С 13 апреля на границе с Россией – на пункте пропуска Маштаково, огромный затор фур. До сих пор десятки грузовых автомашин стоят у границы Оренбургской области. Пройдя контроль на казахстанском пункте пропуска, дальнобойщики столкнулись с неожиданными трудностями на российском погранпосту.
Не долго думая
На прошлой неделе социальные сети «закипели» возмущением дальнобойщиков, которые как можно громче и шире пытались заявить о новой проблеме — на пограничном пункте РФ при проверке их просят обеспечить технологический проход внутри их грузовиков. Их не информировали о том, что это стало обязательной нормой при проверке большегрузного транспорта, пишут они. И ставят под сомнение законность действий пограничников – мол, фура на то и фура, чтобы ее заполнять товаром, и никто не может ограничивать предпринимателей в объемах загружаемых товаров. А чтобы обеспечить проход, нужно сократить объем груза.
Пытаясь понять причину очередного коллапса на границе, мы выяснили, что технологический проход для осмотра грузовых транспортных средств, пересекающих границу, предполагает определенные правила раскладки груза — чтобы обеспечить проход по центру кузова для его досмотра. А причина требования российских пограничников –увеличение попыток провоза лиц, скрывающихся от пограничного контроля, перевоз наркотиков, оружия, боеприпасов и сильнодействующих средств, а также санкционной продукции, подпадающей под действие указа Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Критерии оснащения технологических проходов в грузовых автомашинах пограничная служба ФСБ РФ направила в пограничную службу КНР РК по итогам заседания Межправительственной комиссии по развитию двустороннего сотрудничества. Однако, как выясняется, наши водители узнают о новых правилах пересечения границы только на месте.
Дальнобойщики со стажем говорят: это возврат к прошлому, такой досмотр был в 90-е годы. Существует же множество других современных методов досмотра груза, не требующих волокиты, например рентген автомашины.
Оказавшись без еды и воды, дальнобойщики попытались получить ответы на свои вопросы, трезвоня во все инстанции. Но при проверке на российском погранпосту с них все равно требуют, чтобы в грузовых фурах был проход, который бы позволил вдоль и поперек осмотреть содержимое перевозимого грузов, въезжающего на территорию России. Если фура забита товаром так, что нет возможности осмотреть ее сверху вниз, а также вдоль и поперек, машину разворачивают и отправляют на нейтральную территорию.
Оставшийся груз куда девать?
«То, что некоторый груз нельзя подвинуть или выгрузить, это никого не волнует. Предлагают нанять кран. Но даже если мы наймем кран, куда девать оставшуюся часть груза, как рассовать оставшийся товар, непонятно», — жаловались нам водители, застрявшие на пункте пропуска Маштаково.
У многих истекли сроки доставки продукции. Ничем не могут помочь и в департаменте пограничной службы КНБ РК по ЗКО. Там говорят: с казахстанской стороны никаких препятствий для пересечения границы нет. Причина — в ужесточении правил досмотра на российском погранпункте: тщательная проверка страховки, карты водителя и т.д.. На доскональный досмотр грузовиков выходит сам начальник пункта пропуска.
«На казахстанском пункте пропуска грузовики проходят проверку за несколько минут. Въезжающий после наших проверок с Казахстана транспорт на российский погранпункт должен соответствовать требованиям технического прохода. Если такого прохода нет, большегруз не пропускают на территорию России — его разворачивают, и он едет вновь на нейтральную территорию, потом вновь к нам на казахстанский погранпост. Здесь водители и осуществляют перегруз в соответствии с новыми требованиями», — прокомментировали ситуацию в пограничной службы КНБ РК по ЗКО.
На вопрос, что представляет собой процедура перегруза, в погранслужбе ЗКО ответили:
«В основном водители переформировывают, переставляют груз в своих машинах так, чтобы пограничник мог пройти вдоль и полностью его осмотреть — от начала и до конца фуры. Только когда такой доступ обеспечивается, транспорт вновь въезжает на российский погранпост, автомашину вновь проверяют и только после этого пропускают. На все уходит время, из-за чего и образуются длинные очереди на ППП. Ситуация усугубляется еще и тем, что теряется срок действия обязательной при пересечении границы справки о ПЦР-тестировании на CОVID-19».
Кто за бизнес замолвит слово?
В это раз не досталось от дальнобойщиков налоговикам – как известно, из-за мониторинга на границе, они становятся объектами резкой критики предпринимателей и водителей фур.
«Введенные в октябре 2020 года правила контроля сопроводительных накладных на товар в электронном виде значительно его упростили. Теперь нам не нужно сканировать бумажные накладные на товар для их передачи в вышестоящие инстанции. Подходя к нашему окошку дальнобойщики, к каждому из которых присвоен электронный номер, просто называет свой номер, а наш специалист нажимает при этом только одну кнопку «Подтвердить», и все: человек проходит дальше. Это занимает максимум две минуты», — сообщила в комментариях «Надежде» руководитель пресс-службы ДГД по ЗКО Айман Куанова.
Напомним, следить за тем, что происходит на пунктах пропуска казахстанской стороны, призваны и специально созданные мониторинговые группы. По их данным, в последнее время срок прохождения казахстанско-российской границы с 5-ти минут увеличился до 15. При таком раскладе, конечно, очереди будут, говорят общественники – члены мониторинговых групп. Однако без тщательного контроля грузового транспорта тоже не обойтись. Проверки на границе, как бы долго они не длились, необходимы для защиты внутреннего рынка. Но и вопрос с применением более современных способов проверки грузов решать тоже необходимо.
Сейчас на пограничном пункте пропуска «Маштаково» ситуация остается прежней: российская сторона требует обеспечить «технологический проход» внутри груженных фур, сообщил начальник экспертного контроля ДГД ЗКО Ерболат Гайнешев.