Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
2 C
Уральск
7.1 C
Аксай
Еще

    Стройка на откатах

    В Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Астаны в слушаниях по делу экс-министра национальной экономики Куандыка БИШИМБАЕВА две главы крупных строительных компаний из Уральска — Кайдар КОЩАНОВ (на фото) (ТОО «Урал-Авто») и Сабит УТЕБАЛИЕВ (ТОО «СВ+») рассказали как давали взятки руководству АО «Байтерек Development», чтобы строить госжилье. 

    Экс-министра нацэкономики Бишимбаева задержали 10 января 2017 года по подозрению «в неоднократном получении взяток в особо крупном размере в группе лиц по предварительному сговору». Он обвиняется в хищении путем преступных схем почти миллиарда тенге, будучи председателем правления холдинга «Байтерек». Кроме экс-министра по делу проходят 22 подозреваемых, среди которых есть сын действующего депутата парламента Кабибуллы ДЖАКУПОВА — экс-зампред правления АО «Байтерек Development» Аслан ДЖАКУПОВ. Уголовное дело состоит из 250 томов. Дело ведет председатель суда Адильхан ШАЙХИСЛАМОВ. 

    «Десять не могу, могу только пять…»

    Кощанова и Утебалиева допросили 20 ноября. Кощанов сразу признал вину в полном объеме и рассказал, что его фирма выиграла конкурс на строительство многоквартирного жилого дома, объявленный акиматом Уральска. Бизнесмену в акимате сообщили, что финансирование будет идти не из бюджета, а из АО «Байтерек DEVELOPMENT». Кощанов, по его словам, в 2015 году поехал на встречу с Дильрухом Анарбаем в Астану поговорить об участии в программе по строительству жилья.

    — Он поставил условие, по заключению контракта требуется откат в размере 10%. Я возмутился, что 10% я не потяну, что могу только 5%. Он согласился, я уехал домой, но решил не участвовать в программе, — сообщил суду Кощанов.  

    Спустя год Кощанов «увидел, что объемов не хватает, а ситуация финансовая у компании ухудшается». Поэтому весной 2016 года он снова поехал в Астану к Анарбаю, чтобы сказать, что «хочет работать».

    — Он меня упрекнул, что в 2015 году я не стал работать с ними, с акимом работал. Пришлось извиниться и согласиться на условия, — рассказал Кощанов.

    К концу мая «Урал-Авто» и «Байтерек DEVELOPMENT» подписали контракт. Условия были таковы – 5% от суммы сделки Кощанов должен был передать Анарбаю сразу после получения аванса. В июле «Байтерек DEVELOPMENT» перечислил аванс в размере 30% от суммы сделки, что составило 422 млн тенге.

     — После этого мне позвонил Анарбай, стал требовать 70 млн тенге, но собрать такую сумму я не смог, и снять со счета не мог. Поэтому я взял 20 млн из личных сбережений и 15 млн из кассы подотчет. Это было 5 августа. После этого я выехал в аэропорт и встретил рейс, на котором прилетел Анарбай, а деньги положил в пакет черного цвета. Анарбай сказал, что у него нет времени и что он через два часа улетает в Алматы. В машине я передал ему пакет с деньгами, и он улетел обратно — пояснил Кощанов.

    На вопрос одного из адвокатов, почему он не обратился в правоохранительные органы, став объектом вымогательства, Кощанов пояснил, что, таким образом, «он не решил бы свои финансовые проблемы».

    Кощанов рассказал, что  сам пришел в правоохранительные органы с заявлением по факту вымогательства, позже написав явку с повинной.

    Кощанов уверял суд, что был вынужден дать взятку, так как у него ее вымогали. Анарбай наоборот сообщил суду, что на момент получения денег от Кощанова он уже не работал в холдинге и взятку «предложил сам Кощанов».

    Один из адвокатов просил Кощанова озвучить конкретное препятствие, которое не позволило ему работать без передачи взятки:

    — Скажите, пожалуйста, вот вы говорите, что весной приехали, решили зайти к Анарбаю, там вы у него спросили условия поменялись или не поменялись, что у вас, конкретное препятствие перед вами было, для того, чтобы сдать документы в общем порядке и работать как положено?

    — Ну, Анарбай сказал…

    — Вот это и было препятствием для того, чтобы сдать документы?

    — Да.

    — Почему вы не отказались передавать взятку после заключения контракта?

    — Была договоренность и я опасался последствий.

    Кощанов также рассказал, что в итоге получил от холдинга два контракта на две свои фирмы (ТОО «Урал-Авто» и ТОО «Болашак Т») на общую сумму почти 2,8 млрд тенге.

    — Скажите, у вас была реальная возможность отказаться от передачи денег? – поинтересовались у Кощанова.

    — Я думаю, что нет.

    — Кто-то вам угрожал или чего-то боялись?

