Проверка мониторинговой группой антикора, известной частной штрафстоянки, расположенной по улице Чкалова, закончилась списком проблем, которые могут быть тесно сплетены с коррупцией.
Ирина БОРИСОВА
Ни компьютеров, ни чеков
Сегодня отправить автомашину на штрафстоянку сотрудники уполномоченных органов могут по более 80-ти видам правонарушений: нечитаемые номера, отсутствие техосмотра, вождение в пьяном виде, конечно, ДТП. В казахстанских городах подобные штрафстоянки находятся в коммунальной собственности и плата за временное хранение транспортного средства не берется. В Уральске применяют другую практику. Городские власти передали штрафстоянку бизнесу – а это большой участок земли без каких-либо серьезных строений.
На днях сюда пожаловали члены специальной мониторинговой службы при Антикоррупционной службе ЗКО. Выяснилось, что поступление оплаты за услуги штафстоянки, равно как и количество платежей, никем не контролируется. Владельцы спецстоянки даже не знают точно, какое количество единиц техники находится у них на хранении. Между тем, количество это немалое. Члены мониторинговой группы в разное время насчитывали на стоянке не менее 2,5 тысяч автомобилей. В сутки сюда отправляются десятки автомашин.
Порядка нет
«Берется только плата за стоянку, чеки выдаются, как попало: это никак не фиксируется, финансовый контроль не компьютеризирован. На вопрос: сколько у вас находится автомашин на стоянке, ответить точно не могут. Автомобили ставят на хранение без договоров с владельцами. И если из салона такого автомобиля пропадет что-то ценное, никто за это не будет нести ответственность», — говорит заместитель руководителя специальной мониторинговой службы при Антикоррупционной службе ЗКО Галимжан Ищанов.
«Оценили» проверяющие и отсутствие порядка на площадке — не разобрать: где место для грузовых, где для легковых, а где бесхозные автомашины должны стоять. Владельцы стоянки не благоустраивают территорию, хотя это прописано в контракте.
Еще более тревожный сигнал: не соблюдение норм противопожарной безопасности. На хранение сюда как-то был поставлен даже грузовик с тоннами газа. При отсутствии контроля со стороны администрации, не трудно представить, к каким последствиям это могло привести.
Пользу, которую могут приносить подобные частные проекты — доход городской казне. Однако какой конкретно получают доход арендаторы штрафстоянки, проследить невозможно — мониторинговая группа не обнаружила следов фиксации движения денежных средств, работа штрафстоянки не компьютеризирована. А это важно не только для контроля над денежными потоками, но и в целях безопасного хранения каждой оставленной здесь автомашины.
6 лет и ничего
Учет автотранспорта – обязательное условие работы автостоянок, тем более, что ее услуги стоят недешево, говорят члены мониторинговой группы. Невозможно выяснить, как долго здесь находится автомобиль. Например, стоит внедорожник, отправленный на штрафстоянку в результате ДТП – на нем сбили женщину. Водитель находится в местах лишения свободы, а внедорожник несколько лет — на штрафстоянке. И таких автомашин – десятки, утверждают правозащитники.
«Если спустя год после доставки автомобиля на штрафстоянку не объявится его владелец, то транспортное средство признается бесхозным и передается на реализацию, а средства от продажи идут в казну города. Либо утилизация. Хотя бы только для этого необходимо формировать базу приема автомобилей и их отпуска», — предлагает посмотреть на проблему с точки зрения интересов государства Ищанов.
Часть автотранспорта, как уже говорилось, стоит тут годами, причем, в ряде случаев шесть лет – именно столько работает на этой ниве частная компания, получившая госзаказ на оказание услуг спецавтостоянки. Все эти проблемы создают условия для коррупционных правонарушений, считают члены специальной мониторинговой службы.
Своя рука — владыка
«Отправленный за правонарушение на стоянку транспорт, разумеется, не будет стоять вечно. К примеру, автомобиль, задержанный при управлении пьяным водителем, должен находиться на штрафстоянке до того, когда он заплатит штраф. Но ведь никто не учитывал это транспортное средство при поступлении, а стало быть, и его преждевременное снятие с автостоянки никто не заметит. Для полицейских это возможность заработать — за определенную плату можно разрешить безответственному водителю забрать свой автомобиль», — говорит правозащитник.
Решить проблему в ходе обсуждения на месте предложили, взяв в пример Актобе и Алматы – там штрафстоянки находятся в ведении городских акиматов.
Только вот когда это станет возможным, сказать трудно. В апреле текущего года акимат города уже провел тендер на оказание услуг по содержанию специальной автостоянки, предназначенной для временного хранения транспортных средств. В этом конкурсе победила одна и та же частная компания – она вновь взяла ее в управление на ближайшие пять лет.