПС будут накладывать штрафы»,- добавил Жанашов.
Журналисты спросили Асхата Кульбаев: куда пойдут работать оставшиеся без работы кондукторы?
«Часть кондукторов станут контролерами, а другим будем помогать утроиться на работу. Электронное билетирование не предусматривает кондукторов. Тем не менее, их резкого сокращения не будет — на первом этапе без них не обойтись. Но без социального напряжения не обойдется», — признался Асхат Кульбаев.
Речь идет о потере не менее 300 рабочих мест. На городских маршрутах функционируют 420 автобусов — в большинстве из них работают кондукторы.
Как распределится прибыль за пассажироперевозки объяснил представитель «Smart Qala» Булат Жанашов. Все оборудование и программное обеспечение компания установила в автобусах за свой счет, потратив на это 350 млн тенге, сообщил он. В будущем компания планирует зарабатывать и возвращать свои инвестиции, получая проценты с каждой перевозки. Автопарки будут платить 7-10% от стоимости одной поездки за услуги этой фирмы.
При этом субсидирование перевозчиков никто не отменяет. В этом году сумма субсидий достигла 2,5 млрд тенге. В 2020 году перевозчики получили субсидий на 500 млн тенге, а в предыдущих годах – на около 200 млн. Из 2,5 млрд субсидий 1,5 млрд пойдет на возмещение затрат на пассажироперевозки, а около 1 млрд — на приобретение техники (об этом расскажем позже – ред.).
Вот как объясняет субсидирование перевозчиков Кульбаев:
«Последнее время стоимость проезда в Уральске не повышалась. Автопарки были в убытках — на самом деле себестоимость проезда составляла около 200 тенге. На некоторых маршрутах она достигает одной тысячи тенге. Поэтому, чтобы не повышать плату за проезд, мы субсидируем убыточную часть».
Зам акима вспомнил о негативном опыте внедрения электронного билетирования в 2018 году . Тогда 10 тысяч горожан закупили транспортные карты, но платить ими не смогли. Один из перевозчиков Эльдар Вагапов, между прочим, сообщил: у компании «КТС», которая занималась в 2018 году внедрением электронного билетирования в Уральске, есть долги не только перед людьми, но и перед всеми городскими автопарками.
«Все, у кого остались карты от «КТС», могут поменять их на новые карты и пользоваться ими, баланс на них сохранится», — объявил Кульбаев.
До конца 2021 года власти закупят 125 новых автобусов, 10 из них уже в Уральске и скоро выйдут на линию. По словам зам акима, их автопарки покупают в лизинг на 7 лет — через Банк Развития Казахстана.
«Первоначальный взнос по лизингу — 20%, часть из этих денег – субсидии, выделенные акиматом. По всему городу, для всех автопарков общий первоначальный взнос составил 4,5 млрд тенге. В город приедут 50 больших автобусов марки «Юджин». Размер 12 метров, как «пятерка» или «двойка». 65 средних автобусов, марки «Вектор» и оставшиеся автобусы – они небольшие, как газели», — сообщил Кульбаев.
На 22-м маршруте появятся 30 новых автобусов. На «двойке» и «пятерке» по 25 новых автобусов. Ориентировочно, один большой автобус стоит 48 млн, а средний 22-26 млн тенге. Кроме 125 автобусов, компания КПО б.в. закупит еще 30 новых автобусов (в рамках соцобязательств – ред), которые будут на балансе горакимата — затем их отдадут в аренду автопаркам.
«Мы предлагаем, чтобы все новые автобусы работали на газу. Но в этот раз перевозчики купят дизельные автобусы. Мы не отказываемся до конца от этой идеи, потому что автобусы на газу экологичней и экономней. Однако, внедрить эксплуатацию автобусов на газу непросто, сначала необходимо наладить поставки запчастей, оборудования и построить дополнительные заправки метаном. Тем не менее, автопарки будут обновляться ежегодно, поэтому в будущем, возможно, появятся автобусы на газу», — заявил Кульбаев.
Ситуацию с автобусами в Уральске, думаем, описывать не стоит – все знают, какой беспорядок творится и на маршрутах, и в процессе перевозки людей.
И еще данные. Сегодня по данным отдела ЖКХ акимата Уральска, в городе функционируют 29 городских маршрутов, 6 пригородных и 10 дачных, которые обслуживают шесть компаний-пассажироперевозчиков.
Количество автобусов 420 ед. при городском населении 314 тыс. человек. Средний срок эксплуатации автобусов — 7-10 лет. Последнее обновление автопарков было 4 года назад. В 2017 году — купили 43 новых «Вектора». Салоны автобусов устарели — сидения и полы требуют ремонта, кузова покрыты ржавчиной.