    — Никто не угрожал, но было ясно, что если не дам, мне будет тяжело.

    Адвокат Мади МЫРЗАГАРАЕВ поинтересовался, спас ли таким образом Кощаанов свои фирмы от банкротства, тот ответил «да».

     

    «Дал взятку и через два дня получил 550 млн тенге»

    Допрос Утебалиева начал его адвокат Абзал Куспан. Он сообщил, что подсудимый обвиняется в даче взятки по двум эпизодам и спросил, признает ли его подзащитный себя виновным? Утебалиев ответил, что факт дачи взятки в феврале в сумме 9 млн тенге он полностью отрицает. А по второму эпизоду факт дачи взятки признает частично в сумме 5 млн тенге. Далее начался свободный рассказ Утебалиева. Он рассказал, как познакомится с представителями «Байтерек DEVELOPMENT» во время их рабочего визита в Уральск. На тот момент у подсудимого было 4 «замороженных» объекта. Один из них бизнесмен начал строить по программе ГЧП, но в 2015 году финансирования не было. Но этот многоквартирный дом подходил под условия «Байтерек DEVELOPMENT», а потому Утебалиев был заинтересован в получении контракта по этому дому. Он собрал документы и передал их в холдинг, после поступления замечаний устранил их, комиссия одобрила проект. И в мае бизнесмен получил договор на строительство дома на 1,5 млрд тенге. В конце июня его компания получила аванс и начала строить дом. Утебалиев ругал «бюрократическую систему» «Байтерек DEVELOPMENT», назвав процесс подписания актов выполненных работ «свистопляской».

    — Каждые 2-3 месяца условия меняются. Мало того, что на подписание актов уходило от месяца и более, надо было еще собрать до 12 подписей. Бывало, что эти акты терялись, то ли умышленно, то ли еще как-то, или их отправляли обратно почтой. В итоге нам сказали, чтобы мы акты регистрировали через канцелярию. Но туда сдать тоже было не так просто, — рассказал Утебалиев.

    В итоге, по его заверениям, у строительной компании началось отставание от сроков по сдаче объекта. Штрафные санкции на этот случай – 1 млн тенге в день.

    — 14 марта 2016 по звонку Анарбая я приехал в Астану, он постоянно названивал с вопросом, «когда приедешь?». Я так подразумевал, что это значит «когда привезешь откат». Тогда я передал ему сумму взятки в размере 5 млн тенге, потому как у меня появилась опасность не сдать объект вовремя, — признался Утебалиев. — После 20 марта, я уже получил кредит в сумме 300 млн тенге с целевым назначением для сдачи этого дома. После того, как я дал взятку, буквально через 2 дня я получил 550 млн тенге, — сообщил Утебалиев.

    Он отрицал слова Анарбая, который утверждал на допросе, что Утебалиев «сам предложил ему 10% отката».

    По словам Утебалиева, он написал заявление о вымогательстве в Антикоррупционную службу после того, как узнал из СМИ об аресте руководителей «Байтерек DEVELOPMENT».

    — 4 декабря я был вынужден согласиться с обвинением в мой адрес, потому что мне угрожал арест. Предыдущий адвокат ввела меня в заблуждение, говорила вот, признавай, будешь свидетелем с правом защиты. Все, что будет следствием говориться, все признавай, все подписывай, — рассказал он.

    Утебалиев рассказал, что до передачи денег его компании ставились многочисленные препоны для работы, но «после все вопросы были сняты».

     — Сколько просил Анарабай? Почему вы отдали 5 млн тенге?

     — У них было условие передачи 150 млн тенге, но я что смог собрать, то и передал.

    — Анарбай не имел отношения к приемке выполненных работ, но, тем не менее, вы именно к нему обратились, почему? Поясните, — спросили у Утебалиева.

    — Ну, посещая Байтерек, я заметил особую активность Анарбая. Анарбай среди других руководителей вел себя уверенно нагло. Как-то раз при встрече намекал, что любой вопрос он решает в Байтереке без проблем. Он говорил, что со временем будет работать в правительстве, и вы еще будете гордиться, что имели с нами дело. А от других, посторонних лиц, я слышал, что он человек со связями. Одним словом, я знал, что вопросы незаконных вознаграждений у них предоставлено решать Анарбаю, — отвечал Утебалиев.

    — Кто вам озвучивал про откаты? – спросил судья.

    — Анарбай, специалисты технического отдела.

     

    Статья подготовлена по материалам стенограмм ОО «Гильдия судебных репортеров».

    Санат Урналиев, фото Георгий Семенов

     


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Шесть медалей Кубка Восточной Европы – у казахстанцев

    21 ноября в Щучинске состоялся первый этап соревнований по...

    На Новый год казахстанцы будут отдыхать четыре дня подряд

    День отдыха перенесен с воскресенья, 5 января, на пятницу,...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл