Супруги-пенсионеры уверяют, что их обманули дважды. Менеджер банка, пообещав дешёвый кредит, не выполнил обещание, а выдал средства под высокий процент. Кроме того, на их депозитный счёт были внесены 13 млн. тенге, а через 5 минут деньги были сняты. Пенсионеры об этом даже не знали.
Алия БЕКБУЛАТОВА
7 лет назад Зауреш Гусманова обратилась в местный банк для рефинансирования кредита. Ей нужно было получить 6 млн. тенге. Доверяя менеджеру, женщина подписала документ. Позже выяснилось, что она внесла 13 миллионов тенге наличными в кассу банка. Это обнаружил её супруг, когда получил документы о движении средств на счету. Однако во время судебных разбирательств кассир банка вообще оказался не в курсе дел. «Зачем клиенту вносить 13 млн, чтобы получить 6 млн тенге? Записи нет, менеджера и кассира нет. Скорее всего, эти банковские 13 млн. они на нас положили, мы расписались и они сами сняли. Они получили бонусы, 13 млн. сняли и их нет. Я говорю — у неё были депозитные суммы? Да были. Но мы же их не вносили, как вы могли засчитать?», — рассказывает Утижан Гусманов.
Абсурдную ситуацию мог бы прояснить менеджер банка Иркегулов, но его в Казахстане нет. После заключения договора с Гусмановыми, мужчина сразу же выехал в США на постоянное место жительства. И это не случайно, уверены супруги. У них же, в связи с действиями менеджера возникли фиктивные обязательства. Теперь сумма их долга перед банком 24 млн. тенге. Хотя по их подсчётам должно быть 13 млн. Имущество арестовано. Пожилые люди могут остаться на улице. Нужно тщательно разобраться в этой ситуации, считает правозащитник Павел Кочетков.
«Речь идёт о подозрении на мошеннические действия. Считаю, что правоохранительные органы или суд, вправе вынести частное определение и направить в правоохранительные органы, чтобы они провели досудебное расследование и установили истину. Если там есть состав преступления, значит возбудить и привлечь виновных к ответственности», — говорит руководитель ЗКФ ОО «Казахстанское международное Бюро по правам человека и соблюдению законности Павел Кочетков.
Гусмановы устали обивать пороги разных инстанций. После обращения в генеральную прокуратуру, супруги получили ответ из областного надзорного органа — никаких нарушений не установлено.
«По результатам рассмотрения заявления Гусманова ДГД о принятии мер в отношении работников одного из местных банков по факту незаконного зачисления на счёт супруги Гусмановой 13 млн. тенге, принято решение о списании его в номенклатурное дело, ввиду отсутствия признаков состава уголовного правонарушения. Согласно проверкам все банковские действия проводила сама Гусманова. Аналогичные решения приняты полицией и прокуратурой».
Законность этих решений рассмотрел и суд. Но в удовлетворении жалобы пенсионерам было отказано. Кредитное досье супругам не показывают. Отрывные талоны квитанций уничтожены, хотя по закону они должны храниться в банке. Пенсионеры просят разобраться в ситуации, отменить решение суда и возбудить уголовное дело.