Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-9 C
Уральск
7.1 C
Аксай
Еще

    Под маркой «Сделано в ЗКО»: чего нам это стоит?

    Может ли Приуралье, славившееся в эпоху Союза производственными гигантами, похвастать сегодня отечественными товаропроизводителями? Как они живут и чем дышат, какие преграды им приходится порою преодолевать, чтобы выжить, запустить инновационные производства в условиях общего спада экономики и идти в ногу со временем? Во всем этом разбирался корреспондент «Н».      

     О былой славе, перестройке и настоящем

    Если заглянуть в производственную историю ЗКО, то еще в 1941-м году в Уральск прибыло сразу 14 различных эвакуированных предприятий из крупных городов Союза, уникальное оборудование семи заводов, целая армия профессиональных специалистов. Предприятия размещали в приспособленных помещениях и даже на открытом воздухе. Что касается послевоенного времени, то, к примеру, по воспоминаниям ветерана Великой Отечественной войны, Заслуженного строителя КазССР и Почетного гражданина нашего города Хамзы Абдрахмановича САФИНА, центр Уральска в те годы был буквально нашпигован заводам и фабриками, а также различными мелкими мануфактурами.

    — На месте моего дома (пр. Достык, остановка «Казахтелеком», — ред.) стоял солодковый завод, там, где сейчас магазин «Лакомка» — авторемонтный, а где находится Евразийская академия, работала сапоговаляльная фабрика, — поделился фронтовик. – Конечно, тогда это были примитивные здания, где-то сделанные даже из самана, обшитые на скорую руку. Но все производства работали и выпускали качественную продукцию, которой обеспечивали город и область.

    Из архивных источников следует, что в 1954 году в нашем городе размещались 23 промышленных предприятия. Крупнейшими из них считались завод им. Землячки (там работало 615 человек), мясокомбинат (581), овчинно-шубный завод (462), механический завод (410), арматурный завод (251), фабрика «Красный октябрь» (230) и многие другие. В начале 60-х были построены такие крупные предприятия, как домостроительный комбинат, завод железобетонных изделий. В 70-80-е годы нарастанию индустриального потенциала Уральска способствовало открытие Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения и ввод в эксплуатацию новых предприятий, в большинстве своем, оборонного комплекса, включая приборостроительный завод «Омега», «Металлист», «Гидроприбор», а также активный выход продукции предприятий Уральска на мировой рынок.

    Как известно, перестройка 90-х изменила жизнь предприятий нашей области до неузнаваемости. Многие из них сначала перевели на хозрасчет и самоокупаемость, социальные программы свернули, поскольку на них уже не хватало денег. На рынок хлынуло множество ширпотреба, многих потопила конкуренция. Кто-то смог перестроиться, но в запустении остались огромные территории, которые потом ушли с молотка за бесценок…

    Конечно, единичные крупные производства в нашем городе удалось сохранить, а некоторые после модернизации вполне успешно действуют и поныне. С нуля были построены и новые крупные производственные объекты, выдержавшие конкуренцию и запустившие инновационные проекты. Но разговор пойдет о другом. Больше интересуют не показатели экономического развития нашей области, а то, какие проблемы волнуют сегодня отечественных товаропроизводителей. Не секрет, что трудностей у них предостаточно. И чем крупнее бизнес, тем сложнее препятствия, тормозящие развитие многих производств. Чтобы понять, с какими преградами на пути развития приходится сталкиваться местным товаропроизводителям, выпускающим товар под маркой «Сделано в ЗКО», остановимся на нескольких примерах.  

    Солнце — не в «Зените»  

    «Н» побывала на заводе «Зенит», который, как известно, был создан в военное время и выпускал специальное вооружение, а сейчас входит в структуру предприятий оборонно-промышленного комплекса. Его основной задачей является обеспечение обороноспособности страны за счет выполнения госзаказов и выпуска конкурентоспособной продукции специального назначения. Предприятие выпускает катера и корабли, проводит их техническое обслуживание, ремонт и модернизацию. Кроме этого, «Зенит» производит специальную технику и оказывает услуги для нефтегазовой и других отраслей промышленности, а также выпускает гражданскую продукцию.

    Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Как рассказал директор завода «Зенит» Вячеслав ВАЛИЕВ, вопрос загрузки предприятия является на сегодняшний день, пожалуй, наиболее острым. Меры для его решения сосредоточены в нескольких направлениях, и для того, чтобы предприятие держалось на плаву, требуется государственная поддержка, получить которую в полном объеме, как предполагалось, пока не удается.

    — Мы пытаемся решить этот вопрос за счет гражданской продукции производственно-технического назначения, — отметил Вячеслав Хамзиевич. — Для этого занимаемся модернизацией производства, но все равно без системной поддержки государства результата не добиться. Понимаете, перед нашим предприятием, в объеме которого всегда превалировали военные заказы, была поставлена непростая задача – увеличить гражданскую продукцию до 50% объемов производства. Вы представляете, что это значит? Изначально завод был спроектирован для выпуска мелкосерийной продукции, под это были сделаны все производственные мощности, что позволяло выдерживать конкурентоспособность. Как только подошли к гражданской продукции, столкнулись с жесткой конкуренцией. И это понятно. Ведь эту продукцию выпускают многие предприятия, соответственно, должно быть специализированное производство.

    Сейчас завод «Зенит» загружен только на 60%. При этом делается все возможное, чтобы сохранить персонал. Как отметил В. Валиев, потерять людей очень просто, а вот найти профессионалов довольно сложно. На протяжении нескольких лет предприятие пополняет ряды инженерно-технических кадров, направляя на обучение студентов в Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и выплачивая им стипендию.

    — Помимо программы военного кораблестроения, которым мы занимаемся на протяжении многих лет, должна быть еще и программа гражданского судостроения, — поделился своими взглядами Вячеслав Хамзиевич. – Иначе проблему гражданского судостроения с места не сдвинуть. Мы, конечно, пытаемся достучаться и говорим об этом, но пока все очень сложно… Я могу уверенно заявить, если в 1993 году правительством не была бы принята программа военного кораблестроения, ни одного катера и корабля в Казахстане не было. Ведь мы «поставили» практически весь пограничный флот. Наши катера и корабли в эти годы несут вахту и выполняют важные государственные задачи.

    Кроме этого, как рассказали на заводе «Зенит», многие годы идет разговор о необходимости максимально задействовать отечественные предприятия в производстве продукции для нужд недропользователей. Однако механизм регулирования участия отечественных и иностранных поставщиков в поставках товаров, работ и услуг пока отсутствует. Ну и, конечно, необходима глубокая модернизация предприятий советского наследия, а в частности, оборонной промышленности. Собственных средств на это не хватает. Так что их развитие, согласно Военной доктрине, является одним из основных направлений деятельности республики в военно-экономической сфере и требует пристального внимания со стороны государства.

    Барьеры «Конденсата»

    Ведущая промышленная компания Западного региона АО «Конденсат», которая в течение 15 лет входит в сотню крупнейших предприятий страны и является одним из самых значимых отечественных налогоплательщиков ЗКО, тоже давно просит поддержки у государства. Известно, что вот уже больше года, как нефтеперерабатывающий завод выпускает бензин экологического класса К5. Причем, компания первой и пока единственной в нашей стране наладила выпуск высококлассного топлива, показатели качества которого соответствуют евростандартам. За год с лишним работы АО «Конденсат» с лучшей стороны зарекомендовало себя на рынке реализации бензина марок АИ-92 и АИ-95 и даже стало победителем регионального конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана-2017».  

    Казалось бы, такая потребительская репутация дает понять, что для реализации продукции у АО «Конденсат» есть хорошие перспективы. Но не тут-то было. Сейчас отечественное предприятие также испытывает серьезные трудности с загрузкой. По официальным данным, за все время работы НПЗ ни разу не смог достичь полной загрузки и работал лишь на 30 процентов от своей проектной мощности. А в первый квартал 2018-го эта планка и вовсе опустилась до 20%. Оказалось, что в результате налоговых «маневров» выросшая стоимость российского сырья, на которое рассчитывали в компании, сделала неконкурентоспособными произведенные из него нефтепродукты. Что касается казахстанского сырья, то и здесь производство наталкивается на сплошные преграды. Во-первых, для частных предприятий оно отпускается по экспортной цене, а во-вторых, для обеспечения «льготным» сырьем требуется гарантированная поддержка государства, чего добиться, к сожалению, пока не удается. Правда, следует пояснить, что министерство энергетики РК обещало свое содействие в данном вопросе, когда АО «Конденсат» завершит «дизельный» проект по производству топлива еврокласса. Но до этого момента, как говорится, нужно еще дожить (первую партию дизельного топлива экологического класса К5 планируют получить в конце 1-го полугодия, — ред.), а значит, пока приходится только самостоятельно решать сложные проблемы с загрузкой, чтобы избежать серьезных потерь. Ведь сейчас бензиновый завод АО «Конденсат» работает с перерывами, то запуская, то останавливая производство, что, конечно же, не лучшим образом сказывается на его экономическом и техническом состоянии. 

    — АО «Конденсат», без всякого сомнения, имеет возможность и право продвигать бензин высшего качества, реализуя свой товар под маркой «Сделано в Казахстане» не только в Западно-Казахстанской области и других регионах РК, но и в странах СНГ. Однако из-за различных законодательных  проволочек и без государственного участия нам весьма трудно это сделать. Компания активно работает над вопросами обеспечения производства рентабельным сырьем, ведет переговоры с министерствами и очень надеется все-таки получить обещанную поддержку, — рассказала «Н» генеральный директор АО «Конденсат» Нурия МУФТЕЕВА.

    Вся закавыка в лоте

    Еще один крупный товаропроизводитель ЗКО — ТОО «Уральская торгово-промышленная компания», которой руководит Валерий КРЫЛОВ, образовалась на базе действующего в Уральске еще с 1981 года завода пластмассовых изделий. На сегодняшний день компания специализируется на выпуске полиэтиленовых труб для систем водоснабжения, газоснабжения, телекоммуникации, технологических трубопроводов, а также металлочерепицы, профлиста и товаров народного потребления из пластмассы. Продукция УТПК многократно признавалась лучшим товаром в региональном конкурсе «Лучший Товар Казахстана», а в прошлом году была награждена кубком «Лидер качества-2017».

    — Несмотря на то, что объем «пластмассового» рынка в прошлом году в стране вырос, наша компания смогла не только сохранить долю, но и увеличить свое присутствие, — рассказали специалисты компании. – Однако есть и проблемы. Дело в том, что наша продукция по государственным закупкам не идет отдельным лотом. Она включена в работы по строительству или реконструкции систем, хотя составляет в стоимости проекта львиную долю. Таким образом, покупатель, в рамках высокой конкуренции, просит отдать ему продукцию на условиях постоплаты (после приобретения товара или оказания услуги, — ред.). Получается, что мы первыми затрачиваем средства на сырье и на производство продукции, а деньги получаем последними. Такой подход несет для нас риск приобретения сырья по высоким сезонным ценам. А это значит, что нам будет сложно конкурировать с другими крупными производителями.

    Выход из этой проблемы в УТПК видят в том, чтобы полиэтиленовые трубы в системе госзакупок не включались совместно с работой по их монтажу, а выставлялись отдельным лотом. По мнению работников, в этом случае потребитель получит не только продукт высокого качества по предоставленным критериям, но и по более выгодной цене. В свою очередь, производители полиэтиленовых труб смогут приобретать сырье вовремя и реализовывать готовый продукт по оптимальным ценам.

    Недосягаемые заказы

    География поставок крупного центра по промышленной переработке стекла в стране — ТОО «Стекло-Сервис», история которого началась в 1996 году с маленькой мастерской, включает в себя все регионы нашей республики. Свыше 30% производимой продукции предприятие экспортирует в крупные города России. В 2015 году ТОО «Стекло-Сервис», которым руководит Аркадий РУБЦОВ, стал победителем республиканского конкурса «Лучший Товар Казахстана».

    — Считаем, что на стадии проектирования в проектно-сметной документации нужно обязательно указывать производителей готовой продукции или хотя бы прописывать несколько альтернативных поставщиков товаров, работ и услуг, — ответили на наш вопрос о проблемах отечественных товаропроизводителей работники ТОО «Стекло-Сервис». — Конечно, в обязательном порядке данные компании должны будут проходить аккредитацию в специализированных лабораториях и сертификационных центрах для исключения недобросовестных производителей. Но с другой стороны, это даст возможность уже на стадии проектирования формировать точную смету и обеспечивать полное соответствие стандартам безопасности и качества объекта.

    Как рассказали в ТОО «Стекло-Сервис», на сегодняшний день производственные мощности компании позволяют производить до 700 000 кв. м стеклопакетов в год. Но из-за отсутствия ряда заказов, в 2016 году компания загрузила линию по выпуску стеклопакетов лишь на 22%.

    — И такая ситуация наблюдается при том, что в нашей стране ежегодно реализуются такие крупные строительные проекты, как ЭКСПО, Зимняя Универсиада-2017, участие в которых могло бы значительно улучшить развитие нашей и других отечественных компаний, которые тоже испытывают подобные проблемы, — пояснили в ТОО. — Как показывает практика, большинство заказов получают компании, являющиеся нерезидентами нашей республики, тогда как ТОО «Стекло-Сервис» могло бы вполне успешно их реализовать. Еще один немаловажный проблемный вопрос – это получение кредитов на пополнение оборотных средств. По сути, это дополнительный источник финансирования производственных процессов предприятия. Такой вид кредитов часто является неизбежной необходимостью, но банки второго уровня выдают их под большие проценты и часто с достаточно критичным графиком погашения.             

    Нужны механизмы поддержки

    Нельзя сказать, что поиск механизмов и инструментов решения множественных проблем отечественных товаропроизводителей, в том числе и тех, о которых было сказано выше, совсем не ведется. Как сообщили в Палате предпринимателей ЗКО, проводится системная работа по изучению проблемных вопросов субъектов предпринимательства региона, выявлению административных барьеров и нахождению путей решения актуальных вопросов бизнеса. Основными проблемами местных товаропроизводителей, по данным, полученным из ПП ЗКО, являются высокие процентные ставки кредитования на пополнение оборотных средств, сбыт продукции и большая конкуренция на рынке сырья для компаний, занятых в сфере легкой и химической промышленности, а также машиностроения и строительства. Сложные вопросы, требующие решения на более высоком уровне, доводятся до Национальной палаты РК «Атамекен». С момента ее создания была проведена ревизия 18 000 нормативно-правовых актов, в том числе более 500 законопроектов. Благодаря принципиальной позиции НПП и министерства нацэкономики за 2016-17 годы удалось сдержать до 90% предложений госорганов по ужесточению регулирования деятельности субъектов предпринимательства.

    Но все же стоит признать, отечественный поезд «Товар Казахстана» движется крайне медленно, о чем говорят и данные Национального доклада о состоянии предпринимательской активности, который ежегодно готовит НПП «Атамекен». Так, среди значимых событий прошлого года Нацпалата отмечает ухудшение позиции Казахстана в рейтинге глобальной конкурентоспособности – с 53 до 57 места. В докладе также подчеркивается, что сейчас бизнес не в состоянии на индивидуальном уровне решить проблему доступа к внешним рынкам, в особенности снизить административные, таможенно-тарифные и нетарифные барьеры. Не задействованы инструменты государственной внешнеторговой политики, нет четкой ориентированности на экспорт. При этом сбыт продукции на внутреннем рынке страны по-прежнему сопровождается множеством проблем для предпринимателей. И это системные барьеры, с которыми отечественные товаропроизводители пока не в силах справиться самостоятельно. Им нужен мощный механизм поддержки — не только на местном уровне, но в большей степени на законодательном.                                                                                                                                                                                                 

    Галина КАРЕНСКИХ


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Какие инженерные сети были отремонтированы в этом году в Уральске

    Акимат города подводит итоги работы за 2024 год на...

    В Казахстане проверят прописки граждан

    Как сообщили в МВД, полицейские проведут рейды по квартирам...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл